Денежно-кредитная политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики в Республике Казахстан. В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:
- раскрыть сущность денежно-кредитной политики;
- рассмотреть инструменты и виды денежно-кредитной политики;
- провести анализ денежно-кредитной политики РК на 2011 год;
- проанализировать состояние денежного предложения в РК;
- охарактеризовать основные проблемы денежно-кредитной политики Казахстана и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность, понятие и цели денежно-кредитной политики
1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики
1.3 Виды монетарной политики

2 АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Характеристика и анализ основных направлений денежно-кредитной политики Национального Банка РК
2.2 Анализ и оценка прогнозов инфляции на 2011 год
2.3 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики РК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая моя1.docx

— 159.98 Кб (Скачать файл)

При этом переход к режиму управляемого плавающего валютного  курса не снимает обязательств Национального  Банка Республики Казахстан по обеспечению  стабильности национальной валюты. Меры Национального Банка Республики Казахстан будут направлены на недопущение  значительных колебаний реального  курса национальной валюты, которые  могут оказать негативное влияние  на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно  меняющейся мировой конъюнктуры. Национальный Банк Республики Казахстан будет  стремиться к дальнейшему снижению своего участия на валютном рынке  в целях повышения гибкости курса  тенге.

Процентная политика Национального  Банка Республики Казахстан будет  направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных  инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. При этом дальнейшая реализация процентной политики будет направлена на сужение коридора ставок.

Основные усилия Национального  Банка Республики Казахстан будут  сосредоточены на более гибком регулировании  нижней границы коридора ставок (ставки по депозитам банков, размещаемым  в Национальном Банке Республики Казахстан), по которой осуществляется изъятие ликвидности банков. Кроме  того, изменение нижней границы коридора ставок будет определяться динамикой  прогнозируемой инфляции на среднесрочный  период. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из текущей  ситуации на денежном рынке и уровня инфляции.

В 2011 году Национальным Банком Республики Казахстан будет рассмотрен вопрос о дифференциации ставок по операциям Национального Банка  Республики Казахстан в зависимости  от сроков и условий.

Основными инструментами  регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся  краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке  Республики Казахстан.

Эмиссия краткосрочных нот  будет также направлена на поддержание  вторичного рынка государственных  ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года. В 2011 году ситуация с ликвидностью на денежном рынке кардинально не изменится. В связи с этим, сроки  обращения краткосрочных нот  предполагается сохранить на существующем уровне – 3 и 6 месяцев.

При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет  предоставлять займы рефинансирования для поддержания краткосрочной  ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими. При  этом Национальный Банк Республики Казахстан не ожидает роста спроса на данные ресурсы. Также будет рассмотрена возможность предоставления ликвидности посредством проведения операций с международными финансовыми организациями.

В целях повышения эффективности  инструментов по регулированию ликвидности  банков будет рассмотрена возможность  возобновления проведения операций прямого и обратного РЕПО с  банками в секторе автоматического  РЕПО на Казахстанской фондовой бирже.

В 2011 году Национальный Банк Республики Казахстан начнет работу по совершенствованию механизма  минимальных резервных требований, повышению эффективности его  применения, главным образом, в части  изменения состава резервных  активов. Будет рассмотрен вопрос исключения из базы резервных активов банка  активов в иностранной валюте. В среднесрочной перспективе (в 2012-2013 годах) планируется также рассмотреть  вопрос исключения из состава резервных  активов наличных денег в кассах банков. Для недопущения значительного  ухудшения ситуации с ликвидностью банков Национальный Банк Республики Казахстан может рассмотреть  вопрос снижения нормативов минимальных  резервных требований.

Достижение цели по инфляции в пределах 6-8% по всем сценарным  вариантам будет обеспечиваться соответствующими мерами денежно-кредитной  политики. Увеличение избыточного денежного  предложения, которое может повлечь  усиление инфляционного давления, будет  сопровождаться ростом стерилизационных операций Национального Банка Республики Казахстан.

Денежно-кредитная политика Республики Казахстан будет адекватна  складывающимся макроэкономическим условиям. Денежное предложение в экономике  будет сохраняться на уровне, соответствующем  росту экономики. Денежно-кредитная  политика Республики Казахстан будет  создавать условия для решения  проблемы восстановления кредитной  активности путем гибкого регулирования  ликвидности в банковском секторе. Вместе с тем, эффективность данных мер будет зависеть от структурных  преобразований в банковском секторе.

Денежно-кредитная политика Республики Казахстан, в том числе  валютная политика, будет учитывать, как возможные экономические  выгоды, так негативные последствия  и риски для экономики Республики Казахстан, вытекающие из реализации договоренностей, достигнутых в рамках соглашений Единого экономического пространства.

Денежно-кредитная политика Республики Казахстан будет способствовать выполнению прогнозов социально-экономического развития Республики Казахстан.

В случае реализации более  благоприятных сценариев развития экономики (2 и 3 сценарии) в 2011 году, денежно-кредитная  политика в последующие годы будет  осуществляться в рамках основных направлений, определенных настоящим документом. Основные параметры денежно-кредитной  политики и платежного баланса, в  том числе меры денежно-кредитной политики, на последующие годы будут уточнены по результатам 2011 года[15].

 

2.2 Анализ и оценка прогнозов инфляции на 2011 год

Фактически сложившийся  уровень инфляции (3,7%) в 1 квартале 2011 года был выше прогноза (2,5-2,7%)Инфляция в январе и феврале значительно  превысила прогнозные значения, тогда  как в марте она сложилась  ниже, чем ожидалось.

Основной прирост цен  в 1 квартале 2011 года пришелся на продовольственные  товары. В их структуре следует  выделить удорожание круп, мясопродуктов, молочных продуктов, плодоовощной продукции  и сахара. Анализируя динамику прошлых  лет, можно отметить, что повышение  цен на фрукты и овощи, молочную и  мясную продукцию является характерным  для данного периода, поскольку  вызвано фактором сезонности. Рост цен на сахар, а также крупяные изделия произошел ввиду нестабильной ситуации на мировых товарных рынках, вызванной неблагоприятными погодными  условиями в ряде стран в 2010 году.

По оценке, инфляция в 1 квартале 2011 года без учета удорожания продовольственных  товаров составила 2,2% вместо фактических 3,7%.

Влияние на инфляцию со стороны  непродовольственных товаров в  январе-марте 2011 года, ввиду умеренного роста цен на них, оставалось незначительным. Влияние со стороны платных услуг  усилилось в феврале 2011 года за счет значительного роста цен и  тарифов на услуги жилищно-коммунальной сферы (холодное, горячее водоснабжение, канализация, электроэнергия).

Фактический уровень инфляции в годовом выражении по итогам марта 2011 года (8,6%) сложился выше прогнозного  значения (7,2-7,4%).

Прогноз инфляции на 2011 год

В соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2011 год основной целью Национального Банка было определено удержание инфляции в пределах 6-8% (график 1).

При этом формирование инфляционных процессов в 2011 году будет происходить  на фоне несбалансированности совокупного  спроса и предложения. Ожидается  некоторое усиление инфляционного  давления ввиду планируемого в июле 2011 года повышения заработных плат, пособий и иных социальных выплат из бюджета. Кроме того, в 2011 году ситуация на мировых товарных рынках, по всей видимости, останется нестабильной, что окажет некоторое повышательное  давление на инфляцию внутри Казахстана.

Денежно-кредитная политика будет адекватна складывающимся макроэкономическим условиям. Денежное предложение в экономике будет  сохраняться на уровне, соответствующем  росту экономики[16].

График 1 - Факт и прогноз инфляции в 2011 году.

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан

Прогноз инфляции на 2 квартал 2011 года составляет 1,4-1,6% (во 2 квартале 2010 года фактическая инфляция составила 1,4%). В целом данный уровень соответствует  инфляционным тенденциям апреля-июня, которые характерны для предыдущих лет. Данные ожидания связаны с тем, что, главным образом, формирование инфляции в ближайшее время будет  происходить под воздействием фактора  сезонности. Ожидается снижение цен  на отдельные виды товаров и услуг (яйца, молочная продукция, горюче-смазочные  материалы). Не исключается некоторое  замедление темпов роста цен на плодоовощную продукцию, мясную продукцию, услуги жилищно-коммунальной сферы.

По итогам июня 2011 года годовая  инфляция ожидается на уровне 8,5-8,7%.

Прогноз инфляции на 3 квартал 2011 года составляет 0,5-0,7% (в 3 квартале 2010 года фактическая инфляция сложилась  на уровне 0,8%), что соответствует  годовой инфляции в 8,1-8,3% на конец  сентября 2011 года.

В 1 квартале 2011 года сохранилась  тенденция повышения инфляционного  давления в экономике. Инфляция в  этот период росла с большими темпами  по сравнению с 1 кварталом 2010 года. В январе-марте 2011 года инфляция сложилась  на уровне 3,7% (в 4 квартале 2010 года - 2,4%).

Ускорение темпов инфляции в 1 квартале 2011 было обусловлено фактором сезонности в виду повышения цен  на отдельные продовольственные  товары и удорожанием отдельных  услуг населению, в том числе  регулируемых (холодное и горячее  водоснабжение, электроэнергия, услуги связи).

Продовольственные товары подорожали на 6,0%, непродовольственные товары - на 0,9% и платные услуги - на 3,6% (график 2).

График 2- Динамика квартальной инфляции и ее составляющих , (% к предыдущему периоду)

Источник: Агентство  Республики Казахстан по статистике

В 1 квартале 2011 года среди  продовольственных товаров в  наибольшей степени подорожали крупы - на 38,6%, фрукты и овощи - на 16,4%, сахар - на 12,0%, мука пшеничная - на 7,7%, мясо и  мясопродукты - на 6,9%, масло и жиры - на 6,0%, молочная продукция - на 4,3%. Стал дешевле рис на 1,9%.

В группе непродовольственных  товаров больше всего увеличились  цены на бензин на 2,6%, на дизельное топливо - на 2,4%, на медикаменты - на 1,2%.

В группе платных услуг  оплата за жилищно-коммунальные услуги снизилась на 3,5%. При этом оплата за электроэнергию увеличилась на 9,4%, за холодную воду - на 4,5%, за центральное  отопление - на 3,6%, за горячую воду - на 3,1%. Цены на услуги связи выросли  на 9,7%, в том числе на услуги телефонной и факсимильной связи - на 11,7%, правовые услуги - на 4,4%.

По итогам марта 2011 года инфляция в годовом выражении составила 8,6% (в декабре 2010 года - 7,8%). Продовольственные  товары стали дороже на 12,6% (10,1%), непродовольственные  товары - на 5,3% (5,5%), платные услуги - на 6,7% (6,8%) (график 3).

График 3 - Динамика годовой инфляции и ее составляющих,

(% к соответствующему  месяцу предыдущего года)

Источник: Агентство  Республики Казахстан по статистике

В годовом выражении наибольший прирост цен пришелся на фрукты и  овощи, на масла и жиры, на табачные изделия, на сахар, на мясные и молочные продукты, на хлебопродукты и крупяные изделия, на дизельное топливо и  бензин, на газ сжиженный, на медикаменты, моющие и чистящие средства, на электроэнергию, на холодную и горячую воду, на канализацию, на услуги образования, на амбулаторные услуги, на транспортные услуги.

Базовая инфляция

В 1 квартале 2011 года показатели базовой инфляции, как и общая  инфляция, показали более высокие  темпы роста как по сравнению  с предыдущим кварталом, так и  по сравнению с соответствующим  кварталом 2010 года (график 4). Данная динамика была обусловлена, в первую очередь, более высокими темпами роста  цен практически по всем продовольственным  товарам, включаемым в расчет индекса  потребительских цен.

В январе-марте 2011 года показатели базовой инфляции в годовом выражении  демонстрировали разнонаправленную  динамику. Базовая инфляция-1 в январе-феврале 2011 года ускорялась, в марте 2011 года она стабилизировалась. Остальные  показатели базовой инфляции после  некоторого ускорения в январе-феврале 2011 года, в марте 2011 года начали постепенно замедляться. При этом все показатели базовой инфляции по итогам марта 2011 года сложились на более низком уровне по сравнению с общей инфляцией.

График 4 - Динамика квартальной инфляции и базовой инфляции,

(% к предыдущему периоду)

Источник: Агентство  Республики Казахстан по статистике.

 

График 5 - Динамика годовой инфляции и базовой инфляции,

 (% к соответствующему месяцу предыдущего года)

Источник: Агентство  Республики Казахстан по статистике

В марте 2011 года все показатели базовой инфляции в годовом выражении  сложились на более высоком уровне по сравнению с показателями декабря 2010 года. Это свидетельствует о  сохранении инфляционного фона в  экономике, при этом влияние монетарных факторов на инфляцию является незначительным[17].

 

2.3 Проблемы и  перспективы развития

денежно-кредитной  политики РК

В области денежно-кредитной  политики и развития финансового  сектора основными задачами являются  повышение эффективности регулирования  инфляционных процессов, поэтапная  либерализация валютного регулирования, совершенствование инструментов косвенного регулирования внешнего заимствования  банками, а также либерализация  и повышение конкуренции в  финансовой системе, обеспечение ее устойчивости и прозрачности.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Казахстан