Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение денег, денежных агрегатов и монетарной политики российского государства, а также их роль в мировой экономической системе.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть деньги, их сущность и экономическое значение в мировой экономике;
описать общую характеристику монетарной политики;
показать особенности монетарной политики в современной России, ее проблемы и пути решения.
Введение
1. Деньги: природа появления, их сущность и экономическое значение
Появление денег и их сущность. Денежные агрегаты
Функции и виды денег
Роль денег в мировой экономике
Монетарная политика: общая характеристика (теоретический аспект)
Сущность монетарной политики, ее цели, типы и задачи
Инструменты проведения монетарной политики
Воздействия монетарной политики на экономику
Особенности монетарной политики в современной России
Основные проблемы монетарной политики
Пути решения проблем
Заключение
Список литературы
Рис. 1 Рис. 2
Центральный Банк не может полностью контролировать предложение денег. Так, рост процентной ставки на денежном рынке может вызвать снижение избыточных резервов (уменьшение коэффициента rr=R/D, где R включает и обязательные, и избыточные резервы), а также побудить население хранить относительно больше средств на депозитах и меньше в наличности, что отразится на снижении коэффициента (cr = C/D). В результате увеличится денежный мультипликатор и предложение денег.
Очевидно, что Центральный Банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (кривая LD сдвинется вправо и точка равновесия переместится вправо вдоль кривой Ls). [8]
2.3 Воздействие монетарной политики на экономику
Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом. Можно выделить 4 звена передаточного механизма кредитно-денежной политики [5]:
1) изменение величины реального предложения денег (М/Р) S в результате проведения Центральным Банком соответствующей политики;
2) изменение ставки процента на денежном рынке;
3) реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;
4) изменение объема выпуска
в ответ на изменение
Между изменением предложения
денег и реакцией совокупного
предложения расположены еще
две промежуточных ступени, прохождение
через которые существенно
Изменение рыночной ставки процента происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как, вследствие, расширительной денежной политики Центрального Банка, на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием станет покупка других видов активов, удешевление кредита, то есть в итоге - снижение ставки процента (рис. 3, а).
Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой Ls. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки (рис. 3, б, 3, в).
Рис.3
Следующим шагом является
корректировка совокупного
Нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
Помимо качества работы передаточного механизма существуют и другие сложности в осуществлении денежной политики: поддержание Центральным Банком ставки процента. Так, Центральный Банк может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций, а следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но если по каким-то причинам в экономике начинается подъем и ВВП растет, то это увеличивает транзакционный спрос на деньги. При неизменном предложении денег ставка процента будет расти и чтобы удержать ее на прежнем уровне Центральный Банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создаст дополнительные стимулы роста ВВП и к тому же может спровоцировать инфляцию.[5]
В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный Банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.
Возможны побочные эффекты при проведении кредитно-денежной политики. Например, если Центральный Банк считает необходимым увеличить предложение денег, он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг. Но одновременно с ростом предложения денег начнется снижение ставки процента. Это может отразиться на величине коэффициентов сr и rr. Население может перевести часть средств из депозитов в наличность, и отношение C/D =сг увеличится, банки могут увеличить свои избыточные резервы, что повысит отношение R/D=rr. В результате денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.
Влияние кредитно-денежной
политики на размер ВВП в значительной
степени связано через
Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального Банка, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти.
В развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой часто просматривается следующая закономерность: чем больше независимость (как формальная, так и неформальная) Центрального Банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета. [4]
Денежно-кредитная политика
тесно связана с бюджетно-
3. Особенности монетарной политики в современной России
3.1. Основные проблемы монетарной политики
Основные цели и принципы
денежно-кредитной политики Банка
России в последнее время определялись
задачей последовательного
Между тем, как отмечает Г.Г.Фетисов, сведение целей монетарной политики к обеспечению устойчивости рубля заведомо сужает спектр тех проблем развития денежно-кредитной системы и экономики в целом, которые подлежат решению методами монетарного регулирования, и деформирует приоритеты монетарной политики в пользу антиинфляционной политики. [11]
При возникновении опасности резкой ревальвации рубля к доллару и «бегства» от доллара на внутреннем валютном рынке ЦБР выбрал политику недопущения существенной ревальвации рубля (с помощью интервенций) и удержания инфляции в заданных пределах (с помощью стерилизации). Такая компромиссная политика не обеспечила эффективного использования непрогнозируемых доходов от экспорта (хотя и позволила избежать потрясений на валютном рынке, чреватых социально-политической дестабилизацией в преддверии думских и президентских выборов). Эту противоречивость признают и авторы Отчета ЦБР-2006: «В ситуации дисбаланса на внутреннем валютном рынке одной из главных задач Банка России стало нахождение компромисса между недопущением резкого номинального укрепления рубля к доллару США и ухудшения условий для функционирования реального сектора экономики, с одной стороны, и достижением конечной цели по инфляции, — с другой». При этом приходилось учитывать, как влияние изменения обменного курса рубля к доллару на динамику цен потребительского рынка и на приток иностранного капитала в Россию, так и возможности стерилизации денежного предложения, формируемого на основе интервенций. [11]
В результате реализации компромиссного алгоритма «интервенции плюс стерилизация» рост денежной массы значительно превысил прогнозные параметры. Выполнение других заданных параметров денежно-кредитной политики также оставляет желать лучшего.
Таблица
Выполнение денежной программы РФ, млрд. руб.[11]
Показатели денежной программы |
01.01.2006г |
01.01.2007г |
Прирост программы |
Прирост фактич. |
Перевыполнение программы | ||||
Фактич. |
программа |
Фактич |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5= 3-2 |
6= 4-2 |
7 = 4-3 | |||
Денежная база |
935,1 |
1145,0 |
1398,5 |
209,9 |
463,4 |
253,5 | |||
Наличные деньги в обращении (вне Банка России) |
813,9 |
979,0 |
1224,7 |
165,1 |
410,8 |
245,7 | |||
Обязательные резервы |
121,2 |
167,0 |
173,8 |
45,8 |
52,6 |
6,8 | |||
Чистые международные резервы |
1313,1 |
1594,0 |
2192,6 |
280,9 |
879,5 |
598,6 | |||
Валовые международные резервные активы Банка и Правительства России |
1519,1 |
1742,0 |
2340,0 |
222,9 |
820,9 |
598,0 | |||
Международные резервные обязательства правительства России |
206,0 |
147,0 |
147,4 |
-59,0 |
-58,6 |
0,4 | |||
Чистые внутренние активы |
-378,0 |
-449,0 |
794,1 |
-71,0 |
-416,1 |
-345,1 | |||
Чистый кредит расширенному правительству |
34,3 |
65,0 |
-121,8 |
30,7 |
-156,1 |
-186,8 | |||
Чистый кредит федеральному правительству |
101,9 |
170,0 |
-20,5 |
68,1 |
-122,4 |
-190,5 | |||
Остатки средств на счетах субъектов РФ, местных органов власти и государственных внебюджетных фондов РФ |
-67,6 |
-105,0 |
-101,3 |
-37,4 |
-33,7 |
3,7 | |||
Чистый кредит банкам |
-196,0 |
-273,0 |
-405,5 |
-77,0 |
-209,5 |
-132,5 | |||
Валовой кредит банкам |
21,6 |
25,0 |
16,7 |
3,4 |
-4,9 |
-8,3 | |||
Корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты свободной банковской абсорбированной ликвидности |
-217,6 |
-298,0 |
-422,2 |
-80,4 |
-204,6 |
-124,2 | |||
Прочие чистые неклассифицированные активы |
-216,2 |
241,0 |
-266,7 |
-24,8 |
-50,5 |
-25,7 | |||
Справочно: темпы прироста, % (если не указано иное) | |||||||||
ВВП (к предыдущему году) |
4,7 |
4,4 |
7,3 |
-0,3 |
2,6 |
2,9 | |||
Денежная масса М2 (за год) |
32,4 |
26,0 |
50,5 |
-6,4 |
18,1 |
24,5 | |||
Скорость обращения, среднегодовая (к предыдущему году) |
-9,9 |
-6,1 |
-14,8 |
3,8 |
-4,9 |
-8,7 | |||
Официальный среднегодовой обменный курс, (руб./долл.) |
31,4 |
33,0 |
30,7 |
1,6 |
-0,7 |
-2,3 |
Судя по данным таблицы, перевыполнение программы по приросту чистых международных резервов составило 598,6 млрд. руб., а недовыполнение программы по приросту чистых внутренних активов—345 млрд. руб.
С учетом серьезных расхождений прогнозных и фактических результатов денежно-кредитной политики в 2007 г. представляется явно завышенной следующая центробанковская самооценка: «В целом за истекший год проводимая Банком России денежно-кредитная политика способствовала поддержанию экономического роста и формированию условий для повышения доходов и потребления населения. Снижение инфляции делает возможным осуществление более активной инвестиционной деятельности и стимулирует рост сбережений, а достижение поставленного целевого ориентира повышает доверие экономических агентов к проводимой экономической политике».
В обобщенном виде критические оценки монетарной политики, проводимой Центральным банком и Правительством сводятся к следующим положениям: [11]
В центробанковском отчете констатируется, что, ориентируясь на снижение уровня доходности на рынке межбанковских кредитов, рынке государственных ценных бумаг и на замедление темпов инфляции, ЦБР снижал ставки по собственным операциям и величину ставки рефинансирования. Но последняя должна быть ниже средних, а не выше максимальных ставок предложения денежного капитала, ибо в противном случае система рефинансирования по существу перестает работать на обеспечение кредитования национальной экономики. Это и произошло в России. Основным регулятором процентных ставок стал их уровень по центробанковским депозитным операциям. Объем задолженности Банка России по ним возрос с 47,4 до 87,3 млрд. руб., уровень фиксированных ставок был снижен до 0,5 - 1 %, а уровень ставок отсечения, определяемых по результатам депозитных аукционов - до 1,5 - 3,5%. Стоимость привлечения средств по операциям ЦБР на срок в 28 дней снизилась с 9,8 до 2,5%. Иными словами, Банк России заимствовал по низким рыночным ставкам, а рефинансировал банки - по запретительно-высоким (даже кредитование под залог ценных бумаг осуществлялось по ставке 11%). [11]