Деньги как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашего повседневного бытия. Современный человек не может представить себя рыночную экономику без денежного обращения. С другой стороны население страны воспринимает выпускаемые в обращении бумажные деньги как общепризнанное средство обмена. Люди признают за "кусками бумаги" способность играть роль денег в экономике, поскольку они доверяют правительству, пологая, что оно не будет употреблять своим монопольным положением эмитента денег и сохранит бумажные деньги редким благом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты и сущность денег…………………………….
деньги - как экономическая категория………………………….
виды и функции денег
происхождение американского доллара и знака $......................
Анализ денежной системы Республики Казахстан…………………...
законодательное регулирование в РК……………………………
денежные реформы РК
анализ современного состояния денежной системы в РК……..

Проблемы и пути решения в денежной системе РК…………………...

проблемы внедрения электронной системы денег и фактор,
способствующий понижению курса тенге …………………………….
пути совершенствования и развитие электронной денежной
системы в Республики Казахстан………………………………..............
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..
Приложение………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

1. Предъявление указаний о переводе  денег для их исполнения производится  следующими способами:

1) путем представления оригинала платежного документа, исполненного на бумажном носителе;

2) путем передачи указания электронным  способом, без составления на  бумажном носителе, с использованием  соответствующих электронных каналов  связи и телекоммуникаций;

3) иными способами, установленными нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан.

2. Предъявление указаний электронным  способом допускается только  при соблюдении требований, устанавливаемых  Национальным Банком Республики  Казахстан. При отсутствии таких требований применяются унифицированные правила и (или) обычаи делового оборота, принятые в банковской практике.

3. Запрещается предъявление электронным  способом указаний, составление  и передача которых законодательством  Республики Казахстан предусмотрены только на бумажном носителе.

4. Способы, порядок и условия  предъявления отправителем указаний  о переводе денег банку - получателю  отражаются в договоре между  ними, если отправитель является  клиентом банка - получателя. Если  отправитель не является клиентом банка - получателя, то предъявление указаний производится в соответствии с нормами настоящего Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан.

Статья 39. Запрещение платежа или  перевода денег. Осуществление платежа, выдача указания о переводе денег, исполнение указания, выдача денег банком бенефициару или получение бенефициаром денег могут быть запрещены государственными органами или должностными лицами, уполномоченными на то соответствующими законодательными актами Республики Казахстан, и только по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан. В главе 2 Закона Республики Казахстан "О платежах и переводах денег" от 29 июня 1998 года содержатся положения о платежах. В соответствии с общими посылками платежи производятся на основании и в соответствии с условиями гражданско-правовых сделок, нормами законодательства РК и решениями судов. Платежи в соответствии с условиями гражданско-правовых сделок осуществляются в добровольном порядке, платежи в соответствии с нормами законодательства и решениями судов могут допускаться в обязательном порядке. Расчеты могут осуществляться как с использованием наличных денег, так и без их использования. Стабильность денежно-кредитной системы нашего государства в настоящий период позволяет принимать такие законодательные решения. Непосредственно после перехода к рынку имелась ее нестабильность, и использование наличных денег существенно ограничивалось. Физические лица могут без ограничения использовать в расчетах между собой наличные деньги. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Закон Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской тайны» от 29 марта 2000 года, платежи между юридическими лицами на сумму, превышающую 4000 месячных расчетных показателей, осуществляются только в безналичном порядке. Если попытаться сформулировать понятие расчетного обязательства, то его можно охарактеризовать как обязательство, в силу которого банк обязуется с соблюдением условий гражданско-правовой сделки, решения суда и требований законодательства осуществить платеж в пользу кредитора клиента по гражданско-правовой сделке или иному основанию. Платежи наличными деньгами производятся путем передачи наличных денег в виде банкнот и (или) монет, являющихся законным платежным средством. К законному платежному средству на территории Республики Казахстан, если иное специально не предусмотрено законодательством, относится тенге. Платеж наличными деньгами заключается в физической передаче банкнот и (или) монет лицом, осуществляющим платеж (плательщиком), лицу, перед которым плательщик имеет денежное обязательство. Законодательство в современный период устанавливает лишь наиболее общие ограничения в использовании наличных денег. В частности, в соответствии с п. 4-1 статьи 21 Закона Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» платежи, которые осуществляются между юридическими лицами на сумму свыше 4000 месячных расчетных показателей, должны производиться только в безналичном порядке. Для расчетов между гражданами такие требования не устанавливаются. Платеж наличными деньгами может производиться лицу, перед которым исполняется денежное обязательство, непосредственно либо через посредника.

 

 

    1. Денежные реформы

 

Деньгами в обширном смысле могут быть названы всякие знаки ценности, служащие для размена, приобретения других предметов, покупки  или найма человеческого труда. Деньги - это общественный институт, который увеличивает богатство, снижая издержки обмена и способствуя большей специализации в соответствии с имеющимися у людей сравнительными преимуществами. Преимущество использования денег, по сравнению с натуральным обменом, огромны. Издержки обмена были бы намного больше, а общественное богатство вследствие этого намного меньше, если бы не существовало денег, значительно облегчающих весь этот процесс.[13] В экономической системе, ограниченной натуральным обменом, людям приходилось затрачивать непомерное количество времени на поиск тех, с кем им было бы выгодно обмениваться. Зная о таких издержках обмена, люди старались производить блага для собственного потребления, избегая необходимости разыскивать тех, с кем можно было бы обмениваться. Однако, постепенно происходил процесс специализации, т.е. выделялись скотоводы, земледельцы, охотники и т.д. На первых стадиях развития товарного обмена широко распространенными был скот, шкурки, которые выполняли роль денег у древнейших греков и славян. У многих народов, живших на берегах морей, в роли денег выступали ракушки каури и рыба. После отделения ремесла в отдельный промысел в роли денег начинают выступать металлы. Первыми металлическими деньгами были медные и железные. Но постепенно у всех народов всеобщим эквивалентом становятся благородные металлы: серебро и золото, а затем только золото. Отличительной чертой денег является их ликвидность. Деньги - это ликвидное (легко реализуемое) имущество. Чем более ликвидна вещь, тем более она похожа на деньги. Ликвидность какого-либо имущества непосредственно связана с издержками его обмена на другие виды имущества. Таким образом, любое имущество в определенной степени является деньгами. Тот вид имущества, который свободно принимается всеми в качестве средства обращения, образует денежную массу данного общества. Средство обращения - это "посредник", которым пользуются в процессе обмена одного товара на другой. Принципиально важным для сохранения ценности денег является ограниченная доступность, ведь ценность является следствием редкости. А редкость возникает вследствие спроса при ограниченной доступности, которая находится в ведении тех, кто регулирует денежное обращение. Возникновение и развитие различных денежных систем почти во всех известных нам обществах является красноречивым свидетельством выгод, которые дает общепринятое средство обращения - деньги.[14]

Реформирование денежной системы Казахстана можно выделить два этапа:

Первый этап: 1992 -конец 1993 гг. Начавшаяся либерализация цен и ненасыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за неудержимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия, осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками. В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз. Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не попадало в производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы привело к сокращению платежного оборота и обесцениванию оборотных средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса неплатежей.[15]

В условиях высокой инфляции отсутствовала заинтересованность предприятий и правительства  в сокращении кредиторской задолженности. После "скачка" неплатежей наблюдалось  ускорение роста цен, обесценивавшее накопленные долги.

Второй этап начался с момента введения национальной валюты -конец 1993 г. - 1995 г. и характеризуется осуществлением в стране жесткой денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем сокращения денежного предложения. Результатом такой монетарной политики стали: ухудшение финансового состояния предприятий, снижение рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий, сокращение масштабов производства.

В 1994 г. Минфин совместно  с HDK приступил к выпуску ГКО, доходность которых была огромной: в 1994 г. она составила 190,3% (ГКО-3);

в 1995 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 - 48,9%. Реальная доходность операций на рынке ГКО была намного выше рентабельности выпуска продукции в производственной сфере. К тому же сфере производства были присущи высокие риски, связанные с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и дальнейшим усугублением неплатежей. Следствием этого явились мощный переток капитала из реального сектора экономики в финансовый, дальнейшая демонетизация реального сектора и платежный кризис. На конец 1994 г. кредиторская задолженность составила 148,7 млрд. тенге (в том числе просроченная - 51,99 млрд. тенге, или 35%), а на конец 1995 г. - 634,9 млрд. тенге (в том числе просроченная - 368,2 млрд. тенге, или 58%).2

УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О  введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало денежной реформы.

Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции  Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:

1. Ввести в обращение  на территории Республики Казахстан  с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики  Казахстан - тенге.

3. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.»

Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН « О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г.

Настоящий Закон устанавливает  правовые основы и формы ор-ганизации  денежного обращения, включающей в  себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных зна-ков, организацию и регулирование денежного обращения. Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей».

Специфическая острота кризиса  состоит в том, что, во-первых, он оказывает   сдерживающее   воздействие   на  покупательное   развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в республике.

Кризис неплатежей, начавшийся в 1996 г., проходит в условиях макроэкономической стабилизации, прекращения спада производства и роста ВВП. Этот кризис связан с острым дефицитом оборотных средств, со все возрастающим разрывом между сокращающимися доходами предприятий и увеличившимися расходами на производство, снижением ликвидности, удорожанием оборотного капитала и стремлением предприятий перенести на покупателей растущие издержки пользования вынужденным коммерческим кредитом.

Если в начале 90-х гг. преобладающей была задолженность предприятий друг другу, то в настоящий момент просроченные платежи все больше связаны с задолженностью предприятий бюджету. В конце 1997 г. и в 1998 г. в связи с увеличением дисбаланса между доходами и расходами предприятий, а также ограничением использования банковского кредита из-за высоких процентных ставок неплатежи по налогам превращаются не в источник средств, направляемых на покрытие текущих расходов, а в своеобразный инвестиционный и социальный кредит, функционирующий в условиях неразвитого рынка капиталов, избыточной социальной инфраструктуры, налоговой перегрузки экономики- С 01.01.97 г. по 01.01.99 г. задолженность по платежам в бюджет выросла с 87,4 млрд. тенге до 165,7 млрд. тенге, или на 89,7%, в то время как задолженность по поставкам за товары и услуги за этот же период - на 53,9%. Быстрый рост задолженности предприятий по платежам в бюджет обусловлен не только обострением кризиса ликвидности, но и несбалансированностью отношений между предприятиями и государством в виде чрезмерной налоговой нагрузки на производителей.

Негативная динамика характерна и для показателя, отражающего  удельный вес просроченной кредиторской задолженности в ее общей сумме. Так, если на 1 января 1995 г. ее доля составила 35,0%, то на 1 января 1998 г. она увеличилась до 52,0%, в том числе:

в промышленности - с 27,6% до 43.5%;

в сельском хозяйстве - с 44,0% до 86,9%;

строительстве - с 45,9% до 78,2%;

на транспорте наблюдается незначительное уменьшение - с 71,6% до 71,1%.

В 1997-1998 гг. неравновесие доходов и расходов достигло такого уровня, что механизм платежей перестал справляться с его балансированием. Это нашло свое выражение в начавшемся снижении в промышленности нормы доходности (рентабельности): с 15,7% в 1996 г. до 11,3% в 1998 г. В 1995-1998 гг. цены выросли примерно в 30 раз, а количество наличных и безналичных денег в обращении (М2) увеличилось в 3 раза. Рост денежной массы отставал от роста ВВП. В 1995 г. отношение М2 к ВВП составляло 13%, а в 1998 г. -9,5%, в. 1997 г. - 9,6%. В странах со средним уровнем доходов, к числу которых относится Казахстан, этот показатель составляет в среднем 40%, а в странах с высоким уровнем дохода - свыше 60%.

Критерием неравновесия и недостаточного предложения денег служит и падение  ликвидности предприятий. Вытеснение денежных средств из активов предприятий (их доля в оборотных активах предприятий В 1998 г. составила 2,5%, а на 01.10.99 г. - 3.8%) привело к сокращению их платежеспособности.

Увеличение неплатежей расширяет потенциальный спрос  на денежные ресурсы, необходимые для восстановления ликвидности предприятий. Проблема дополнительного денежного спроса обостряется в связи с необходимостью погашения задолженности по оплате труда и недоимкам в бюджет. Размер этой задолженности превысил объем денежных ресурсов промышленных предприятий в 1996 г. соответственно в 1,2 и 5 раз.

В результате денежного  дефицита в сфере обращения значительных размеров достигли различные "заменители* денег (векселя, налоговые освобождения, товарные кредиты и т. д.) и бартерные  операции между предприятиями. При помощи бартера осуществляется взаимный зачет части дебиторской и кредиторской задолженности, поэтому рост неплатежей расширяет сферу бартера, натурального обмена (оплаты приобретаемых товаров встречными поставками продукции). За годы реформ произошло стремительное разрушение производственного потенциала в большинстве отраслей экономики, прекращение во многих случаях не только их расширенного воспроизводства, но и простого. Общий объем инвестиций в основной капитал за 1991-1996 гг. сократился в 10 раз, результатом этого стало резкое падение объемов производства в отдельных отраслях экономики. Следствием кризиса неплатежей стало расстройство финансовой системы. Произошло резкое сокращение денежной массы в экономике и увеличение неденежных форм расчетов: бартерного обмена, различных денежных суррогатов, необеспеченных векселей, всякого рода талонов и натуральных выплат заработной платы и т. п. Натурализация хозяйства под влиянием жесткой финансово-бюджетной политики сама по себе становится фактором финансового кризиса, так как сокращает объем финансовых ресурсов. Кроме того, в цепочках взаимозачетов исчезают доходы, сокращаются налоговые поступления. [15]

Информация о работе Деньги как экономическая категория