Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 12:16, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты функционирования ЦБ РФ как главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступающего органом экономического управления.
В соответствии с поставленной целью задачи работы предполагают:
Изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;
Характеристика Банка России как главного банка первого уровня, регулирующего банковскую деятельность;
Обзор банковских операций, совершаемых Банком России в соответствии с его правовым положением;
Введение 3
Глава 1. Банковская система РФ, её сущность, функции и структура 5
1.1 Понятие банковской системы 5
1.2 Структура банковской системы 7
1.3 Функции Центрального Банка и его инструменты 9
Глава 2. Деятельность Центрального банка в системе государственного управления 12
2.1. Денежно кредитная политика ЦБ РФ 12
2.2 Банковский надзор ЦБ РФ 20
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 35
Валютные интервенции.
Наиболее часто используемый
инструмент, который довольно
Центральный банк, функции которого в зависимости от страны могут быть уже или шире, разумеется, является незаменимым органом в финансово-кредитной системе государства. Помимо обычных банков, он производит кредитование государства, занимаясь внутренними займами и продавая государственные облигации, выпускаемые министерством финансов или подобным органом. Функции Центрального банка России, а также, вероятно, и других стран, на этом не заканчиваются. Большинство ЦБ также занимаются сбором и публикацией статистической информации, касающейся макроэкономических показателей, установлением официальных валютных котировок и другими дополнительными задачами. В экономической системе любой страны сложно найти орган, который занимается такими же важными вещами, как центральный банк. Функции, которые он выполняет, и задачи, которые он решает, настолько важны, что без них, пожалуй, в условиях рыночной экономики государство просто не сможет существовать6.
Руководство российского Центробанка разрабатывает трудно прогнозируемую и вместе с тем легко анализируемую схему управления системой денежного обращения и комплексом кредитных ресурсов.
Центральный банк считается центром всей банковской системы, так как является связующим звеном в отношениях между кредитными организациями всех уровней. Он устанавливает общую нормативную базу и законодательную основу деятельности банков, благодаря которой кредиторы могут не только взаимодействовать внутри страны, но и за ее пределами, то есть, осуществлять международные сделки. Именно поэтому функции центрального банка, которые должны выполняться им в режиме, имеют важнейшее значение для экономики страны в целом и положения ее на мировой арене.
Вышеуказанная структура позиционируется как крупнейший участник финансового рынка, который не имеет четкой и понятной стратегии в разработке механизмов, посредством которых осуществляется управление национальной экономикой. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ Денежно-кредитная политика ЦБ РФ не подразумевает удовлетворение всех «чаяний» и пожеланий участников рынка, и при ее создании руководство главного финансового института данный параметр не учитывает.
Необходимо отметить, что при решении вопросов о выдаче займов первостепенное значение придается созданию безупречного имиджа Центробанку как системе управления в рамках мирового уровня.
Центральный банк считается центром всей банковской системы, так как является связующим звеном в отношениях между кредитными организациями всех уровней. Он устанавливает общую нормативную базу и законодательную основу деятельности банков, благодаря которой кредиторы могут не только взаимодействовать внутри страны, но и за ее пределами, то есть, осуществлять международные сделки. Именно поэтому функции центрального банка, которые должны выполняться им в режиме, имеют важнейшее значение для экономики страны в целом и положения ее на мировой арене. Центральный банк страны только тогда будет работать эффективно, когда правительство предоставит ему право принятия собственных решений. Таким образом, только полное государственное невмешательство позволит создать качественную систему в сфере банковской деятельности. Чем меньше давления со стороны государства на центральный банк, тем больше у него возможностей своевременно исполнять все свои задачи.
Руководство главного финансового института крайне заинтересовано в том, чтобы иностранные инвестиционные структуры, кредитные учреждения, клубы и прочие организации понимали, что проводимая денежно-кредитная политика ЦБ РФ соответствует нормам международного права.
Оценка эффективности разрабатываемых мер со стороны российских экспертов не является для Центробанка приоритетной. Осуществляемая денежно-кредитная политика ЦБ РФ, безусловно, преследует вполне конкретные цели, главная из которых – это снижение уровня инфляции и одновременно с этим приумножение ВВП. При этом ставится задача по созданию условий для уменьшения числа безработных граждан и приумножению доходов у граждан.
Кредитная политика ЦБ РФ Необходимо подчеркнуть, что денежно-кредитная политика ЦБ РФ формируется по принципу таргетирования инфляции. Согласно методу целевой инфляции приоритетным курсом единого механизма при регулировании кредитно-денежных отношений Центробанком является: степень монетизации экономики, увеличение денежной массы, размер процентных ставок, уровень обязательного резервирования.
Следует подчеркнуть, что на протяжении длительного времени кредитная политика ЦБ РФ основывалась на «туманных» и не вполне четких принципах, которые не отражали реальное положение дел по проблемам инфляции и валютного регулирования. Вместе с тем целевые показатели зачастую не соответствовали действительности7.
Методы денежно-кредитной политики ЦБ Используемые методы денежно-кредитной политики ЦБ не способствовали скорейшему исполнению обязательств чиновниками, а реализация намеченных реформ попросту замедлялась. В этой связи усугублялось положение дел при осуществлении фискальной политики, не регулировались тарифы, вырос уровень инфляции и прочее.
В действительности главный финансовый институт не желает быть ответственным за несдерживание уровня инфляции, усматривая в этом вину исполнительной власти. Необходимо подчеркнуть также, что при разработке механизма управления системы денежного обращения ее авторы должны в обязательном порядке учитывать монетарный фактор на развитие инфляционных процессов, который необходимо всесторонне изучать и анализировать.
И конечно же, следует обращать внимание на зависимость инфляции от степени влияния такой категории, как увеличение денежной массы в экономике.
Таблица 1
Процентные ставки по основным операциям Банка России (% годовых)
Назначение |
Вид инструмента |
Инструмент |
Срок |
Ставка с: | ||||
11.12.12 |
3.04.13 |
16.05.13 |
11.06.13 |
16.09.13 | ||||
Представление ликвидности |
Операции постоянного действия (по фиксированным ставкам) |
кредиты «овернайт» |
1 день |
8.25 |
8.25 |
8.25 |
8.25 |
6.50 |
РЕПО, «валютный своп» |
1 день |
6.50 |
6.50 |
6.50 |
6.50 | |||
кредиты обеспеченные золотом |
1 день |
7.00 |
6.75 |
6.50 |
6.50 | |||
кредиты обеспеченные нерыночными активами поручительствами |
1 день |
7.25 |
7.00 |
6.75 |
6.75 | |||
операции на аукционной основе (минимальные процентные ставки) |
Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами |
3 месяца |
- |
- |
- |
- |
5.75 | |
Аукционы РЕПО |
1 день, 1 неделя |
5.50 |
5.50 |
5.50 |
5.50 |
5.50 | ||
Абсорбирование ликвидности |
Операции на аукционной основе (максимальные процентные ставки) |
Депозитивные аукционы |
1 неделя |
5.00 |
5.00 |
5.00 |
5.00 | |
Операции постоянного действия (фиксированные процентные ставки) |
Депозитивные операции |
1 день,до востребования |
4.50 |
4.50 |
4.50 |
4.50 |
4.50 | |
Справочно : | ||||||||
Ставка рефинансирования |
8.25 |
8.25 |
8.25 |
8.25 |
8.25 |
Помимо сохранения процентных ставок на прежнем уровне, ЦБ РФ также унифицировал с 1 марта нормативы обязательного резервирования на уровне 4,25% независимо от вида обязательств (до 1 марта действовали следующие нормы обязательных резервов, установленные 1 апреля 2011 года: норма обязательных резервов по обязательствам перед нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте в размере 5,5% и 4% по всем остальным обязательствам).
В январе 2013 г. произошло сезонное сжатие широкой денежной базы после ее расширения в конце года. По итогам месяца она сократилась на 14,5% до 8424,8 млрд. руб. В январе выросли только обязательные резервы – на 3,6%. Снижение объема наличных денег в обращении и одновременный рост обязательных резервов в январе привели к сокращению денежной базы в узком определении (наличность плюс обязательные резервы) на 8,6% до 7454,5 млрд. руб.
Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на период 2013-2015 гг. описаны ниже.
Центральный банк считается центром всей банковской системы, так как является связующим звеном в отношениях между кредитными организациями всех уровней. Он устанавливает общую нормативную базу и законодательную основу деятельности банков, благодаря которой кредиторы могут не только взаимодействовать внутри страны, но и за ее пределами, то есть, осуществлять международные сделки. Именно поэтому функции центрального банка, которые должны выполняться им в режиме, имеют важнейшее значение для экономики страны в целом и положения ее на мировой арене. Центральный банк страны только тогда будет работать эффективно, когда правительство предоставит ему право принятия собственных решений. Таким образом, только полное государственное невмешательство позволит создать качественную систему в сфере банковской деятельности. Чем меньше давления со стороны государства на центральный банк, тем больше у него возможностей своевременно исполнять все свои задачи.
Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики. При формулировании принципов денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, как и в предыдущие годы, фиксируется намерение ЦБ РФ сосредоточиться на снижении инфляции и ставится задача снизить показатель инфляции до 5-6% в 2013 г. и до 4-5% в 2014-2015 гг.
Центральный банк считается центром всей банковской системы, так как является связующим звеном в отношениях между кредитными организациями всех уровней. Он устанавливает общую нормативную базу и законодательную основу деятельности банков, благодаря которой кредиторы могут не только взаимодействовать внутри страны, но и за ее пределами, то есть, осуществлять международные сделки. Именно поэтому функции центрального банка, которые должны выполняться им в режиме, имеют важнейшее значение для экономики страны в целом и положения ее на мировой арене. Центральный банк страны только тогда будет работать эффективно, когда правительство предоставит ему право принятия собственных решений. Таким образом, только полное государственное невмешательство позволит создать качественную систему в сфере банковской деятельности. Чем меньше давления со стороны государства на центральный банк, тем больше у него возможностей своевременно исполнять все свои задачи.
При этом Банк России планирует к 2015 г. завершить переход к режиму таргетирования инфляции. В рамках данного режима приоритетной целью кредитно-денежной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен.
Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности. Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских цен. В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5-6%, в 2014 и 2015 годах – до 4-5%.
Решения в области денежно-кредитной политики Банк России продолжит принимать, как правило, на ежемесячной основе.
ЦБ России представил три варианта денежно-кредитной политики в зависимости от возможной цены на нефть. При этом базовым сценарием прогноза является второй вариант, который исходит из цены на нефть 97 долл./барр. в 2013 г.
Согласно прогнозу ЦБ, чистый отток частного капитала из РФ в 2013 г. в размере 35 млрд. долл. при цене на нефть марки Urals 73 долл./барр. и 10 млрд. долл. при цене на нефть 97 долл./барр. Если среднегодовая цена на нефть в следующем году составит 121 долл./барр., то, по прогнозу ЦБ РФ, отток капитала в 2013 г. будет нулевым.
По итогам текущего года ЦБ РФ ожидает чистый отток частного капитала из страны в размере 65 млрд. долл. При этом чистый вывоз частного капитала по итогам 9 мес. 2012 г. составил 57,8 млрд. долл.
В среднесрочной перспективе важной стратегической задачей будет выстраивание более действенного трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также повышение доверия к Банку России как органу, отвечающему за ценовую стабильность, что создаст основу для лучшего управления инфляционными ожиданиями субъектов экономики.
В целях дальнейшего повышения действенности процентной политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики.
Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставаться обеспечение финансовой стабильности.
В целях улучшения функционирования денежного рынка за счет частичного высвобождения рыночного обеспечения, полученного Банком России по операциям предоставления ликвидности, в июле 2013 года было принято решение о начале проведения аукционов по плавающей процентной ставке по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, на срок 12 месяцев. Данные аукционы носят нерегулярный характер. В сентябре 2013 года были введены регулярные аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, по плавающей процентной ставке на срок 3 месяца.
Информация о работе Деятельность Центрального банка в системе государственного управления