Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 12:16, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты функционирования ЦБ РФ как главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступающего органом экономического управления.
В соответствии с поставленной целью задачи работы предполагают:
Изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;
Характеристика Банка России как главного банка первого уровня, регулирующего банковскую деятельность;
Обзор банковских операций, совершаемых Банком России в соответствии с его правовым положением;
Введение 3
Глава 1. Банковская система РФ, её сущность, функции и структура 5
1.1 Понятие банковской системы 5
1.2 Структура банковской системы 7
1.3 Функции Центрального Банка и его инструменты 9
Глава 2. Деятельность Центрального банка в системе государственного управления 12
2.1. Денежно кредитная политика ЦБ РФ 12
2.2 Банковский надзор ЦБ РФ 20
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 35
Минимальный спрэд к уровню ключевой ставки Банка России для данных кредитных аукционов был установлен в размере 0,25 процентного пункта.
Повышение гибкости курсообразования, а также складывающиеся внешние и внутренние макроэкономические тенденции привели к уменьшению значимости использования нормативов обязательных резервов с целью ограничения притока спекулятивного капитала.
Центральный банк считается центром всей банковской системы, так как является связующим звеном в отношениях между кредитными организациями всех уровней. Он устанавливает общую нормативную базу и законодательную основу деятельности банков, благодаря которой кредиторы могут не только взаимодействовать внутри страны, но и за ее пределами, то есть, осуществлять международные сделки. Именно поэтому функции центрального банка, которые должны выполняться им в режиме, имеют важнейшее значение для экономики страны в целом и положения ее на мировой арене. Центральный банк страны только тогда будет работать эффективно, когда правительство предоставит ему право принятия собственных решений. Таким образом, только полное государственное невмешательство позволит создать качественную систему в сфере банковской деятельности. Чем меньше давления со стороны государства на центральный банк, тем больше у него возможностей своевременно исполнять все свои задачи.
В связи с этим в феврале 2013 года Банк России выровнял нормативы обязательных резервов по всем категориям обязательств кредитных организаций, установив их на уровне 4,25%. Указанное решение являлось нейтральным с точки зрения направленности денежно-кредитной политики и воздействия на ликвидность банковского сектора.
В январе-сентябре 2013 года в условиях структурного дефицита ликвидности банковского сектора сохранялся высокий спрос кредитных организаций на операции рефинансирования Банка России, при этом объемы операций абсорбирования ликвидности оставались незначительными.
Предоставление ликвидности Банком России кредитным организациям осуществлялось преимущественно посредством операций на аукционной основе, лимиты по которым устанавливались исходя из прогноза ликвидности банковского сектора. В качестве основной формы привлечения ликвидности от Банка России кредитные организации продолжали использовать аукционы РЕПО на сроки 1 день и 1 неделя. По состоянию на 1.10.2013 задолженность по аукционным операциям РЕПО достигла 2,4 трлн. рублей (1,8 трлн. рублей на 1.01.2013), в то время как среднедневное значение указанного показателя за период с начала года составило 1,8 трлн. рублей (1,1 трлн. рублей в среднем в 2012 году).
В связи с нехваткой у отдельных кредитных организаций ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по операциям РЕПО с Банком России, и недостаточно активным перераспределением ликвидности на рынке в 2013 году возросла интенсивность использования кредитными организациями операций «валютный своп» Банка России.
Центральный банк считается центром всей банковской системы, так как является связующим звеном в отношениях между кредитными организациями всех уровней. Он устанавливает общую нормативную базу и законодательную основу деятельности банков, благодаря которой кредиторы могут не только взаимодействовать внутри страны, но и за ее пределами, то есть, осуществлять международные сделки. Именно поэтому функции центрального банка, которые должны выполняться им в режиме, имеют важнейшее значение для экономики страны в целом и положения ее на мировой арене. Центральный банк страны только тогда будет работать эффективно, когда правительство предоставит ему право принятия собственных решений. Таким образом, только полное государственное невмешательство позволит создать качественную систему в сфере банковской деятельности. Чем меньше давления со стороны государства на центральный банк, тем больше у него возможностей своевременно исполнять все свои задачи.
При этом увеличились как частота заключения указанных сделок, так и их средний объем, который в дни совершения сделок в январе-сентябре 2013 года возрос до 73,5 млрд. рублей с 45,6 млрд. рублей во втором полугодии 2012 года, когда операции «валютный своп» стали проводиться на регулярной основе. Вместе с тем данный инструмент оставался для кредитных организаций второстепенным источником привлечения ликвидности со стороны Банка России, к которому они прибегали преимущественно в дни роста напряженности на денежном рынке, в том числе в связи с наступлением налогового периода.
В июле 2013 года был проведен первый аукцион по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России, обеспеченных активами или поручительствами, по плавающей процентной ставке на срок 12 месяцев. Объем предоставленных денежных средств по итогам кредитного аукциона оставил 306,8 млрд. рублей. В октябре 2013 года было начато проведение на регулярной основе аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России, обеспеченных нерыночными активами, по плавающей ставке на срок 3 месяца. Объем предоставленных денежных средств по итогам первого кредитного аукциона составил 500 млрд. рублей. Применение указанных инструментов будет способствовать смягчению проблемы нехватки рыночного обеспечения у отдельных кредитных организаций и повышению управляемости процентными ставками.
Задолженность кредитных организаций по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами и поручительствами кредитных организаций, в январе-октябре 2013 года возросла с 649,9 до 863,7 млрд. рублей, при этом лишь 56,9 млрд. рублей составляла задолженность по операциям по фиксированным ставкам. Объем других операций рефинансирования по фиксированным ставкам (ломбардных кредитов, кредитов «овернайт», кредитов, обеспеченных золотом) в отчетный период оставался незначительным. Статистика задолженности по кредитам депозитам и прочим размещениям за период 2007-2013 в приложении 1.
В 2013 году Банк России принял ряд мер, направленных на расширение доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования и на совершенствование технологии проведения операций. Был расширен перечень активов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности. С 15.04.2013 Банк России приступил к заключению сделок РЕПО с возможностью замены обеспечения, что облегчает для кредитных организаций процесс управления портфелем ценных бумаг, используемых в качестве обеспечения по операциям Банка России.
Во II квартале 2013 года аукционы РЕПО начали проводиться с использованием механизма частичного удовлетворения заявок, что позволило Банку России предоставлять кредитным организациям средства в полном объеме в рамках установленного лимита уже по итогам первого аукциона (при наличии достаточного спроса).
Одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности выступает эффективное государственное управление, важнейшими инструментами которого являются банковское регулирование и банковский надзор.
Органы государственного банковского регулирования и надзора, как правило, несут ответственность за обеспечение устойчивости банковской системы в целом и коммерческих банков в частности, что позволяет сохранять стабильность всей финансовой системы страны.
Банковское регулирование возникло в результате необходимости участия центральных банков в обеспечении финансовой стабильности в государстве. Как правило, центральный банк отвечает за регулирование коммерческих банков, и банковский надзор является обязательным механизмом государственного регулирования деятельности банков. Потребность в институте банковского надзора возникла вследствие особой социальной значимости и ответственности банков перед обществом.
Банковское дело по своей сути основано на доверии к собственникам и менеджерам кредитной организации со стороны клиентов и вкладчиков. Кризис доверия к банковским институтам вследствие их неспособности выполнять взятые на себя обязательства имеет своим следствием «набеги» вкладчиков и, как результат, дезорганизацию денежной сферы и рост социальной напряженности. Именно по этой причине банки традиционно находятся под пристальным присмотром специально созданных для этого органов государственного управления.
Таким образом, банковский надзор — это вид публично-правовой деятельности, основной целью которой является поддержание стабильности и развитие банковской системы страны и защита интересов вкладчиков и кредиторов. В статье 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г8. (далее — Закон о Банке России) вышеназванные цели относятся не только к банковскому надзору, но и к банковскому регулированию. Согласно данной статье, Центральный банк РФ является органом и банковского регулирования, и банковского надзора, при этом из восемнадцати функций, которые возложены на него, одиннадцать напрямую затрагивают регулирование финансовой деятельности банков различными методами и инструментами, поскольку именно она в большей степени формирует финансовую устойчивость всего банковского сектора и экономики страны.
На практике надзор и регулирование банковской деятельности выступают одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности в государстве. При этом вне зависимости от выбранной модели реализации надзорных функций, цели и задачи органов регулирования банковской деятельности исторически не претерпевали принципиальных изменений и сводятся, как правило, к обеспечению устойчивости банковской системы. В свою очередь, уровень устойчивости банковской системы и национальных банков как опорной ее составляющей, отражает уровень банковского регулирования и надзора со стороны государственных органов власти.
К числу основных направлений и задач банковского регулирования и надзора можно отнести:
Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через постоянно действующий орган — Комитет банковского надзора, в состав которого входят:
Значимость банковского надзора также определяется особой ролью банков как социально-экономических институтов, влияющих на перераспределение финансовых ресурсов между различными участниками экономических отношений и вместе с этим оказывающих определяющее воздействие на надежность и стабильность экономической системы страны.
В рыночной экономике банки являются ведущими хозяйственными агентами, и в то же время — важнейшими инструментами воздействия на макроэкономические процессы. В таких условиях целью банковского надзора ставится приведение деятельности кредитных организаций в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России, а банковский надзор, по сути, выступает как инструмент обеспечения принципа нормативности банковской деятельности.
Основными направлениями регулирования Банком России финансовой деятельности банков являются:
Информация о работе Деятельность Центрального банка в системе государственного управления