Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:31, курсовая работа
В моей курсовой работе рассмотрен ряд вопросов, касающихся государственных ценных бумаг, а именно: теоретические и практические аспекты, структура и принципы функционирования; развитие рынка государственных ценных бумаг в 1997-1998гг.; особое место будет уделено рассмотрению существующего на данный момент положения на российском рынке государственных ценных бумаг.
Введение………………………………..………………………………….……………...…3
1. Функции и виды государственных ценных бумаг…………………………………….5
1.1. Сущность государственных ценных бумаг, их функции и условия выпуска…..5
1.2.Виды государственных ценных бумаг России………...……………………….… 7
2. Значение государственных ценных бумаг……………………………………………21
2.1.Рынок государственных ценных бумаг 1997-1998гг……………………...……. 21
2.2.Современное состояние рынка государственных ценных бумаг РФ…………..25
Заключение ………………………………………………....………………...…………... 30
Библиография………………………...…………..……………………………………...... 33
Приложение
В результате этих операций государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, возрастет за 2005 г. на 125-130 млрд. руб. и составит на 1 января 2006 г. около 880-890 млрд. руб. (на 1 января 2005 г. — 756,79 млрд. руб.), в том числе объем рыночного долга в ГКО-ОФЗ достигнет 840-850 млрд. руб., а рынка ГСО — около 40 млрд. руб. Таким образом, прирост долга за 2005г. составит около 18,9%.
В 2005 г. по согласованию с Банком России Минфин России отказался от размещения на рынке коротких инструментов, перейдя к размещению средне- и долгосрочных инструментов фиксированной длины — 3,5, 10 и 15 лет в рамках заранее объявленного ежегодного графика аукционов, размещенного на сайте Минфина России.
Все прошедшие за 7 месяцев 2005 г. первичные аукционы по размещению государственных ценных бумаг были проведены четко в соответствии с объявленным графиком.
Для обеспечения ликвидности новых выпусков государственных облигаций и рынка в целом, планируется, что трех- и пятилетний выпуски облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом будут размещаться в течение одного года в объеме 42 млрд. руб. каждый (то есть в 2006 г. будут размещаться уже два новых соответственно трех- и пятилетний выпуска облигаций). Десятилетние выпуски облигаций с амортизацией долга будут размещаться в течение двух лет (то есть предложенный к размещению в 2005 г. выпуск будет размещаться и в 2006 г.), а 15-тилетние выпуски облигаций с амортизацией долга — в течение трех лет (то есть предложенный к размещению в 2005 г. выпуск будет размещаться и в 2006 и в 2007 гг.). При этом общие объемы выпусков будут доводиться соответственно десятилетних выпусков облигаций с амортизацией долга до 80-85 млрд. руб., а 15-тилетние выпуски облигаций с амортизацией долга - до 90-100 млрд. руб. В условиях повышенного спроса на рублевые инструменты, в том числе государственные ценные бумаги, Минфин России будет проводить дополнительное размещение ценных бумаг путем проведения аукционов по доразмешению облигаций, неразмещенных при проведении первичных аукционов. Размещение государственных облигаций на вторичном рынке без проведения аукционов будет минимальным по объемам.
Так, за 7 месяцев 2005 г. Минфином России проведено:
Без проведения аукциона Минфин России осуществлял в 2005 г. доразмещение гособлигаций только два раза — в феврале и мае. Причем необходимо отметить, что даже в этих случаях о проведении доразмещения госбумаг объявлялось заранее. Суммарно при таком способе размещения гособлигаций привлечение составило 2,968 млрд. руб., или 2,88% от общей суммы привлечения.
Таким образом, Минфин России на сегодняшний день привлек на первичных аукционах и аукционах по доразмешению 97,12% от общего объема привлечения за 7 месяцев 2005 г.
Следствием проводимой Минфином России в 2005 г. политики заимствований на рынке государственного внутреннего долга явилось то, что из общего объявленного к размещению объема новых госбумаг в сумме 98,0 млрд. руб. по номиналу размещено облигаций на сумму 97,655 млрд. руб., или 99,65 процентов.
Наглядное представление правильности проводимой Минфином России заемной политики дает статистика проведения Минфином России первичных аукционов по размещению государственных ценных бумаг за 7 месяцев 2005 г. (Приложение 3)
Таким образом, за 7 месяцев 2005 г. средний коэффициент размещения на первичных аукционах составил 0,6748 в то время как в 2004 г. средний коэффициент размещения на первичных аукционах составил 0,5176.
Несколько
слов о государственных
Необходимо отметить, что ГСО в ходе доработки нормативной базы изменили свою целевую направленность. Сейчас ГСО в большей части превращаются в инструмент для размещения пенсионных накоплений для государственной управляющей компании и Пенсионного фонда России. Рыночное размещение ГСО будет незначительным.
Что касается ОФЗ, то среднедневной оборот рынка ОФЗ в январе-феврале 2005г. увеличился с 436 до 732 млн. руб. (Приложение 4), однако рынок ОФЗ по-прежнему характеризуется невысоким уровнем ликвидности и доходности инструментов, а также концентрацией бумаг в портфелях крупнейших инвесторов.
По сравнению с соответствующими показателями 2004 года обороты рынка государственных ценных бумаг все же остаются на достаточно низком уровне (Приложение 5).
Увеличение среднедневного оборота рынка по сравнению с январем и рост числа сделок в значительной степени связаны с активизацией в рассматриваемом периоде проводимой Минфином России политики по наращиванию объемов в обращении наиболее ликвидных выпусков государственных ценных бумаг, а также по размещению новых выпусков ценных бумаг, которые должны стать индикаторами процентных ставок на средне- и долгосрочном сегменте финансового рынка (ОФЗ-ПД 25057 и ОФЗ-ПД 25058, ОФЗ-АД 46017). Минфин России осуществил эмиссию новых выпусков государственных ценных бумаг (ОФЗ 25058 и ОФЗ 46017), а также доразмещение выпусков, пользующихся наибольшим спросом со стороны участников рынка: ОФЗ 25057, ОФЗ 27026. При проведении аукционов Минфин России, как правило, предлагал значительную премию к вторичному рынку. Значение премии варьировалось от 3,5 базисных пунктов при доразмещении ОФЗ выпуска 27026 до более 20 базисных пунктов при размещении ОФЗ выпуска 46017. Объем средств, привлеченных Минфином России на рынке ОФЗ в феврале, составил 24,9 млрд. руб. Держателям государственных облигаций было выплачено в качестве купонных платежей 5,6 млрд. руб. Наибольшим спросом у инвесторов пользовались облигации, относящиеся к средне- и долгосрочному сегменту рынка государственных ценных бумаг (в том числе и все новые выпуски, размещенные Минфином России в 2005 году), являющиеся наиболее привлекательными с точки зрения ликвидности (табл. 1).
Таблица 1. Наиболее ликвидные выпуски государственных ценных бумаг в феврале 2005 года
|
В 2005г. доходность к погашению государственных облигаций, обращающихся на рынке, как и в предыдущие годы, существенно зависит от текущей ситуации на валютном и денежном рынках.
В течение 2003-2005гг. уровень доходности по государственным облигациям (индекс портфеля ГКО-ОФЗ) был значительно ниже текущих показателей, характеризующих инфляцию.
Основными причинами, препятствующими росту доходности на рынке государственных ценных бумаг, являются следующие:
Среди причин, способствующих повышению доходности, можно выделить две — сохранение высокой стоимости пассивов для российских кредитных организаций (основных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг) и высокий уровень показателей инфляции, так значение индекса потребительских цен в январе-июне 2005 г. составило 7,9 %. При определении цен отсечения на аукционах Минфин России учитывает влияние вышеуказанных причин.
Если
говорить про реальную доходность на
рынке государственных ценных бумаг,
то можно с полной уверенностью сказать,
что ситуация с отрицательной реальной
доходностью в течение всего этого
года будет сохраняться.
В своей работе я отразила сущность государственных ценных бумаг и их роль в экономике.
Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются центральные правительства, органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.
Выпуск государственных ценных
бумаг является наиболее
Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой и в том числе в России являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.
При этом именно государственные ценные бумаги были и остаются самыми надежными и наиболее ликвидными фондовыми ценностями. Существенным преимуществом вложения средств в данные бумаги является наличие весомых налоговых льгот, предоставляемых государством.
В настоящее время предприятия могут инвестировать средства в государственные ценные бумаги и получать при этом эффективную прибыль даже за вычетом инфляционного процента, так как в ходе государственных реформ была достигнута некоторая стабилизация в экономике, в частности сильно были замедленны темпы инфляции. Этот фактор очень важен для развития фондового рынка в России и торговли ценными бумагами. Следует также отметить, что повышение доверия к государству как к заемщику также снизило количество негативных факторов, отклоняющих цены государственных обязательств в меньшую сторону.
Однако до идеального состояния в этом секторе еще далеко.
Существуют такие проблемы как, например, проблема с которой недавно столкнулось Министерство финансов Российской Федерации ¾ это доходность казначейских обязательств, которая является наиболее высокой, чем у других финансовых инструментов. Рынок казначейских обязательств до сих пор продолжает оставаться несбалансированным, спрос на казначейские обязательства явно превышает предложение.
Если, например, рассматривать рынок государственных ценных бумаг с точки зрения времени, то в России – это не новое явление, хотя значительный разрыв в их применении поставил страну в новые условия, и использование прошлого опыта в этой ситуации существенно осложнено. Но история показывает, что государственные органы были ключевыми «фигурами» в регулировании рынка ценных бумаг и поэтому, на мой взгляд, отход в современной практике от этой модели является неэффективным, хотя такая точка зрения существует.
Становление современного рынка государственных ценных бумаг прошло как и во всем мире с большим процентом так называемых финансовых пирамид, но вследствие таких факторов как низкий уровень правовой грамотности населения, резкий переход государства к рыночным отношениям и некоторых других привел к появлению огромного количества финансовых пирамид, а их крах к недоверию населения к ценным бумагам как форме инвестиционных вложений. А последний кризис 17 августа – крах пирамиды государственных ценных бумаг, являющихся во всем мире наиболее надежных ценных бумаг привел к полной потере доверия населения к данной отрасли.