Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 10:45, курсовая работа
Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономической теории. Это одна из самых неприятных «болезней», поразивших хозяйство России. На эту тему выполнено много исследований и написано много статей. Ведь она стала наиболее актуальна с 1992 г. и остается таковой и сегодня. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Сегодня в инфляция велика доля немонетарного фактора, т.е. тарифная ее составляющая (до 40%). Опережающий рост тарифов стал самостоятельным и значимым фактором раскручивания инфляции, реальным фактором торможения экономики, роста издержек и потери конкурентоспособности российских производителей.
Причины снижения инфляции в 2013 году:
1. вступление России в ВТО8 (в частности, произошло снижение цен на мясопродукцию);
2. Поддержка
Пути совершенствования антиинфляционной политики РФ
1. Выделение дотаций мукомольным предприятиям в размере 2.2-2.5 млрд.руб.
2. Установление на один год
нулевой ставки НДС для
3. Снижение или обнуление
4. Рост тарифов естественных монополий начиная с 2014г. будет ограничен уровнем инфляции за предыдущий год. Для населения тарифы индексируются по формуле инфляция минус с понижающим коэффициентом 0.7 (то есть на 30% ниже инфляции за предыдущий год). Тарифы для инфраструктурных монополий повышаться не будут. Такой порядок будет действовать с 2014 по 2016 год.
5. Переход к контрциклической
политике (зависимость уровня тарифов
от темпов экономического
6. создание запасов на товары и продукты сезонного спроса (в частности, зерно, дизельное топливо и др.)(17)
Особенности инфляции в РФ
1. Немонетарные факторы инфляции
(инфляция в основном за счет
роста тарифов естественных
2. Сезонный фактор в инфляции (июль - повышение цен на услуги естественных монополий; август, сентябрь - снижение цен на продовольственные товары; ноябрь, декабрь - рост инвестиционных расходов предприятий).
3. Следование проциклической
Год |
Инфляция % |
Год |
Инфляция % |
1991 |
160,4 |
2002 |
15,1 |
1992 |
2508,8 |
2003 |
12 |
1993 |
844,2 |
2004 |
11,74 |
1994 |
215 |
2005 |
10,9 |
1995 |
131,3 |
2006 |
9 |
1996 |
21,9 |
2007 |
11,9 |
1997 |
11 |
2008 |
13,3 |
1998 |
84,4 |
2009 |
8,8 |
1999 |
36,5 |
2010 |
8,78 |
2000 |
20,2 |
2011 |
6,1 |
2001 |
18,6 |
2012 |
6,58 |
2013 |
5,35 |
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста должны базироваться на разумном сочетании рыночного и государственного регулирования. В противовес процветающему в России разброду и шатанию в теории и практике разработка антиинфляционной политики должна включать методологические, теоретические и практические аспекты с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и практики. Исходным пунктом является понимание инфляции как многофакторного процесса, корни которого в диспропорциях воспроизводства и в неэффективной (порой ошибочной) политике. Социально-экономические последствия инфляции (подобно займам и налогам) - перераспределение национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства за счет снижения реальной заработной платы и других фиксированных доходов населения. Антиинфляционная политика должна быть направлена на стимулирование стабилизации, а затем подъема национальной экономики в целях повышения уровня жизни народа.
Изучив соответствующую литературу по вопросам, касающимся инфляции, я пришла к следующим выводам. В основе появления инфляции лежит диспропорциональность, несбалансированность различных составляющих в экономике. Так основными причинами появления инфляции может стать несоответствие совокупного выпуска общей денежной массы в стране, т.е. превышение совокупного спроса над предложением; увеличение издержек на единицу продукции, что также ведет к увеличению общего уровня цен; перекос экономики вследствие необоснованно завышенных государственных расходов (например, непомерно большие расходы на оборону); чрезмерная монополизация экономики; инфляционные ожидания экономических агентов.
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70-е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной и социальной политики.
Ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке.
Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков.
Следует усовершенствовать систему рефинансирования коммерческих банков, чтобы она не сдерживала коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а стимулировала расширение кредитования реального сектора экономики.
Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, должны наконец занять достойное место в арсенале антиинфляционных механизмов Банка России.
Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты, основные суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен.
В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Такие системы позволят в режиме саморегуляции решать указанные задачи.
Проанализировав в данной работе понятие, причины возникновения инфляции и особенности инфляционных процессов в России, пришли к выводу, что инфляционные процессы в России имеют характерные национальные особенности, связанные со спецификой исторического развития государства.
Следует заметить, что большинство негативных явлений, связанных с высокой инфляцией, вызваны неправильным набором инструментов борьбы с инфляцией, применяемых правительством в те или иные периоды. Примечательно, что в последние годы «арсенал» расширяется и имеются уже некоторые положительные сдвиги. Тем не менее, уровень инфляции в России остается достаточно высоким. Не мог не оказать влияния на ситуацию в финансовом секторе России и глобальный финансовый кризис, обрушившийся на мировой рынок, который повернул наметившийся тренд по снижению уровня инфляции в нашей стране в противоположную сторону.
1. Правительство Российской
2. Президент Российской
3. Андрианов В. «Инфляция и методы и ее регулирования»// Маркетинг-2006- №3
4. Андрианов В. Инфляция: основные виды и методы регулирования // Экономист. - 2009. - №6
5. Жуков Е.Ф. Деньги; Кредит; Банки: Учебник. -. 4-е изд., перераб., доп.: Эриашвили Н.Д., Зеленкова Н.М., Жуков Е.Ф.- М.:: Юнити-Дана, 2009
6. Инфляция и методы ее
7. Красавина Л.Н. Проблемы снижения темпа инфляции в России // Финансы и кредит. - 2012. - №20
8. Красавина Л. Н. «Снижение темпа
инфляции в стратегии
9. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2011
10. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика /К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - Пер. с 14-го англ. изд.- М.: ИНФРА - М, 2003
11. Малкина М.Ю. Управление инфляционным процессом // Финансы и кредит. - 2006. - №24.
12. Райзберг Б.А. Курс экономики. - М.: Инфра-М, 2008
13. Челноков В.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2011.
14. www.cbr.ru - Центральный банк Российской Федерации.
15. www.gks.ru -Сайт федеральной службы государственной статистики
16. http://уровень-инфляции.рф
17. http://www.vesti.ru
1 [10,-c.25]
2 Челноков В.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2011
3 Красавина Л.Н. Проблемы снижения темпа инфляции в России // Финансы и кредит. - 2012. - №20
4 Райзберг Б.А. Курс экономики. -М.: Инфра-М, 2008
5 Жуков Е.Ф. Деньги; Кредит; Банки: Учебник. -. 4-е изд., перераб., доп.: Эриашвили Н.Д., Зеленкова Н.М., Жуков Е.Ф.- М.:: Юнити-Дана, 2009
6 http://уровень-инфляции.рф
7 www.gks.ru -Сайт федеральной службы государственной статистики
8 Всемирная торговая организация
Информация о работе Инфляция в РФ: особенности и эффективность борьбы с ней