Инфляция в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы инфляции для Республики Беларусь можно объяснить переходом от ситуации жесткой фиксации цен в течение долгого периода времени, когда цены не имели ничего общего с затратами и устанавливались административно, к их либерализации, то есть свободе производителей и продавцов устанавливать цены исходя из спроса и предложения, что неизбежно сопровождается резким и разно порядковым ростом цен. Характерной особенностью экономик с формирующимся рынком, таких как белорусская экономика, является наличие и постоянное возобновление в них внутренних системных дисбалансов, обусловленных неразвитостью рыночных механизмов и их неспособностью к саморегулированию

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
1 Сущность инфляционного процесса……………………………………….……
1.1 Понятие и причины инфляции…………………………………………….......
1.2 Типы, виды и формы инфляции.
1.3 Экономические и социальные последствия инфляции……………..………...
2 Особенности инфляционных процессов в Беларуси……………………….
2 Антиинфляционная политика государства…………………..
3 Инфляция в Республике Беларусь………………………………………..…….
3.3 Основные направления реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь………………………………………………………..…….
Заключение……………………………………………………………...........
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 100.91 Кб (Скачать файл)
  1. Индекс цен на продовольственные товары в апреле 2012 года по сравнению с мартом 2012 года составил 101,8%, с декабрем 2011 года — 106,9%.

  1. Индекс цен на непродовольственные товары в апреле по сравнению с мартом составил 101,2%, с декабрем 2011 года — 105,3%.

  1. Индекс цен и тарифов на платные услуги в апреле 2012 года по сравнению с мартом 2012 года составил 102,5%, с декабрем 2011 года — 109,9%.

     За первые восемь месяцев 2013 года уровень инфляции в Беларуси составил 8,2% . Индекс потребительских цен на товары и услуги в Беларуси в августе 2013 г. относительно июля 2013 года составил 100,13% [32].

     Необходимо отметить, что в 2011-2013 гг. темпы инфляции уже практически сравнялись с темпами девальвации белорусского рубля. Так, в январе 2011 г. – августе 2013 г. потребительские цены возросли в 2,75 раза, а официальный курс белорусского рубля к доллару США снизился за этот период в 3 раза. Для того чтобы динамика цен и обменного курса полностью выровнялись, потребительские цены должны повысится еще в среднем на 9,1% (при стабильном обменном курсе).

 

 

 

 

3 Инфляция и  основные направления реализации  антиинфляционной политики в  Республике Беларусь

 

      Антиинфляционная  политика – макроэкономическая  политика, нацеленная на стабилизацию  общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.

     В целом при разработке антиинфляционной политики с определенной условностью можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

Антиинфляционная стратегия включает 4 основных компонента:

  1. преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. Хорошие результаты в мировой практике достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;
  2. долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
  3. сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;
  4. увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

     Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

  1. При необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяется льготное налогообложение, приватизация государственной собственности.
  2. Для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.

     Временному или первоначальному успеху антиинфляционных действий помогают следующие условия:

  1. Потенциальная способность сильной и самостоятельной исполнительной власти противостоять любым социально-экономическим или лоббистским группам, наживающимся на инфляции и не желающим идти на экономические жертвы во имя её подавления;
  2. помощь международных финансовых организаций;
  3. относительно равномерное распределение среди всех общественных слоёв социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой;
  4. Доверие большинства населения правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры;
  5. Обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым слоям населения с целью исключения крупных социально-политических потрясений;
  6. Умение исполнительной власти «договориться» о поддержке его экономической политики со всеми наиболее влиятельными силами в стране: профсоюзами, политическими партиями, армией и другими организациями.

    Роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а её уровень достаточно умеренным.

Инфляционные процессы в Республике Беларусь на протяжении всего её самостоятельного существования протекали крайне неравномерно. В начале денежно-кредитная политика Национального Банка была направлена на обеспечение стабильности курса белорусского рубля и на этой основе – на обеспечение снижения уровня инфляции. Успехи в борьбе с инфляцией достигались главным образом с помощью сокращения кредитной эмиссии. Такая политика явилась достаточно действенной и способствовала достижению ценовой стабильности в стране.

Начиная с 2001 года экономика нашей страны постепенно переходила в режим низкоинфляционного развития, но начали применяться другие методы, так как реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и так далее — оставались нерешенными. Поэтому с 2001 г. Антиинфляционная политика проводилась с использованием обменного курса в качестве промежуточного целевого ориентира. Однако в 2007 году не удалось закрепить положительную тенденцию снижения инфляции.

На протяжении 2008-2009 гг. в мировой экономике разразились кризисные явления, затронувшие и Беларусь: в республике снизились темпы экономического роста, возросла инфляция. Это потребовало принятия определённых решений со стороны правительства. Поэтому в 2009 г. Министерством экономики совместно с заинтересованными ведомствами был подготовлен и правительством республики утвержден План антиинфляционных мер, направленный на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода в 2009 г. На прогнозный параметр инфляции. Этот план оказался достаточно успешным, так как инфляция за год составила 10,3 % при прогнозируемом уровне 11 %.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что за время существования Республики Беларусь различными правительствами было опробовано огромное количество мер по борьбе с ростом цен и обесценением национальной денежной единицы. Казалось бы, в стране накоплен огромный опыт антиинфляционного регулирования, однако, как показал 2011 год, схема поведения в условиях инфляции чётко отработана только у белорусского народа, который на любые изменения в экономической сфере реагирует соответствующим повышением спроса как на различную продукцию, так и на иностранную валюту.

В целом совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Республике Беларусь, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению, комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Первый комплекс включает меры по:

  • регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

  • поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

  • снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

  • реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

  • сокращению трансакционных издержек.

Второй комплекс охватывает меры по:

  • регулированию объема и структуры денежной массы;

  • проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

  • сокращению скорости оборота денег;

  • регулированию резервных требований;

  • ограничению бюджетного дефицита;

  • регулированию доходов населения;

  • сокращению бартерных операций, неплатежей;

  • стабилизации белорусского рубля.

Третий комплекс предусматривает меры по:

  • государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

  • государственному регулированию цен на  товары монополистов;

  • регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

  • регулированию уровня рентабельности;

  • стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

  • ограничению инфляционных ожиданий;

  • ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов [26 , с. 586—587].

25 мая 2011 года был утверждён  План действий по обеспечению  сбалансированного развития экономики  в условиях изменения официального  курса белорусского рубля. Этот  документ включал следующие меры:

  1. В области социальной защиты населения:

- провести перерасчёты  трудовых пенсий с 1 июня, с 1 августа  и с 1 ноября 2011 г;

- ежемесячно обеспечить  источниками финансирования расходы  на индексацию зарплаты работников  бюджетной сферы, пособий и стипендий;

- рассмотреть вопрос о  предоставлении руководителям бюджетных  организаций возможности самостоятельно  определять размеры выплат стимулирующего  характера;

- до 1 июля выделить средства  на питание и медикаменты в  бюджетных организациях с учётом  планируемой инфляции, а также  на адресную социальную помощь.

  1. В области реализации финансовой политики:

- уточнить показатели  бюджета на 2011 год в целях обеспечения  его дефицита в размере не  более 1,5 %;

- в течение 2011 года ограничить  чистое эмиссионное кредитование  государственных программ в размере  не более 4 %;

- уточнить параметры ввода  и финансирования в 2011 году жилищного  строительства в объёмах, обеспеченных  неэмиссионными источниками;

- в течение 2011 года финансировать  строительство молочно-товарных  ферм путём привлечения средств  коммерческих банков;

- до 1 июля сократить объёмы  финансирования государственной  инвестиционной программы на 30 %, поиск и изыскание дополнительных  внебюджетных и неэмиссионных источников финансирования.

  1. В области защиты внутреннего потребительского рынка:

- устранить диспаритет цен (большие различия в рентабельности между группами товаров) с определёнными государствами на потребительские товары;

- оптимизировать ставки  акцизов на алкогольную продукцию  и табачные изделия;

- ввести постоянный мониторинг  розничных цен на потребительские  товары и принимать меры при  выявлении фактов недобросовестного  ценообразования в торговле;

- определить перечни операторов  по созданию стабилизационных  фондов товаров повышенного спроса;

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь