Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:04, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность проблемы инфляции для Республики Беларусь можно объяснить переходом от ситуации жесткой фиксации цен в течение долгого периода времени, когда цены не имели ничего общего с затратами и устанавливались административно, к их либерализации, то есть свободе производителей и продавцов устанавливать цены исходя из спроса и предложения, что неизбежно сопровождается резким и разно порядковым ростом цен. Характерной особенностью экономик с формирующимся рынком, таких как белорусская экономика, является наличие и постоянное возобновление в них внутренних системных дисбалансов, обусловленных неразвитостью рыночных механизмов и их неспособностью к саморегулированию
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….. 1 Сущность инфляционного процесса……………………………………….…… 1.1 Понятие и причины инфляции……………………………………………....... 1.2 Типы, виды и формы инфляции. 1.3 Экономические и социальные последствия инфляции……………..………... 2 Особенности инфляционных процессов в Беларуси………………………. 2 Антиинфляционная политика государства………………….. 3 Инфляция в Республике Беларусь………………………………………..……. 3.3 Основные направления реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь………………………………………………………..……. Заключение……………………………………………………………........... Список использованных источников………………………………………
Индекс цен на продовольственные
товары в апреле 2012 года по сравнению с
мартом 2012 года составил 101,8%, с декабрем
2011 года — 106,9%.
Индекс цен на непродовольственные
товары в апреле по сравнению с мартом
составил 101,2%, с декабрем 2011 года — 105,3%.
Индекс цен и тарифов
на платные услуги в апреле 2012 года по
сравнению с мартом 2012 года составил 102,5%,
с декабрем 2011 года — 109,9%.
За первые восемь месяцев 2013 года уровень
инфляции в Беларуси составил 8,2% . Индекс потребительских
цен на товары и услуги в Беларуси в августе
2013 г. относительно июля 2013 года составил
100,13% [32].
Необходимо
отметить, что в 2011-2013 гг. темпы инфляции
уже практически сравнялись с темпами
девальвации белорусского рубля. Так,
в январе 2011 г. – августе 2013 г. потребительские
цены возросли в 2,75 раза, а официальный
курс белорусского рубля к доллару США
снизился за этот период в 3 раза. Для того
чтобы динамика цен и обменного курса
полностью выровнялись, потребительские
цены должны повысится еще в среднем на
9,1% (при стабильном обменном курсе).
3 Инфляция и
основные направления реализации
антиинфляционной политики в
Республике Беларусь
Антиинфляционная
политика – макроэкономическая
политика, нацеленная на стабилизацию
общего уровня цен, смягчение инфляционной
остроты. Она может быть активной, направленной
на ликвидацию причин, породивших инфляцию,
и пассивной, которая представляет собой
приспособление к условиям инфляции.
В целом при разработке
антиинфляционной политики с определенной
условностью можно выделить антиинфляционную
стратегию, включающую цели и меры долговременного
характера, и антиинфляционную тактику,
результаты которой становятся очевидными
уже в кратковременном периоде.
Антиинфляционная стратегия
включает 4 основных компонента:
преодоление инфляционных ожиданий,
страха перед обесцениванием сбережений.
Хорошие результаты в мировой практике
достигаются при создании конкурентной
среды и условий для развития предпринимательства,
стимулировании диверсификации производства,
проведении антимонопольной политики,
ослаблении таможенных и импортных ограничений;
долгосрочную денежно-финансовую
политику, направленную на введение жестких
лимитов на ежегодные приросты денежной
массы;
сокращение бюджетного дефицита
и перестройку структуры доходов и расходов
государственного бюджета в соответствии
с требованиями рыночной экономики;
увеличение совокупного предложения
посредством структурного преобразования
народного хозяйства, государственное
стимулирование научно-технического прогресса,
мотивации инвестиционных процессов,
конверсии.
Меры антиинфляционной
тактики в зависимости от цели условно
можно разделить на две группы:
При необходимости увеличения
совокупного предложения без адекватного
увеличения совокупного спроса применяется
льготное налогообложение, приватизация
государственной собственности.
Для снижения текущего спроса
без соответствующего падения предложения
используются повышение процентных ставок
по вкладам и депозитам, развитие акционерных
форм собственности, стимулирование приобретения
недвижимости, проведение денежных реформ.
Временному или
первоначальному успеху антиинфляционных
действий помогают следующие условия:
Потенциальная способность сильной
и самостоятельной исполнительной власти
противостоять любым социально-экономическим
или лоббистским группам, наживающимся
на инфляции и не желающим идти на экономические
жертвы во имя её подавления;
помощь международных финансовых
организаций;
относительно равномерное распределение
среди всех общественных слоёв социально-экономических
издержек, связанных с проводимой антиинфляционной
политикой;
Доверие большинства населения
правительству и готовность поддерживать
его антиинфляционные меры;
Обеспечение частичной компенсации
потерь наиболее низкооплачиваемым слоям
населения с целью исключения крупных
социально-политических потрясений;
Умение исполнительной власти
«договориться» о поддержке его экономической
политики со всеми наиболее влиятельными
силами в стране: профсоюзами, политическими
партиями, армией и другими организациями.
Роль государственной
антиинфляционной политики заключается
в том, чтобы сделать инфляцию управляемой,
а её уровень достаточно умеренным.
Инфляционные процессы в Республике
Беларусь на протяжении всего её самостоятельного
существования протекали крайне неравномерно.
В начале денежно-кредитная политика Национального
Банка была направлена на обеспечение
стабильности курса белорусского рубля
и на этой основе – на обеспечение снижения
уровня инфляции. Успехи в борьбе с инфляцией
достигались главным образом с помощью
сокращения кредитной эмиссии. Такая политика
явилась достаточно действенной и способствовала
достижению ценовой стабильности в стране.
Начиная с 2001 года экономика
нашей страны постепенно переходила в
режим низкоинфляционного развития, но
начали применяться другие методы, так
как реальные проблемы большинства белорусских
производителей: производственные, сырьевые,
сбытовые, инфраструктурные, финансовые
и так далее — оставались нерешенными.
Поэтому с 2001 г. Антиинфляционная политика
проводилась с использованием обменного
курса в качестве промежуточного целевого
ориентира. Однако в 2007 году не удалось
закрепить положительную тенденцию снижения
инфляции.
На протяжении 2008-2009 гг. в мировой
экономике разразились кризисные явления,
затронувшие и Беларусь: в республике
снизились темпы экономического роста,
возросла инфляция. Это потребовало принятия
определённых решений со стороны правительства.
Поэтому в 2009 г. Министерством экономики
совместно с заинтересованными ведомствами
был подготовлен и правительством республики
утвержден План антиинфляционных мер,
направленный на стабилизацию ценовой
ситуации, предупреждение необоснованного
роста потребительских цен, обеспечение
выхода в 2009 г. На прогнозный параметр
инфляции. Этот план оказался достаточно
успешным, так как инфляция за год составила
10,3 % при прогнозируемом уровне 11 %.
Из вышеизложенного можно сделать
вывод, что за время существования Республики
Беларусь различными правительствами
было опробовано огромное количество
мер по борьбе с ростом цен и обесценением
национальной денежной единицы. Казалось
бы, в стране накоплен огромный опыт антиинфляционного
регулирования, однако, как показал 2011
год, схема поведения в условиях инфляции
чётко отработана только у белорусского
народа, который на любые изменения в экономической
сфере реагирует соответствующим повышением
спроса как на различную продукцию, так
и на иностранную валюту.
В целом совокупность мер антиинфляционной
политики, применяемых в Республике Беларусь,
можно условно разделить на три группы:
комплекс мер по ограничению издержек
и ресурсосбережению, комплекс мер по
ограничению монетарных факторов инфляции
и комплекс мер по структурному регулированию
рынка товаров и услуг и совершенствованию
системы ценообразования.
Первый комплекс включает меры по:
регулированию заработной платы
в составе себестоимости продукции;
поиску путей удешевления импортных
энергоносителей, сырья и материалов,
комплектующих изделий;
снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких
ресурсосберегающих технологий;
реструктуризации и финансовому
оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных
ставок, формирующих себестоимость продукции,
налоговых ставок и обязательных платежей;
сокращению трансакционных издержек.
Второй комплекс охватывает меры по:
регулированию объема и структуры
денежной массы;
проведению эффективной процентной
политики по кредитам и депозитам;
сокращению скорости оборота
денег;
регулированию резервных требований;
ограничению бюджетного дефицита;
регулированию доходов населения;
сокращению бартерных операций,
неплатежей;
стабилизации белорусского
рубля.
Третий комплекс предусматривает меры по:
государственному регулированию
цен на продукты и услуги первой необходимости;
государственному регулированию
цен на товары монополистов;
регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
регулированию уровня рентабельности;
стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
ограничению инфляционных ожиданий;
ликвидации ценовых перекосов,
диспропорций и других инфляционных потенциалов
[26 , с. 586—587].
25 мая 2011 года был утверждён
План действий по обеспечению
сбалансированного развития экономики
в условиях изменения официального
курса белорусского рубля. Этот
документ включал следующие меры:
В области социальной защиты
населения:
- провести перерасчёты
трудовых пенсий с 1 июня, с 1 августа
и с 1 ноября 2011 г;
- ежемесячно обеспечить
источниками финансирования расходы
на индексацию зарплаты работников
бюджетной сферы, пособий и стипендий;
- рассмотреть вопрос о
предоставлении руководителям бюджетных
организаций возможности самостоятельно
определять размеры выплат стимулирующего
характера;
- до 1 июля выделить средства
на питание и медикаменты в
бюджетных организациях с учётом
планируемой инфляции, а также
на адресную социальную помощь.
В области реализации финансовой
политики:
- уточнить показатели
бюджета на 2011 год в целях обеспечения
его дефицита в размере не
более 1,5 %;
- в течение 2011 года ограничить
чистое эмиссионное кредитование
государственных программ в размере
не более 4 %;
- уточнить параметры ввода
и финансирования в 2011 году жилищного
строительства в объёмах, обеспеченных
неэмиссионными источниками;
- в течение 2011 года финансировать
строительство молочно-товарных
ферм путём привлечения средств
коммерческих банков;
- до 1 июля сократить объёмы
финансирования государственной
инвестиционной программы на 30 %,
поиск и изыскание дополнительных
внебюджетных и неэмиссионных источников
финансирования.
В области защиты внутреннего
потребительского рынка:
- устранить диспаритет цен
(большие различия в рентабельности между
группами товаров) с определёнными государствами
на потребительские товары;
- оптимизировать ставки
акцизов на алкогольную продукцию
и табачные изделия;
- ввести постоянный мониторинг
розничных цен на потребительские
товары и принимать меры при
выявлении фактов недобросовестного
ценообразования в торговле;
- определить перечни операторов
по созданию стабилизационных
фондов товаров повышенного спроса;