История развития банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования – определить основные этапы развития банковской системы в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть особенности банка как коммерческого предприятия;
2) Определить основные функции банков;
3) Исследовать основные этапы развития банковской системы в России.

Содержание

Введение......................................................................................................................2
1. Особенности банка как коммерческого предприятия.................................................................................................................7
2. Функции банков..........................................................................................................................18
3.Основные этапы развития банковской системы в России.........................................................................................................................29
Заключение………………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

dengi_kredit_banki.docx

— 59.85 Кб (Скачать файл)

Вторая  функция банка - функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершения обмена, оборота денежных средств и капитала. Регулирование денежного оборота достигается также посредством эмитирования платежных средств, кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения, массового обслуживания хозяйства и населения. Поэтому можно сделать вывод, что данная функция реализуется посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за банком как денежно-кредитным институтом.

Под посреднической функцией банка зачастую понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения, и в этом смысле банки, находясь между клиентами, совершая платежи по их поручению, как бы наделены посреднической миссией. Однако понимание посреднической функции несколько глубже, чем посредничество в платежах, оно обращено не к одной операции, а к их совокупности, к банку как единому целому

Через банки проходит денежный оборот как  отдельно взятого субъекта, так и  экономики страны в целом. Через  банки осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой. Посредством совершения операций по счетам банки совершают движение капиталов, аккумулируя их в одном секторе экономики, перераспределяют ресурсы и капиталы в другие отрасли и регионы. Перераспределяемые банками ресурсы не совпадают ни по размеру, ни по сроку, ни по сфере функционирования. Высвободившиеся ресурсы у одного субъекта и аккумулируемые банком не совпадают с потребностями другого. Банк, находясь в центре экономической жизни, получает возможность трансформировать (изменять) размер, сроки и направления капиталов в соответствии с потребностями хозяйства. Таким образом, посредническая функция банка - это функция трансформации ресурсов, обеспечивающая более широкие отношения субъектов воспроизводства и сокращение риска.

Итак, Центральный Банк Российской Федерации  фактически осуществляет контроль за деятельностью банков и иных кредитных организаций второго уровня. Для этого Центральный Банк наделён определёнными властными полномочиями по отношению к другим банкам.

 

 

 

 

3. Основные этапы  развития банковской системы  в России

 

Основные  этапы развития банковской системы  России частично были рассмотрены выше. Остановимся более подробнее  на времени её развития, начиная с 1917 года, так как именно этот период наиболее политизирован и противоречив.

Итак, смена политической власти в стране в 1917 году сделало необходимым формирование не только новой политической, но и экономической доктрины. Воспринимая любое проявление частной собственности как главный источник зла, новое правительство принимается активно его искоренять. Данный процесс не мог обойти и банковскую систему страны.

Но  тем не менее, ни одно правительство  не может обойтись без банковской системы. Объявив государственную монополию на банковское дело, советское правительство приступило к национализации частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, переименованным в Народный Банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина. Деятельность иностранных банков была запрещена. Проводимые в стране преобразования привели к тому, что банки как таковые с его функциями стали не нужны. Кредитно-денежные отношения в стране приняли форму централизованного бюджетного финансирования. Именно поэтому к 1920 году Народный банк был упразднён, а все его функции были переданы Наркомфину.

Политика  военного коммунизма сменилась новой  экономической политикой. В результате уже в 1921 году Государственный банк РСФСР был создан вновь. При этом советское правительство приняло меры для восстановления не только Государственного банка, но для формирования новой многоуровневой банковской системы. В 1922 году создаются банки потербительской кооперации и Промбанк.

В 1923 Государственный банк РСФСР был  реорганизован в Государственный банк СССР. В соответствии с «Положением о Государственном банке Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», принятым 13 октября 1921 ВЦИК, основная его задача была определена так: «способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота».Кроме того, он должен был осуществлять меры, направленные на «установление правильного денежного обращения».На него возлагалось также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов.

Государственный банк РСФСР являлся хозрасчетной организацией. Основной его капитал выделялся из бюджета и составлял 2 триллиона рублей. Запасной капитал образовывался путем отчислений из прибылей банка и служил для покрытия возможных убытков по его операциям. Сумма запасного капитала не ограничивалась. Если убыток по операциям банка превышал сумму запасного капитала, недостающая часть покрывалась из бюджетных средств.

Управление  Государственным банком РСФСР возлагалось  на Правление. Правление банка выполняло  следующие функции: издавало инструкции и отдельные распоряжения по операциям банка; определяло размеры процентов, комиссии и пр.; создавало внутреннюю организацию банка и устанавливало порядок делопроизводства и счетоводства; принимало и увольняло должностных лиц, назначало им содержание и утверждало в должности членов местных учетно-ссудных комитетов; назначало доверенных лиц и выдавало им соответствующие доверенности; определяло порядок оформления операционных документов и бумаг; представляло интересы банка в судебных и других государственных учреждениях и за границей; открывало на территории РСФСР и за границей (с особого разрешения народного комиссара финансов) конторы, отделения и агентства Государственного банка РСФСР; составляло и представляло на утверждение годовой отчет банка, сметы расходов по содержанию Правления банка и его местных органов.

В соответствии с Положением о Государственном  банке РСФСР местными органами банка являлись областные конторы, отделения и агентства, в административно-организационном отношении подчинявшиеся заведующим финотделов. Областные конторы открывались в столицах автономных республик и крупных центрах. Они производили операции на основании Положения о Государственном банке РСФСР, инструкций и распоряжений Правления банка и наблюдали за деятельностью отделений и агентств, расположенных в районе их деятельности. Во главе областной конторы стоял управляющий конторой и его товарищи (заместители).

Государственный банк РСФСР кредитовал учреждения и  предприятия крупной государственной  промышленности, кооперативы и частные  предприятия, а также сельские хозяйства и кустарей, осуществлял следующие операции: открывал целевые производственные кредиты (государственному предприятию такой кредит открывался, если только оно не финансировалось в сметном порядке); открывал кредиты до востребования (онколь) под обеспечение в форме контокоррентного счета (залогом могли служить товары на складе, представленные инкассо товарные документы, векселя и др. долговые обязательства); открывал кредиты до востребования (онколь) под залог иностранных ценных бумаг, валюты, драгоценного металла, переводных векселей (тратт) и девиз; предоставлял ссуды на срок не более 3 месяцев под залог товаров, товарных документов и ценных бумаг; учитывал векселя и долговые обязательства на срок не более 6 месяцев; покупал и продавал по поручениям разрешенные для свободного обращения товары; покупал и продавал за свой счет иностранные ценные бумаги, тратты и девизы и драгоценные металлы; выдавал аккредитивы под документы на отправленные товары; производил переводы и аккредитивы на пункты в РСФСР и за границей, где имелись учреждения банка или его корреспонденты; проводил комиссионные операции по инкассированию векселей, обязательств, иностранных переводных векселей, товарных и др. документов и ценностей; принимал и выдавал денежные вклады - срочные, бессрочные и на текущий счет; принимал на хранение вещевые вклады; производил прием и выдачу депозитных сумм по ордерам государственных учреждений и предприятий.

Второй  уровень банковской системы СССР был представлен такими банками как Банк потребительской кооперации (По-кобанк), преобразованный в 1923 во Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк), Торгово-промышленный банк СССР (Промбанк СССР), Банк для внешней торговли (Внешторгбанк), Банк по электрификации (Электробанк), 45 коммунальных банков во главе с Центральным коммунальным банком СССР (Цекомбанк СССР), система сельскохозяйственного кредита, включавшая Центральный сельскохозяйственный банк СССР (Сельхозбанк СССР), 6 республиканских банков сельского кредита, 71 общество сельскохозяйственного кредита, свыше 9 тыс. сельскохозяйственных кредитных товариществ и обществ взаимного кредита. Тогда же были созданы региональные коммерческие банки: Дальневосточный акционерный банк (Дальбанк), Средне-Азиатский коммерческий банк (Азиабанк), Северо-Кавказский банк, Украинский банк (Украинбанк). Все эти кредитные организации обслуживали разнообразную клиентуру государственного, кооперативного и частного секторов хозяйства.

В 1924 при Правлении Государственного банка СССР был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

В конце 20-х годов функции и направления  деятельности Государственного банка СССР коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний средств в тяжелую промышленность в течение короткого времени. В связи с реорганизацией банковской системы в Государственном банке СССР начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданных Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке). В 1929 взамен «Положения о Государственном банке РСФСР», на основании которого банк функционировал с 1921, был принят первый Устав Государственного банка СССР.

В соответствии с уставом задачей  Государственного банка СССР было регулирование  денежного обращения и осуществление  краткосрочного кредитования промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и других отраслей хозяйства. Государственный банк СССР выполнял следующие функции: являлся эмиссионным центром страны (т.е. пользовался монопольным правом на выпуск банкнот и осуществлял организацию денежного обращения в стране); производил операции по кассовому исполнению государственного бюджета СССР и местных бюджетов; участвовал в реализации государственных займов СССР и союзных республик и платежных обязательств Народного комиссариата финансов; хранил свободные кассовые резервы всех кредитных учреждений, за исключением кредитно-кооперативных организаций; являлся единственным кредитором всех кредитных учреждений, за исключением местных коммунальных банков, кредитно-кооперативных организаций, организаций, входивших в систему сельскохозяйственного кредита, и советских заграничных кредитных учреждений.

Комплекс  проведённых в СССР реформ в конце 20-х, начале 30-х годов привёл к  формированию жестко централизованной системы управления экономикой страны. Одной из важнейших была кредитная реформа 1930-32 годов. Но внедрённый механизм кредитования носил автоматический характер. Основным поводом к выдаче кредита был план. При этом экономические факторы мало учитывались.

Автоматизм  кредитования резко усилил товарно-денежную несбалансированность, ухудшил снабжение средствами производства и предметами потребления. В свою очередь, нарастание дефицита средств производства вело к дезорганизации материально-технического снабжения. В результате в значительной степени ослаблялся централизованный контроль за воспроизводственным процессом в целом. На 2-м этапе - в 1931-32 гг. - в результате принятия ряда постановлений СНК СССР происходило постепенное совершенствование техники кредитования и концепции кредитного механизма.

В мае 1932 были окончательно разграничены функции Государственного банка  СССР и банков долгосрочных вложений (Промбанка, Сельхозбанка, Всекобанка и Цекомбанка). В результате кредитной реформы деятельность Государственного банка СССР окончательно утратила коммерческий характер и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов.

Одновременно  сложилась структура кредитной  системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет. В дальнейшем совершенствование деятельности Государственного банка СССР сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег.

Во  время Великой Отечественной  войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа 1947 г.).

В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.

В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка.

В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.

В мае 1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

Информация о работе История развития банковской системы