Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:53, контрольная работа
В России снова формируется рынок ценных бумаг. Становление его происходит уже во второй раз; первый раз он начал формироваться по указам Петра I, затем он развивался, в течение 200 лет, постоянно наращивая оборот капитала.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИИ 4
1.1 Общая характеристика рынка ценных бумаг дореволюционной России 4
1.2 Государственные долговые обязательства - основа рынка ценных бумаг в дореволюционной России 5
II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 10
2.1 Необходимость выбора модели рынка 10
2.2 Необходимость перехода в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг 11
2.3 Необходимость повышения роли государства на рынке ценных бумаг 11
III. БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИИ 14
3.1 Возврат к директивной экономике 14
3.2 Фундаменталистская экономика 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
• создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка (еще в конце 1993 г. аналитики, работающие на рынке, пользовались только экспертными оценками и отдельными разрозненными публикациями);
• гармонизация российских и международных (в частности, европейских) стандартов, используемых на рынке;
• создание активно действующей системы надзора (на базе внешнего наблюдения и инспекций на месте) за небанковскими инвестиционными институтами;
• государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;
• приоритетное выделение государством финансовых и материальных ресурсов для "запуска" рынка;
• перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной сейчас на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта безопасности бизнеса и мелких инвесторов;
• срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов на рынке от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов (специальный фонд на эти цели).
Повышение роли государства должно определяться и тем, что у него должна появиться долгосрочная концепция и политика действий в области восстановления рынка и его текущего регулирования. Иначе говоря, должно наконец начаться осознанное воздействие на макропропорции спроса и предложения на рынке, на направление движения денежных ресурсов с тем, чтобы рынок устоялся в одной из известных мировых схем его организации. В данном случае речь идет не только о сопоставлении банковской и небанковской моделей рынка. Имеются в виду доли различных источников в финансировании хозяйства и то влияние, которое оказывают различия в этой области на организацию рынка ценных бумаг.
Важнейшим источником нового промышленного подъема, преодоления инвестиционного кризиса должно стать финансирование посредством российского рынка ценных бумаг (что в свою очередь, будет готовить появление другого масштабного источника — не спекулятивных иностранных инвестиций).
Именно в этом истинное предназначение рынка ценных бумаг — не только спекуляции, не только покрытие дефицита бюджета, не только перераспределение собственности, а еще создание финансового механизма для запуски инвестиций, для выживания и обновления промышленности. Вместо рынка государственного, с огромных преобладанием правительственных ценных бумаг, как в 1995 — 1996 гг., вместо рынка грюндерского, как в 1994 г., с агрессивным натиском новых эмитентов, не имевших ранее реальных активов, должен появиться обслуживающий инвестиционные проекты в производстве, жилищном строительстве рынок экономического роста. В период промышленного бума в экономике до предела нарастает скорость конвейера инвестиционных проектов, объявляются сотни новых эмиссий, рынок становится "горячим", демонстрируя неуклонный рост курсовой стоимостям постоянно увеличивающийся приток иностранных инвестиций.
Если в хозяйстве
России в ближайшие два-три года
будут усиливаться
Рынок ценных бумаг постепенно прекратит свое существование. Могут остаться внешние облигационные займы и нерыночные облигации для населения, "Все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии..., аннулируются (уничтожаются)" (Декрет ВЦИК от 3 февраля 1918 г.); "Все сделки с ценными бумагами воспрещаются" (Декрет СНК от 5 декабря 1918 г.); "Все банковские акции аннулируются и всякая выплата дивидендов по ним безусловно прекращается" (Декрет СНК от 5 февраля 1918 г.).
Начнется административное сокращение сети акционерных коммерческих и восстановление крупнейших государственных банков для финансирования казенного хозяйства. Де-факто и де-юре постепенно начнет восстанавливаться монополия государства на ведение банковского дела. Банки вновь станут частью государственного аппарата надзора за деятельностью предприятий. Исчезнет почва для существования институтов рынка ценных бумаг и институциональных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов, частных страховых компаний). Станут ненужными рыночные способы аккумуляции через них денежных ресурсов.
Экономический рост будет возобновлен за счет административного перераспределения денежных средств в пользу государства, возобновления бюджетных инвестиций, накачки денежной массы и постоянно включенной на первых порах инфляции. Экономический рост будет иметь преимущественно экстенсивный характер, вновь начнет возрастать милитаризованность экономики.
Вопрос о денежных ресурсах перестанет быть актуальным. Их движение будет отражать административное распределение материальных фондов с высокой степенью автоматизма в бюджетном и кредитном финансировании, с использованием преимущественно внеэкономических критериев для распределения денежных ресурсов.
Этот вариант возможен
в случае прихода к власти политических
сил, ориентирующихся на директивную
экономику и возврат к
Этот вариант возможен при приходе к власти сил, ориентирующихся на национальную модель капитализма, замкнутую в религиозном и идеологическом отношениях монокультурную страну ("патриотический" блок).
В экономике это означает сохранение переходного и закрытого характера экономики страны при сильной роли государства как производителя и собственника, стагфляцию, отсутствие долгосрочной политики реформ, более быстрый переход России в категорию развивающихся государств.
В этом случае будет сохранен смешанный, переходный характер финансовой системы России, повторяющей сейчас в основных чертах финансовые системы стран третьего мира.
Имеются в виду: гипертрофированная роль бюджета и Центрального банка в финансовых ресурсах страны; слишком большая доля собственности государства и крупных предприятий в капиталах финансовых институтов; огромные программы централизованного дотационного кредитования и финансирования приоритетных секторов экономики, минуя рынок ценных бумаг; масштабное и дешевое финансирование через банки и рынок государственных ценных бумаг дефицитного бюджета; продолжающаяся сильная инфляция в денежной сфере; слабость государственного надзора за инвестиционными институтами и банками при нарастании удельного веса плохих кредитов и инвестиций в их активах, периодические крупные банкротства финансовых институтов; ограниченный доступ для иностранного капитала, протекционизм, направленный против иностранных финансовых институтов; крайне небольшие объемы иностранных инвестиций, преимущественно в сырьевой сектор; очень незначительные объемы рынка ценных бумаг, его низкая ликвидность при наполнении преимущественно государственными ценными бумагами, низкий уровень развития инфраструктуры финансового рынка.
Все это — показатели провинциализма рынка ценных бумаг и банковской системы, их обреченности на отставание, обслуживание закрытой и слабой экономики, исповедующей исключительно национальные ценности и исторические особенности, выбор "особого русского пути".
При этом не будет решен вопрос о перераспределении денежных ресурсов в пользу инвестиций, о внутренних финансовых источниках для возобновления экономического роста. Если даже удастся частично улучшить структуру денежных ресурсов, в какой-то мере остановить их проедание текущим бюджетом, то это будут лишь частичные, с постоянными колебаниями улучшения, создающие недостаточные стимулы к экономическому росту.
Судя по последним политическим событиям в России, реальными шансами на власть обладают силы, ориентирующиеся на полный или частичный возврат к директивной экономике, на ее значительно большую закрытость, на расширение государственной собственности, на предотвращение бегства капитала и т.д. В той мере, в какой они будут использовать национальные лозунги, в их экономической политике могут возникать задачи из лексикона фундаменталистской экономики (скажем, опоры на "здоровый" национальный капитал в борьбе с западным влиянием).
Острейший дефицит финансовых ресурсов внутри страны может принудить оставить островки либеральной экономики с тем, чтобы только как "временные компромиссы и отступления при сохранении командных высот" привлечь иностранные инвестиции. Ведь иного пути нет, если перед страной стоит задача очередного технологического рывка.
1. Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александер, Джеффри В. Бейли, Инвестиции, М., Инфра - М. 1997.
2. Ковалев В.В., Финансовый анализ, М., Финансы и статистика, 1997.
3. Анна Эрлих, Технический анализ товарных и финансовых рынков, М., Инфра - М, 1996.
4. Шерри Де Ковни, Кристин Такки, Стратегии хеджирования, М., Инфра - М, 1996.
5. Фельдман А.А., Лоскутов А. И., Российский рынок ценных бумаг, М., Аналитика - Пресс, 1997.
6. Вадим Арсеньев, Прогноз доходности инвестиций. Деньги №48, 12 ноября 1997, стр 49.
7. Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. М., Перспектива, 1997.
8. Roomesh Vaitilingam, "Guide to Using the Financial Pages" Finnancial Times, Pitman Publishing 1994.
9. a. Bruce N. Lehmann, "Fads, Martingales and Market Efficiency", Quarterly Journal of Economics, 105, I (February 1990), p.16.
10. William Brok, Josef Lakonishok, and Blake LeBorn "Simple Technical Trading Rules and Stochastic Properties of Stock Return", Journal of Finance, 47, no. 5 (December 1992) pp. 1739.
Информация о работе История создания, уровень и перспективы развития РЦБ в России