Коммерческие банки Республики Беларусь: тенденции и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.

Вложенные файлы: 1 файл

kommercheskie_banki_respubliki_belarus_tendencii_i_problemy.doc

— 504.00 Кб (Скачать файл)

Более благосклонна была судьба к председателю правления «Белагропромбанка» Александру Гаврушеву. Несмотря на обвинения со стороны Комитета госконтроля в злоупотреблении служебными полномочиями и нанесенном ущербе, банкир отделался легким испугом: возместив ущерб, он остался на свободе.

Нацбанк принимает решение об уравнивании в правах обычных банков и банковских структур, работающих в белорусских СЭЗ. Последние ранее имели льготы по размеру уставного фонда (минимальный размер 500 тыс. евро, в то время как для обычного банка — не менее 10 млн евро) и собственного капитала, но не имели права привлекать ресурсы от предприятий и физических лиц — резидентов Республики Беларусь. Решение принимается из-за низкой деловой активности банков белорусских СЭЗ — их доля по объему совокупного уставного фонда составляет 0,6%, совокупного объема собственного капитала — 0,5%. Для «сэзовских» банков устанавливаются сроки, в течение которых они должны довести размер уставного капитала до принятых в стране 10 млн евро. Часть банков сумеет это сделать, но большинство свернет (и сейчас продолжает сворачивать) свою деятельность. Например, в 2007 году решением Нацбанка будет ликвидирован гомельский АКБ «Ратон».

2006

Новые потери в рядах белорусских банкиров. Вынесен приговор председателю наблюдательного совета банка «Золотой талер» Александру Нелину. Он приговорен к 8 годам лишения свободы «за вымогательство, совершенное в особо крупных размерах с группой лиц по предварительному сговору с применением насилия и угрозой убийства».

Нацбанк объявляет, что он нашел стратегических инвесторов для двух белорусских банков. Новым акционером «Славнефтебанка» готов выступить российский «Внешторгбанк». Российский «Внешэкономбанк» намерен увеличить свою долю в белорусском «Белвнешэкономбанке». Сделка по «Славнефтебанку» должна была состояться до конца года, однако соответствующий проект указа президента задержался при его согласовании. Ожидается, что эта сделка будет завершена в 2007 году. [8]

 

2.2. Банковская система на современном  этапе.

Современный банк – юридическое лицо, которое имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции, в основу которых положены привлечение денежных средств в депозиты (вклады) и их размещение в активные операции от своего имени и за свой счет. Современная банковская деятельность связана с мобилизацией, движением и распределением ссудных капиталов. По своей сути банк является прежде всего предприятием, производящим особый, специфический продукт. Однако банк отличается от традиционных форм предприятий по ряду принципиальных позиций.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Национальный банк Республики Беларусь был образован в 1991 г. В частности, Верховный Совет Белорусской ССР, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, постановлением от 21 декабря 1990 г. объявил собственностью Белорусской Советской Социалистической Республики Белорусский республиканский банк Госбанка СССР и республиканские специализированные банки и постановил: "Создать на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР Национальный банк Белорусской ССР. Завершить формирование Национального банка Белорусской ССР до 1 апреля 1991 года" [9,с.262].

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

 Национальный банк  осуществляет свою деятельность  в соответствии с Конституцией  Республики Беларусь, Банковским  Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

 Национальный банк  подотчетен Президенту Республики  Беларусь.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

  1. защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  2. развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
  3. обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Национальный банк выполняет следующие функции:

  • разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, и иными законодательными актами Республики Беларусь;
  • осуществляет эмиссию денег;
  • регулирует денежное обращение;
  • регулирует кредитные отношения;
  • является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
  • осуществляет валютное регулирование;
  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • выполняет функции центрального депозитария государственных
  • ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не
  • определено Президентом Республики Беларусь;
  • осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
  • организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
  • консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
  • осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
  • осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;
  • выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь (ст. 26) и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

В соответствии со ст. 58 Банковского кодекса Республики Беларусь органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.

Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.

 Правление Национального банка  состоит из Председателя и  десяти членов.

 Компетенция Правления Национального  банка и порядок созыва его  заседаний определяются Уставом  Национального банка. Правление Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

 Члены Правления Национального  банка не могут занимать другие  государственные должности, если  иное не предусмотрено Конституцией  Республики Беларусь и иными  законодательными актами Республики Беларусь, а также состоять в политических партиях.

Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления Национального банка не более двух сроков подряд.

Президент Республики Беларусь вправе освободить Председателя и (или) членов (члена) Правления Национального банка от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:

  • истечения срока полномочий;
  • неспособности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья на основании заключения медицинской комиссии;
  • отставки;
  • ухода на пенсию по собственному желанию;
  • несоблюдения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь и иных обязательных для Национального банка актов законодательства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей;
  • разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну;
  • признания виновным в совершении преступления по приговору суда;
  • совершения виновных действий, которые дают основания для утраты доверия к данному лицу;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Совет директоров Национального банка является исполнительным коллегиальным органом Национального банка. Председатель Правления Национального банка является руководителем Совета директоров Национального банка.

 Совет директоров Национального  банка состоит из девяти членов, включая руководителя Совета.

 Компетенция Совета директоров  Национального банка и порядок  созыва его заседаний определяются  Уставом Национального банка. Совет  директоров Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

Члены Совета директоров Национального банка, за исключением его руководителя, назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка.

 

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Согласно ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь  Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.

В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.  В уставе банка должны содержаться:

  • наименование банка;
  • указание на его организационно-правовую форму;
  • сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;
  • перечень банковских операций и видов деятельности;
  • сведения о размере уставного фонда;
  • сведения об органах управления, в том числе исполнительных  органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Банк должен иметь наименование и фирменное наименование, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова "банк", а также на его организационно-правовую форму.

 Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слово "банк", за исключением лиц, получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковских операций.

Государственной регистрации подлежат:

  • вновь созданные (реорганизованные) банки;
  • изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.

Деятельность банка без государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные банком, осуществляющим деятельность без государственной регистрации, взыскиваются в доход республиканского бюджета. Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк.

До подачи документов, необходимых для государственной регистрации банка, один из учредителей банка либо уполномоченный им представитель должны согласовать с Национальным банком наименование создаваемого банка.

 Прием документов для государственной  регистрации банка осуществляется  только в присутствии учредителей (участников) банка (физических лиц  или физического лица, уполномоченного учредителями (участниками) банка, и представителей юридических лиц). При этом физические лица предъявляют паспорта, а физическое лицо, уполномоченное учредителями (участниками) банка, и представители юридического лица помимо паспортов предъявляют документы, подтверждающие их полномочия.

В соответствии со ст. 80 Банковского кодекса Республики Беларусь для государственной регистрации банка в Национальный банк представляются:

  • заявление о государственной регистрации;
  • устав банка;
  • выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
  • документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;
  • копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетом;
  • сведения об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства, а для неработающих - справка органа службы занятости;
  • справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в  соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
  • анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, заполняемые ими и содержащие сведения:
  • для руководителя исполнительного органа банка - о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;
  • для главного бухгалтера - о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;
  • об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;
  • документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по определяемому Национальным банком перечню;
  • бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период;
  • документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по определяемому Национальным банком перечню;
  • платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка.

Информация о работе Коммерческие банки Республики Беларусь: тенденции и проблемы развития