Коммерческие банки Республики Беларусь: тенденции и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.

Вложенные файлы: 1 файл

kommercheskie_banki_respubliki_belarus_tendencii_i_problemy.doc

— 504.00 Кб (Скачать файл)

 Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются следующие документы:

 нотариально удостоверенный  учредительный договор банка;

 список учредителей (участников) с указанием размера их вклада  и размера долей в уставном фонде банка.

 Национальный банк выдает  учредителям (участникам) банка, представившим  документы, указанные в частях  первой и второй настоящей  статьи, письменное подтверждение  об их получении.

Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.

 Национальный банк до принятия  решения о государственной регистрации  банка вправе запрашивать у государственных и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка, о кандидатах на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при государственной регистрации.

Национальный банк на основании принятого решения о государственной регистрации банка производит запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 Зарегистрированному банку  выдается свидетельство о его  государственной регистрации.

 Национальный банк в пятнадцатидневный  срок со дня внесения записи  в Единый государственный регистр  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей сообщает данные  о государственной регистрации банка в налоговые органы, органы государственной статистики и иные органы, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.

Государственная регистрация банка не проводится в случае, если его уставный фонд не сформирован.

 В государственной регистрации  банка может быть отказано, если  один из его учредителей на  дату подачи заявления о государственной  регистрации банка:

  • является учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением открытых акционерных обществ и коммерческих организаций, осуществляющих преимущественно производственную деятельность;
  • имеет задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также является учредителем юридических лиц, имеющих задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
  • является общественным объединением, преследующим политические цели;
  • является индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) юридического лица, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности (ликвидации), но процесс прекращения деятельности (ликвидации) не завершен;
  • являлся индивидуальным предпринимателем, прекратившим деятельность, или учредителем (участником) ликвидированного юридического лица на основании представления уполномоченного органа, если с даты их исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет;
  • ограничен в праве на осуществление предпринимательской  деятельности по решению суда.

 Государственная регистрация  банка не производится также  в случаях несоответствия руководителей  исполнительных органов или главного  бухгалтера банка квалификационным  и иным требованиям, предъявляемым к ним.

 Отказ в государственной  регистрации банка по мотивам  нецелесообразности его создания  не допускается.

 Отказ в государственной  регистрации банка либо непринятие  Национальным банком в установленный  срок решения о его государственной регистрации могут быть обжалованы в хозяйственный суд. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ

 

3.1. Оценка развития коммерческих банков Республики Беларусь

 

В январе – июне 2008 г. развитие банковского сектора направлено на эффективное исполнение функций финансового посредничества, дальнейшее повышение устойчивости его функционирования в условиях расширения спроса на банковские услуги со стороны организаций нефинансового сектора экономики и населения.

В настоящее время банковская система является динамично развивающейся отраслью народного хозяйства. В ней занято около 50 тысяч работников, или около 1% экономически активного населения страны.

В Беларуси по состоянию на 1 октября 2007 г. насчитывалось 27 банков с 368 филиалами, в том числе 7 - со 100-процентным иностранным участием в капитале. У остальных эта доля следующая: Приорбанк - 76,2%, Белвнешэкономбанк - 34,6%, Москва-Минск - 100%, Славнефтебанк - 7,5%, Белгазпромбанк - 67,8%, Минский транзитный банк - 2,5%, Белорусский народный банк - 3,9%, Межторгбанк - 56,6%, Технобанк- 30,5%, Трастбанк - 44,7%. У семи банков 3-й группы контрольный пакет принадлежит иностранному инвестору, исключение составляет Белорусский индустриальный банк, у которого эта доля равняется 31,7%.

Прибыльность. Текущая прибыль всех банков на 1 января 2008 г. составила 602,1 млрд. Br, на 1 января 2007 года – 411,2 млрд. Br, на 1 января 2006 года – 215,0 млрд. Br, на 1 января 2005 года – 183,0 млрд. Br [10].

В 2008 г. продолжилось увеличение ресурсной базы банков. На 1 июля 2008 г. Ее объем составил 50995,7 млрд. рублей, увеличившись за январь – июнь 2008 г. На 22,3 %, или на 9305, 5 млрд. рублей. Отношение ресурсной базы к ВВП в годовом исчислении на 1 июля 2008 г. Составило 37,9 % и возросло с начала 2008 г. На 2,3 процентного пункта.

Факторами увеличение ресурсной базы банков в январе – июне 2008 г. явились средства физических лиц, нерезидентов, средства на счетах субъектов хозяйствования – резидентов, центрального правительства и местных органов управления и других источников.(рис.1)

Основным направлением размещения средств банков являются кредиты субъектам хозяйствования – резидентам.(рис.2) По состоянию на 1 июля 2008 г. доля требований к субъектам хозяйствования в структуре активов банков составила 54,5 %. Значительный объем средств направлялся также на кредитование физических лиц.

В январе – июне 2008 г. банковская система удовлетворяла предъявляемый экономический спрос на кредиты. Темпы наращивания кредитования существенно опережали темпы роста ВВП. Так, прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и иностранной валюте в реальном выражении в среднем за январь – июнь 2008 г. по отношению к соответствующему периоду 2007 г. составил 22,3 % (в белорусских рублях – 20,6 %) при увеличении реального ВВП на 10,4 %.

В январе – июне 2008 г., как и ранее, банковская система была ориентирована на долгосрочное кредитование инвестиционных программ.



 

Мониторинг выполнения банками государственных программ кредитования реального сектора экономики Республики Беларусь свидетельствует о том, что в январе – июне 2008 г. банковской системой в полном объеме обеспечено кредитование важнейших направлений социально-экономического развития страны. [17, с. 11].

Доходность банков, в первую очередь, зависит от состояния реального сектора - рентабельность предприятий в этом году несколько улучшилась. С другой стороны, из-за замедления роста цен уменьшилась инфляционная составляющая их доходов. Снижалась в этом году ставка рефинансирования (с 12 до 10%). Вместе с тем предполагаемое укрепление за год курса Br к USD обеспечивает рублевым депозитам населения чрезмерно высокую валютную доходность, что разорительно для банков. Ставки по новым валютным кредитам в августе достигли 10,5% для юридических лиц и 13,1% для физических лиц. В ближайшем будущем ставки будут снижаться незначительно, тем не менее и банкам, и реальному сектору нужно начинать  тяжелую работу по поиску и инициированию эффективных бизнес-проектов, а также массовому кредитованию населения (строительство и ремонт квартир, покупка автомобиля, мебели, холодильника, стиральной машины). При продолжении политики стимулирования спроса через рост зарплаты и при стабильном курсе розничный банкинг становится важным направлением работы.

Рентабельность, рассчитанная как прибыль к расходам.  По данным Нацбанка, в целом по банковской системе рентабельность активов на 1.01.2008г. (в годовом исчислении) - 1,70%, рентабельность собственного капитала – 10,70% [12].

Качество кредитов. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на 1 января 2008 года по официальным данным составила всего 1,92% (на 1 января 2007 г. – 2,83%). Фактически, созданный резерв по активам, подверженным кредитному риску, равнялся на 1 января 2008 года 399,5 млрд. Br. [12]. К таким активам относятся: кредиты, выданные юридическим и физическим лицам; средства, размещенные в других банках; финансовая аренда (лизинг); операции с использованием векселей, приобретенные векселя; исполненные банковские гарантии и поручительства в денежной форме; финансирование под уступку денежного требования (факторинг); иные активные операции, подверженные кредитному риску.

По представленным банками данным, лучшие показатели по кредитному портфелю имеют Белагропромбанк, Славнефтебанк, Приорбанк, Абсолютбанк, Сомбелбанк, Белинвестбанк, Белвнешэкономбанк, Белгазпромбанк. С учетом сформированных резервов практически каждый укладывается в 3% норматив проблемных кредитов. Это очень неплохой показатель, если статистика полностью соответствует действительности, а Нацбанк ведет адекватный мониторинг проблемных кредитов не только по отчетности банков.

Достаточность капитала. Рост зарегистрированного уставного фонда банков в этом году идет запланированным темпом. На 1 января 2008 г. он достиг 4521,5 млрд. Br, собственный капитал – 6526,8 млрд. Br.[12].

Ликвидность. В целом по банковской системе на 1 января 2008 г. нормативные показатели ликвидности имели следующие значения: краткосрочная - 1,97%, мгновенная – 104,05%, текущая – 98,78%, соотношение ликвидных и нормативных активов – 22,6% [12]. Введение новых, более жестких методов ежедневного контроля ликвидности создает определенные проблемы банкам. Однако на конец месяца  все четыре показателя ликвидности с тем или иным запасом банки выполняют. Небольшим банкам, безусловно, это делать легче. Ликвидность же банковской системы проверяется на прочность только в экстремальных условиях, например, при хотя бы небольшой панике среди вкладчиков [13, c.28].

Динамика роста. Показателя динамики (уставный фонд, собственный капитал, кредиты, валовые активы) на 1.01.2008г.: уставный фонд – 4521,5 млрд.руб. (на 1.01.2007г. – 3738,0 млрд.руб.), собственный капитал – 6526,8 млрд.руб. (на 1.01.2007г. – 5150,2 млрд.руб.), валовые активы – 42980,9 млрд.руб. (на 1.01.2007г. – 30048,8 млрд.руб.) [12].

Таблица 3.1. - Активы банков Республики Беларусь

(средние  значения за период)

млрд, руб.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007    1

Активы банков

1634,1

3 388,5

5 060,8

7 965,2

11926,3

16 346,8

23 195,7

34 217,0

в рублях

674,8

1 397,4

2 305,1

3 950,0

6 522,0

9 867,2

15 253,7

21 673,3

в иностранной валюте

959,3

1 991,2

2 755,8

4 015,3

5 404,2

6 479,5

7 942,0

12 543,7

в том числе: 1. Требования к резидентам Республики Беларусь

1262

2 706,5

4 157,7

6 797,3

10 475,9

14 432,6

20 782,7

30 679,0

в рублях

574,8

1 152,9

1 962,5

3 474,3

5 880,8

9 045,2

14 316,2

20 467,5

в иностранной валюте

687,2

1 553,6

2195,1

3 323,1

4 595,1

5 387,4

6 466,5

10 211,5

из них: 1.1. требования к органам государственного управления

126,7

228,6

440,3

861,6

1 102,4

1 318,5

2 287,8

2 804,9

1.2. требования к экономике

889,1

1 984,9

3 102,7

4 982,5

7 812,6

11211,6

16 306,1

24 988,8

1.2.1. требования к субъектам хозяйствования*

794,9

1 792,9

2 752,5

4 287,1

6 389,3

8 687,8

12 069,4

18 368,2

из них:

кредиты промышленности

399,8

873,8

1 243,9

1 968,1

2 707,1

3 393,3

4 296,7

6 564,2

кредиты сельскому хозяйству

111,1

199,5

323,7

515,7

853,8

1 395,7

2 145,5

3 503,1

кредиты строительству

11,8

22,5

40,2

68,9

145,2

228,7

346,3

583,7

кредиты торговле и общественному питанию

88,6

142,0

203,5

301,5

507,5

758,7

1 148,4

1 841,9

кредиты жилищному и коммунальному хозяйству

1,5

4,3

12,2

30,1

165,8

224,0

249,5

298,9

1.2.2. требования к физическим лицам

94,2

192,0

350,2

695,4

1 423,4

2 523,9

4 236,6

6 620,6

1.3. требования к Национальному банку

125,4

285,9

340,9

552,9

870,1

1 105,6

1 495,5

2 100,5

1.4. требования к банкам

120,9

207,1

273,9

400,3

690,8

797,0

693,3

784,9

2. Требования к нерезидентам

272,6

438,4

562,3

694,0

811,0

1 094,7

1 479,6

2 337,2

в рублях

0,5

0,9

1,7

1,8

1,9

2,7

1,1

4,9

в иностранной валюте

272

437,6

560,6

692,2

809,1

1 092,0

1 475,5

2 332,2

3. Прочие активы

99,5

243,6

340,9

473,9

639,4

819,5

933,4

1 200,8

из них: 3.1. основные средства

99,5

243,6

340,9

473,9

639,4

819,5

933,4

1 200,8


 

Таблица 3.2. - Пассивы банков Республики Беларусь

(средние  значения за период)

млрд. руб.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Пассивы банков

1634,1

3 388,5

5 060,8

7 965Д

11 926,3

16 346,8

23 195,7

34 217,0

в рублях

689,9

1 477,7

2 410,0

4 075,3

6 634,5

9 903,6

15 273,4

21 682,2

в иностранной валюте

944,2

1 910,9

2 650,9

3 889,9

5 291,7

6 443,1

7 922,3

12 534,8

в том числе: 1. Средства, привлеченные от резидентов Республики Беларусь

1184,8

2 338,1

3 465,4

5 354,7

7 971,2

11 154,9

16 305,1

22 340,2

в рублях

411,6

907,8

1 484,8

2 522,9

4 167,6

6 429,6

10 556,6

14 767,3

в иностранной валюте

773,2

1 430,3

1 980,6

2 831,8

3 803,7

4 725,4

5 748,5

7 572,9

из них: 1.1. средства центрального правительства

124,9

343,2

377,7

428,7

466,7

904,2

1 799,6

3 719,4

1.2. средства местных органов управления

33,1

52,2

77,2

270,3

473,2

424,5

260,8

261,5

1.3. средства Национального банка

72,2

103,0

190,0

271,7

344,8

486,2

1 103,2

1 460,9

1.4. средства субъектов хозяйствования *

>93

1034,2

1410,6

2 080,0

2 940,8

3 796,1

5 423,5

7 007,3

1.5. средства физических лиц

234,5

598,0

1 155,4

1 890,3

3 010,8

4 669,4

6 665,4

9 063,0

1.6. средства банков

127,2

207,6

254,4

413,8

734,8

874,6

1 052,6

828,1

2. Средства, привлеченные от нерезидентов

74,8

234,5

349,4

607,8

1 034,5

1 365,3

2 078,1

4 708,9

в рублях

6,9

26,6

45,1

72,0

100,6

94,3

65,9

57,9

в иностранной валюте

67,9

208,0

304,3

535,8

933,9

1 271,0

2 012,1

4 651,0

3. Прочие пассивы

374,5

815,9

1 246,1

2 002,8

2 920,5

3 826,5

4 812,6

7 167,9

из них: 3.1. банковский капитал

241,7

479,4

838,6

1 421,9

2 250,9

3 165,3

4 156,8

5 504,8

3.2. производные финансовые инструменты

           

0,0

1,0

3.3. валютные счета переоценки

47,5

85,5

98,4

113,3

90,8

15,4

3,2

5,7

3.4. межбанковские и межфилиальные  расчеты

10,7

8,9

10,2

12,8

21,9

32,5

18,3

727,3

3.5. иные средства

73,1

242,1

298,9

454,7

556,9

613,3

634,3

929,1

Информация о работе Коммерческие банки Республики Беларусь: тенденции и проблемы развития