Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 10:09, контрольная работа
Экономический анализ деятельности коммерческого банка представляет собой систему специальных знаний, связанных с изучением финансово-экономических результатов деятельности банка, выявлением факторов, тенденции и пропорции хозяйственных процессов, обоснованием направлений развития банка.
1. Роль и значение экономического анализа деятельности банка.
2. Анализ иммобилизации капитала.
3. Недепозитные источники коммерческого банка.
Задача. 4. При расчете норматива H 1 определены следующие данные по структуре активов банка по степени риска с учетом созданных резервов на возможные потери (тыс. руб.): 1-я группа - 625 400 (в том числе активы с коэффициентом риска 2% - 92 600); 2-я группа -415 162; 3-я группа - 870 955; 4-я группа - 1 250 320; 5-я группа - 12 348 587. Определите средневзвешенный размер активов с учетом риска.
Вариант
1
1.
Роль и значение
2. Анализ иммобилизации капитала.
3.
Недепозитные источники
Задача.
4. При расчете норматива H 1 определены
следующие данные по структуре активов
банка по степени риска с учетом созданных
резервов на возможные потери (тыс. руб.):
1-я группа - 625 400 (в том числе активы с коэффициентом
риска 2% - 92 600); 2-я группа -415 162; 3-я
группа - 870 955; 4-я группа - 1 250 320; 5-я
группа - 12 348 587. Определите средневзвешенный
размер активов с учетом риска.
Экономический анализ деятельности коммерческого банка представляет собой систему специальных знаний, связанных с изучением финансово-экономических результатов деятельности банка, выявлением факторов, тенденции и пропорции хозяйственных процессов, обоснованием направлений развития банка.
Объектом анализа выступает коммерческая деятельность каждого отдельного банка и их группировок (по территориальному, функциональному или любому иному признаку). Субъектами анализа могут выступать: коммерческие банки; контрагенты банка, включая Банк России; кредитные учреждения; государственные налоговые службы; аудиторские фирмы; местные и центральные органы власти; реальные и потенциальные клиенты и корреспонденты банка; прочие физические и юридические лица.
Каждый из субъектов в процессе анализа преследует свои собственные цели. В связи с этим направления и критерии анализа могут быть различными.
Коммерческие банки на основе анализа своей деятельности стремятся к оптимизации структуры активных и пассивных операций в целях максимизации прибыли. Оценка имеющихся возможностей банка позволяет обеспечить их баланс с рыночными запросами, выработать обоснованные программы развития и поведения банка на рынке, создать адекватную основу для принятия решений. Анализ этих возможностей проводится с точки зрения исследования внешних и внутренних условий деятельности банка. Внешние условия, в которых функционирует банк, определяются направленностью экономической политики государства, а также контролирующей ролью Банка России. Анализ внутренних условий деятельности банка строится на оценках его финансово-экономического положения, поведения на рынке, уровня технической оснащенности, а также на анализе организационной структуры банка.
Территориальные учреждения Банка России в процессе анализа выявляют степень соблюдения коммерческими банками установленных экономических нормативов ликвидности и отчислений в централизованные фонды. Банк России интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы, анализ которых позволяет определить основные направления кредитно-денежной политики и государственного регулирования деятельности коммерческих банков. Банковское регулирование предполагает формирование, и применение специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности, включая контроль за их соблюдением. В то же время проверка финансового состояния коммерческих банков обеспечивает соблюдение инструкций Банка России и оценивает их финансовую устойчивость. Процессы регулирования могут начаться еще до того, как банк начнет свои операции. Лицензирование коммерческих банков обычно заключается в следующем:
Государственная налоговая служба в процессе анализа отчетности коммерческих банков осуществляет финансовый контроль за выполнением банками обязательств перед бюджетом. Процесс банковского надзора имеет две формы: регулирующую (проверку отчетности) и надзорную (ревизию банка). На основании данных об активных и пассивных операциях, а также анализа бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках надзорные органы контролируют деятельность банков.
Перед аудиторами банков стоит задача проверки достоверности учета и отчетности банка, а также подтверждение или опровержение результатов их деятельности. Закон настоятельно рекомендует ежегодно проводить полный финансовый аудит банка.
Банковские клиенты и корреспонденты на основе анализа отчетности определяют устойчивость финансового положения банка, его надежность, перспективы развития, целесообразность дальнейших отношений с ним. Полученные данные можно группировать и сравнивать с информацией каждого конкретного банка. При анализе балансов коммерческих банков следует иметь ввиду, что в принципе они не обязаны детально раскрывать фактические размеры своих прибылей или убытков. Это обусловлено тем, что публикация данных о банках может повлечь панику среди вкладчиков и, как следствие этого, — отток депозитов. Кроме того, большинство банков не публикует имеющиеся резервы, посредством которых могут пополняться (или уменьшаться) их доходы. Следует иметь в виду, что резкая смена менеджмента банка является признаком того, что у банка имеются определенные проблемы. Это указывает либо на серьезные несогласия по вопросам проводимой политики, либо на намерения предоставить "протекционистский" кредит или кредит по политическим соображениям.
В
связи со стремлением банков к
сохранению коммерческой тайны и
нежеланием обмениваться информацией
со своими конкурентами значительное
преимущество имеет формирование супервизорами
централизованного информационного кредитного
бюро, в функции которого входят осуществление
мониторинга за выделением крупных и мелких
кредитов, оценка достаточности резервов
и др. При этом ошибкой в условиях существования
коммерческой тайны является согласие
супервизоров не предоставлять информацию
об обострении недостатков в деятельности
банке. Это накладывает огромную ответственность
на супервизора и ему придется отвечать
за свои просчеты, когда они проявятся.
Другая информация, такая как мошенничество,
"черные списки" непорядочного персонала,
правила процедур и инструкций, может
находиться на централизованном хранении
у супервизора банка.
2.
Анализ иммобилизации
капитала.
Cуществует понятие собственных средств-брутто и собственных средств-нетто.
Величина
собственных средств-нетто
Иммобилизация выступает как отрицательный фактор банковской деятельности. Чем она больше, тем ниже уровень доходности банковских операций. Кроме того, иммобилизация негативно сказывается и на платежеспособности банка.
Собственные средства-брутто содержат:
1. Зарезервированные собственные средства-брутто — резервный
фонд, страховой фонд и другие фонды специального назначения;
2. Собственные средства-брутто, используемые в обороте:
а)
капитал и фонды банка (уменьшенные
на стоимость выкупленных
б) прибыль банка за отчетный год и прибыль прошлых лет;
Иммобилизация капитала складывается из:
а) остаточной стоимости капитализированных активов банка (стоимость основных средств банка за минусом износа), капитальных вложений;
б) паев и прочих долгосрочных вложений в другие предприятия, а также кредитные организации;
в) банковских расходов;
г) убытков (например, суммы «мертвых» кредитов, т.е. официально заявленной просрочки по кредитам и учтенным векселям). Иммобилизация показывает, какой объем капитала отвлекается в неликвидные и не приносящие доход активы. Исходя из приведенной формулы расчета собственных средств-нетто, эта величина может получиться отрицательной. Это означает, что на покрытие собственных затрат банка направляются привлеченные средства, что является показателем неэффективной работы банка.
Для оценки качественного состава собственных средств определяется коэффициент иммобилизации K, характеризующий степень использования собственного капитала в активных операциях, не приносящих доход.
К, = 1т/С,
где 1т — сумма иммобилизации; С—сумма собственных средств-брутто.
Увеличение коэффициента в динамике считается негативным признаком. Если значение приближается к 100%, то это свидетельствует о нехватке собственных средств для финансирования активных операций, если коэффициент больше 100%, то для фондирования операций, не приносящих доход, банк использует весь собственный капитал, а также часть привлеченных средств. Тем не менее, средним нормальным значением коэффициента иммобилизации считается 0,5, или 50%. Это объясняется тем, что недоходные активы, к которым относятся наличные деньги в кассе, средства на счетах в Центральном банке, основные средства и нематериальные активы и средства в расчетах с прочими дебиторами, не приносят банку прибыли, но представляют собой гарантию сохранности средств вкладчиков. В настоящее время большинство мелких и средних российских банков арендуют занимаемые помещения и имеют на балансах в качестве основных средств только стоимость оборудования. Такое положение негативно сказывается на показателях надежности этих банков.
Положение
Банка России от 10 февраля 2003 г. № 215-П
«О методике определения собственных
средств (капитала) кредитной организацией»
устанавливает порядок расчета собственных
средств с учетом суммы превышения затрат
на приобретение материальных активов
над собственными источниками (т.е. собственными
средствами брутто).
3.
Недепозитные источники
коммерческого банка.
В мировой банковской практике широкое развитие получают недепозитные источники привлечения ресурсов. К наиболее распространенным формам такого привлечения средств относятся:
Основной целью этих операций является улучшение ликвидной позиции банка.
Получение
займов на межбанковском рынке. В
банковской практике США этот рынок
получил название федеральных резервных
фондов. Эти фонды представляют собой
депозитные средства коммерческих банков,
хранящиеся на резервном счете в
центральном банке или в
До
60-х годов покупка
Федеральная резервная система (ФРС). Большая часть операций с федеральными фондами заключается на очень короткий срок – один деловой день. Вместе с тем часть сделок заключается на более продолжительные сроки от 30 до 90 дней и называются срочными сделками. Поскольку при покупке федеральных фондов не требуется резервирования средств, то банки могут уплачивать более высокий процент, чем по депозитным сертификатам.
Информация о работе Контрольная работа по "Анализ деятельности банка "