Коррупция в Казахстане. Борьба с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:35, творческая работа

Краткое описание

Коррупция - одно из наиболее опасных для государства явлений, поскольку подрывает авторитет государственного аппарата, дискредитирует его деятельность, содержит угрозу национальной безопасности, нарушает принципы построения правового государства и демократического развития.
Коррупция причиняет государству и обществу значительный экономический и политический вред, тормозит развитие общества, практически сводит на нет эффективность каких-либо правительственных программ.

Вложенные файлы: 1 файл

Презентация Microsoft PowerPoint (3).pptx

— 1.11 Мб (Скачать файл)

  Коррупция в Казахстане. Борьба с коррупцией.

    • Коррупция - одно из наиболее опасных для государства явлений, поскольку подрывает авторитет государственного аппарата, дискредитирует его деятельность, содержит угрозу национальной безопасности, нарушает принципы построения правового государства и демократического развития.
    •             Коррупция причиняет государству и обществу значительный экономический и политический вред, тормозит развитие общества, практически сводит на нет эффективность каких-либо правительственных программ.

 

 

 

Есть ли в Казахстане коррупция ?

 

    • Есть ли в Казахстане коррупция? Вопрос излишний. Потому что она давно уже перестала представлять из себя просто предмет обывательских пересудов. Ныне это неоспоримый факт, признанный на самом высоком уровне как здесь, так и за рубежом.

 

Коррупция или использование служебного положения в личных целях существовала во все времена, во всех странах и  при всех политических режимах, различаясь лишь масштабами. В условиях современного общества личная выгода от использования  служебного положения принимает  самые разнообразные формы. Она  простирается начиная с процентов  от заключенных государственных  контрактов (так называемых “откатов”), благодарностей в форме оплаты обучения детей, организации отдыха и лечения  родственников за рубежом, содействия в получении квартир и других материальных выгод в качестве компенсации  за лояльность, денежного вознаграждения за “ускорение” рассмотрения вопроса, за уклонение от заслуженного наказания  или за посредничество в продвижении  дела вплоть до таких “невинных” подарков, как спиртные напитки, театральные  билеты, цветы или шоколад.

Известно, что коррупция  ведет к прямым и косвенным  экономическим потерям общества, когда в отсутствие справедливой конкуренции контрактируются поставщики с неоправданно высокими ценами или некачественными услугами, когда дорожают государственные услуги по здравоохранению, образованию, социальной защите, растет бедность, ухудшается положение населения, вынужденного покупать некачественные услуги, увеличиваются издержки малого и среднего бизнеса, растет угроза безопасности государства, нравственной деградации, разрушения экологической среды и т.п.” Коррупция подрывает функционирование демократии, тормозит работу государственных институтов и препятствует оптимальному использованию общественных ресурсов. Высокий уровень коррупции в той или иной стране оказывает отрицательное воздействие на развитие торгово-экономических связей, тормозит инвестиционные потоки и, в конечном счете, существенно “бьет” по имиджу такой страны в глазах мирового сообщества. В любом случае, она подрывает развитие общества и особенно болезненно отражается на положении социально уязвимых групп населения. Соответственно, самой лучшей гарантией против распространения коррупции может быть развитая система превентивных мер, разработанная государством и основанная на вовлечении в этот процесс всего общества.

{

 

Истоки и причины коррупции

Социологические исследования позволяют глубже проанализировать коррупцию как социальное явление. Один из важнейших выводов таких  исследований заключается в том, что самые крупные коррупционные  сделки, самые большие потери от коррупции связаны отнюдь не со взятками, хотя и их общая сумма высока. Но самые крупные объемы коррупционных  сделок производят так называемые коррупционные  сети, действующие, как правило, практически  без нарушений законодательства, а чаще всего с соблюдением  его норм. Чтобы понять причины  и процедуры деятельности коррупционных  сетей, необходимо изучать реальные экономические и социальные факторы, вследствие которых такая деятельность становится возможной.  Осознание  ситуации, конечно, не означает, что  сразу удастся их нейтрализовать, а вскрытие противоречий не ведет  немедленно к их разрушению. Но без  этого противодействие коррупции  никогда не будет эффективным.

 Как социальное  явление коррупции возникает  и поддерживается на уровне  неформальных социальных связей, составляющих основу общества, она  может быть обнаружена на всех  уровнях управления им, а также  в системах, обеспечивающих его  саморегулирование. 

Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную  проблему. Тенденции развития в мировой  политике и экономике способствуют возникновению и быстрому развитию транснациональной преступности, одной  из наиболее опасных форм которой  является транснациональная коррупция, проявляющаяся в виде подкупа  иностранных должностных лиц  с целью получения возможности  начать или продолжить экономическую  деятельность в какой-нибудь стране, либо обеспечить себя каким-то несоответствующим  преимуществом при создании предприятий  с иностранными инвестициями, либо незаконно реализовать экономические  проекты, приватизировать государственную  собственность и т.д.

Что же порождает  коррупцию и питает эту коррозию общества?

К основным причинам коррупции можно отнести:

– отсутствие оптимальной  системы антикоррупционных законов  и подзаконных актов;

 – существенные  недостатки и грубые ошибки  в проведении экономических и  социальных реформ;

 – слабость  и нерешительность государственной  власти;

 – кадровую, техническую и оперативно-тактическую  неподготовленность правоохранительных  органов к противодействию организованной  преступности , в том числе коррумпированным  структурам;

 – минимальный  риск разоблачения коррупционеров  и отсутствие жестких по отношению  к ним мер ответственности; 

 – привилегии  на распоряжение собственностью  и услугами, которые находятся  в руках ограниченного числа  чиновников.

{

 

Влияние коррупции на общественное развитие.

Коррупция сильно и, как правило, негативно влияет на экономическое и социальное развитие любой страны.

Экономический вред от коррупции связан, прежде всего, с тем, что коррупция является препятствием для реализации макроэкономической политики государства. В результате коррупции низших и средних звеньев системы управления центральное правительство перестает получать достоверную информацию о реальном положении дел в экономике страны и не может добиться реализации намеченных целей.

Коррупция серьезно искажает сами мотивы государственных решений. Коррумпированные политики и чиновники в большей  мере склонны направлять государственные  ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки. Они скорее склонны финансировать  производство, например, боевых самолетов  и другие крупные инвестиционные проекты, чем издание школьных учебников  и повышение зарплаты учителей. Известен анекдотический пример, когда в 1975 в  Нигерии щедро подкупленное правительство  сделало за рубежом заказы на столь  гигантское количество цемента, которое  превосходило возможности его производства во всех странах Западной Европы и  в СССР вместе взятых. Сравнительные  межстрановые исследования подтверждают, что коррупция сильно деформирует структуру государственных расходов: коррумпированные правительства выделяют средства на образование и здравоохранение гораздо меньше, чем некоррумпированные.

Главным негативным проявлением экономического воздействия коррупции является увеличение затрат для предпринимателей (в особенности, для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями). Так, трудности развития бизнеса в постсоциалистических странах связаны во многом именно с тем, что чиновники заставляют предпринимателей часто давать взятки, которые превращаются в своего рода дополнительное налогообложение. Даже если предприниматель честен и не дает взяток, он несет урон от коррупции, поскольку вынужден тратить много времени на общение с нарочито придирчивыми госчиновниками. Наконец, коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно, зарубежные) и, в конечном счете, экономический рост. Например, разработанная в 1990-е американским экономистом Паоло Мауро модель позволила ему сделать предположительный вывод, что рост рассчитываемого «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к рассчитываемому Transparency International индексу восприятия коррупции) на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%.Впрочем, при обзоре индексов коррупции уже упоминалось, что четкой отрицательной корреляции между уровнем коррупции и уровнем экономического развития все же нет, эта связь заметна лишь как общая закономерность, из которой есть много исключений.

Что касается социальных негативных последствий коррупции, то она, как общепризнанно, ведет к несправедливости – к нечестной конкуренции фирм и к неоправданному перераспределению доходов граждан. Дело в том, что дать более крупную взятку может не самая эффективная легальная фирма, или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан. Наиболее опасна коррупция в системе сбора налогов, позволяя богатым уклоняться от них и перекладывая налоговое бремя на плечи более бедных граждан.

Как известно, в регионе Центральной Азии Казахстан  занимает ведущее место в реформировании государственно-административного  сектора и разработке системных  мероприятий по противодействию  коррупции. Еще в сентябре 1998 г. –  в Послании народу Казахстана –  Президент Н. Назарбаев, отметив, что

 

    • “ничто так не сдерживает предпринимательство, не отпугивает инвесторов, не культивирует недоверие среди граждан, как убежденность, что все решения любых властей куплены”.

 

Также в  своем выступлении Президент  дал четкий сигнал «нечистоплотным» представителям элиты:

 

“ Доказательством моей приверженности искоренению коррупции, где бы она ни была обнаружена, является тот факт, что я отстраняю от должности тех, кто запятнал свою репутацию. Поверьте, что речь идет о людях, с которыми по-человечески для меня расставаться совсем непросто. Но здесь не должно быть исключений… Пусть в этот день и с этой трибуны прозвучат слова о том, что Казахстан не потерпит коррупции… Здесь придется применять закон со всей строгостью. Мы это обеспечим”.

 

Например, в настоящее время Республика располагает наиболее развитым антикоррупционным  законодательством не только по сравнению  со своими соседями по центрально-азиатскому региону, но и в СНГ в целом. К ряду правовых актов, регулирующих в Казахстане борьбу со злоупотреблением служебным положением, относятся  следующие: Закон Республики Казахстан  “О борьбе с коррупцией”(1998), Государственная  программа борьбы с коррупцией на 2006–2010 гг. (первая подобная – пятилетняя – программа реализовывалась  в 2001–2005 гг.), соответствующие Указы  Президента РК. В 2005г. был утвержден  Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан.

 

В подготовке и осуществлении мероприятий, предусмотренных  законодательством в области  борьбы с коррупцией, помимо традиционно  занятых этой проблемой силовых  структур принимают участие такие  специализированные организации, как Комиссия при Президенте по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими, Агентство РК по делам государственной службы, Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.

Борьба с коррупцией

    • В рамках реализации комплексной программы борьбы с коррупцией в РК осуществляется постепенная децентрализация функций центральных государственных органов с поэтапной передачей части их функций в регионы и частный сектор, сокращается сфера монополии и создаются условия для развития конкуренции в сфере оказания государственных услуг, внедряется принцип “одного окна” при обслуживании населения. Обеспечены прозрачность и объективность процедур конкурсного отбора государственных служащих, соблюдение ограничений, связанных с их статусом, внедряются принципы приема и продвижения, основанные на деловых качествах и профессионализме. Законодательно закреплены нормы, запрещающие поступление на государственную службу лиц, ранее совершивших коррупционные преступления, внедрен институт ротации политических государственных служащих, что на уровне непосредственного оказания государственных услуг населению и организациям служит эффективным инструментом предупреждения коррупции.
    • В целях реализации Государственной программы формирования “электронного правительства” в Республике Казахстан на 2005-2007 годы ведется работа по внедрению единой информационной системы, которая сократит контакты организаций и населения c государственными служащими, что естественно снизит размеры коррупции. Наконец, планомерно и систематически в РК осуществляется работа по противодействию “теневой экономике” – основной питательной среде коррупции.
    • Однако, как подчеркивается в Государственной программе борьбы с коррупцией на 2006–2010 гг., для того, чтобы ситуация с правонарушениями этого типа в Республике Казахстан претерпела качественное изменение, необходимо разрешить ряд фундаментальных проблем, одной из которых является недостаточный уровень международного сотрудничества в этой сфере.
    • Программа предусматривает интенсификацию процесса вовлечения в анти-коррупционную деятельность организаций гражданского общества, в том числе зарубежных, и формирование массовой правовой культуры через распространение соответствующей информации в СМИ. В рамках этого подхода представители органов государственной власти активно участвуют в мероприятиях – подготовке информационных материалов, конференциях, семинарах, тренингах – организуемых деловыми и правозащитными ассоциациями.

Например, в октябре 2006 г. в Алматы состоялась презентация серьезного исследования о влиянии коррупции на развитие предпринимательства и вступление Казахстана в ВТО. Этот доклад был подготовлен Алматинской ассоциацией предпринимателей и Форумом предпринимателей Казахстана при поддержке Центра международного предпринимательства CIPE.

Информация о работе Коррупция в Казахстане. Борьба с коррупцией