Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:30, задача
Целью курсовой работы является ознакомление с понятием самой кредитной системы, ее становление и развитие в Узбекистане. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
§ Определить понятие кредитной системы и раскрыть ее структуру.
§ Раскрыть этапы становления кредитной системы Узбекистана.
§ Особенности развития кредитной системы в Узбекистане.
§ Раскрытие этого вопроса, поможет в целом, сформировать мнение по этому вопросу, понять особенности кредитной системы нашей страны и т. п. Кроме этого, полученные знания помогут в дальнейшей работе по экономическому профилю.
Введение
1. Понятие кредитной системы и ее структура
2. Кредитная система Узбекистана, ее этапы становления и структура
3. Современное состояние кредитной системы Узбекистана
Заключение
Список литературы
Задачами следующего этапа развития банковской системы стали привлечение частного капитала в банковскую сферу, повышение уровня корпоративного управления в акционерных коммерческих банках и дальнейшее улучшение системы надзора над банками.
Одним из стратегических направлений
преобразований в банковской сфере
на данном этапе стал приток частного
капитала в этот сектор экономики. Данный
процесс активизировался с
Наряду с привлечением в банковский сектор частного капитала, были предприняты меры по дальнейшему укреплению системы корпоративного управления банками, в соответствие с которыми были осуществлены конкретные мероприятия по повышению роли акционеров и советов банков в их управлении, качественному улучшению внутрибанковской служб аудита.
Для повышения эффективности
Произошедшие во второй половине 1990-х годов финансовые кризисы в ряде стран и регионов мира повысили значимость данных проектов и послужили определению четких ориентиров в его реформировании. В результате были пересмотрены методы осуществления дистанционного надзора и инспектирования на местах, оптимизирована структура службы банковского надзора, переработаны действующие и разработаны новые нормативные документы, устанавливающие детальные требования к ведению банковской деятельности и ее регулированию.
Логическим шагом в
К концу 1990-х в стране была создана всесторонне устойчивая банковская система, эффективно функционировал соответствующий международным стандартам современный банковский надзор, был налажен механизм регулирования банковской деятельности. Вместе с тем, роль банковской системы в обеспечении устойчивого экономического роста делала необходимой, наряду с созданием эффективного банковского надзора и системы регулирования банковской деятельности, ее дальнейшую либерализацию и углубление реформ, которые должны были укрепить доверие ко всей банковской сфере и создать необходимые условия для превращения банков в подлинных финансовых посредников. Это требовало повышения финансовой устойчивости банков и уровня их капитализации за счет привлечения средств новых акционеров, диверсификации форм собственности в банковской системе, стимулирования конкуренции в этом секторе экономики, совершенствования системы электронных платежей, развития эффективных информационных систем и повышению технической оснащенности банков путем использования современного оборудования и средств связи.
Наряду с микроэкономическими мерами, положительно влияющими на эффективность развития отечественной банковской системы, в качестве одного последних макроэкономических факторов, способствующих активности банков, выступает либерализация валютного рынка и создание необходимых условий по обеспечению конвертируемости сума по текущим международным операциям. Принятые в этой области меры позволили Республике Узбекистан с 15 октября 2003 года принять обязательства по разделам 2(а), 3 и 4 Статьи VIII Статей Соглашения Международного валютного фонда. Важно отметить, что Узбекистан добился данной цели в первую очередь, опираясь на собственные ресурсы, без привлечения внешних заимствований. При этом были не только сохранены, но и значительно увеличены объемы золотовалютных резервов республики.
Обеспечение конвертируемости сума по
текущим международным
В настоящее время с полной уверенностью можно утверждать, что созданная в Узбекистане система надзора за банками и их инспектирования соответствует практике центральных банков развитых стран.
Необходимость усиления ряда институциональных основ для функционирования банковской системы и повышения эффективности системы в целом предопределили принятие в последние годы ряда программных документов, направленных на либерализацию и реформирование банковской системы. При этом, в основу документов заложены системность и поэтапность подхода к либерализации банковской деятельности. Необходимо отметить, что приверженность этим принципам позволили Узбекистану избежать утраты доверия населения к отечественным банкам, что наблюдалось в ряде стран с транзитной экономикой. Это, безусловно, является большим успехом в деле создания стабильной и надежной банковской системы и служит плацдармом для дальнейших преобразований финансовой системы.
Сегодня перед Узбекистаном стоит задача создания эффективного банковского сектора с современной банковской инфраструктурой. Реализуемая программа реформирования банковской системы определяет основные направления ее либерализации путем активизации процесса приватизации банков, привлечения в капиталы банков дополнительных иностранных и отечественных инвестиций, дальнейшей коммерциализации их деятельности, расширения доступа предпринимательских структур к банковскому финансированию и повышения доверия к банкам со стороны вкладчиков.
В среднесрочной перспективе
С точки зрения внутреннего аспекта основное внимание будет уделено укреплению финансового состояния жизнеспособных банков и выведению с рынка проблемных банков, повышению уровня капитализации банков и качества капитала, расширение ассортимента банковских услуг, а также усилению взаимодействия банков с реальной экономикой, доведению показателей развития банковского сектора Узбекистана до международных стандартов.
С точки зрения международного аспекта
в долгосрочном плане необходимо
реально влиться в мировую
банковскую систему, т.е. выступать
не только в качестве ее заемщиков,
а стать полноправными
Хорошей предпосылкой для этого является то обстоятельство, что банковская система Узбекистана по основным качественным параметрам (доля капитала и активов) банковской системы в валовом внутреннем продукте (ВВП) относится к странам-лидерам в группе транзитных экономик.
Уже сейчас можно твердо заявить, что за годы реформ в стране создана современная банковская система, которая способствует развитию экономики страны. Так на 1 января 2006 года в республике осуществляли свою деятельность 29 коммерческих банков, в том числе 3 государственных банка, 12 акционерно-коммерческих банков, 5 банков с участием иностранного капитала и 9 частных банков.
В целях дальнейшего развития банковской системы, исходя из стратегии либерализации экономики, разработан ряд направлений ее реформирования.
Важным направлением изменений в банковском секторе являются процессы реструктуризации и приватизации государственных банков. В данном контексте главной проблемой является организация эффективной и оптимальной продажи части государственной доли в коммерческих банках республики отечественным и, в особенности, иностранным инвесторам. Так, были полностью проданы принадлежащие государству пакеты акций в «Тадбиркорбанке», «Савдогарбанке», «Трастбанке», «Авиабанке», «Галлабанке», «Приватбанке» и банке «Ипак йули».
Что касается «Савдогарбанка», то следует отметить некоторые изменения. Ввиду того, что этот банк является стабильно развивающимся банком, иностранная компания «R&D Express-Aussenhandels GMBH» (Германия) проявила интерес к созданию на его базе совместного банка с инвестированием средств в размере $ 2 млн. «Савдогарбанк» преобразован в банк с участием иностранного капитала, уставной капитал банка доведен до $ 5 млн.
В настоящее время
Данная работа ведется специально созданным Бюро по приватизации банков, которое работает в тесном контакте с Государственным комитетом по управлению государственным имуществом и поддержке предпринимательства. Вышеуказанная Программа предусматривает приватизацию банка «Асака» в 2005-2006 гг. и Национального банка внешнеэкономической деятельности в 2005-2009 гг. с реализацией части государственной доли ведущим зарубежным банкам и международным финансовым институтам. Можно констатировать, что авторитетные международные банки выразили интерес к участию в приватизации банков Узбекистана, что подтверждает привлекательность активов этого сектора экономики «Банковские ведомости». Газета для банка и его клиента. №13 (516), 29 марта 2006 г..
Привлечение инвесторов имеет большое значение не только для пополнения бюджета от продажи государственной собственности, но и для увеличения капитала коммерческих банков. При этом особый упор делается на привлечение иностранных стратегических инвесторов.
Следует также отметить о ликвидации некоторых банков в республике. Была произведена ликвидация таких банков, как «Автодорбанк», «Ташкент», «Олимбанк», дочерний банк Центральноазиатского банка сотрудничества и развития в городе Ташкенте. «Банковские ведомости». Газета для банка и его клиента. №7 (458), 9 февраля 2005 г.
Отвечая на вызовы, банки становятся
в определенном смысле “локомотивами”
и для всего финансового
Развитие сети новых банков со 100%-ным частным капиталом является другим приоритетным направлением в реформировании банковского сектора Узбекистана. Правительство и Центральный банк всячески стимулируют развитие частных банков. Так, им предоставляются налоговые и иные льготы, оказывается техническая поддержка в подготовке персонала. В настоящее время количество частных банков составляет около половины от общего числа коммерческих банков страны. Стимулирование развития частных банков в республике способствовало повышению конкуренции, улучшению качества предоставляемых банковских услуг, эффективному рыночному распределению финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, должно позитивно сказаться на процессах развития и стимулирования частного предпринимательства в стране.
Развитию конкуренции на финансовом рынке также способствует открытие банков с участием иностранного капитала. На сегодняшний день в пяти банках республики участвует иностранный капитал. Немаловажную роль в процессе повышения конкуренции на внутреннем рынке играет Центральный банк, который поощряет приток иностранного капитала на финансовый рынок республики. Мы исходим из того, что в ближайшей перспективе представляется желательным усиление роли банков, которые контролируются иностранным капиталом. Приток западного капитала необходим как сам по себе, так и с точки зрения привнесения на внутренний рынок современных банковских технологий, новых финансовых продуктов и культуры банковского дела в целом, а также катализатора конкурентной среды на финансовом рынке страны, что положительно влияет на качество оказываемых банком услуг. Возросшая в последние годы роль внешней торговли в экономике страны, а также вступление Узбекистана в ближайшей перспективе во Всемирную торговую организацию позволяют говорить о том, что процесс создания банков с участием иностранного капитала активизируется.
Ряд слияний и поглощений благодаря снижению издержек и диверсификации рисков положительно повлиял как на операционную деятельность отдельных банков, так и на укрепление банковской системы в целом, за счет повышения устойчивости банков. Заинтересованность банков в этих процессах объясняется в, первую очередь, стремлением повысить свою конкурентоспособность на рынке и увеличить ресурсную базу, а также снизить управленческие и операционные расходы.
Наряду с консолидацией
Большое внимание уделяется повышению в целом доверия к банковской системе, где особое значение придается вопросу доверия населения к банкам. Мировая практика показывает, что внедрение системы гарантирования вкладов граждан в банках на законодательной основе положительно влияет на повышение их доверия к банковской системе, в результате чего растет объем личных сбережений в банках. Именно поэтому в 2002 г. парламентом страны был принят Закон “О гарантиях защиты вкладов граждан в банках”. Это позволило создать надежный и эффективный механизм защиты вкладов населения в банках.