Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:14, курсовая работа
В данной работе представлены следующие вопросы:Сущность межбанковских расчётов и назначение корреспондентских счетов;. Осуществление межбанковских расчетов в системе BISS и клиринг;Роль Национального банка Республики Беларусь в системе межбанковских расчетов
1.Введение…………………………………………………………………………2
2. Сущность межбанковских расчётов и назначение корреспондентских счетов………………………………………………………………………………4
3. Осуществление межбанковских расчетов в системе BISS и клиринг…………………………………………………………………………….7
4. Роль Национального банка Республики Беларусь в системе межбанковских расчетов…………………………………………………………………………..16
5. Пути совершенствования межбанковских расчетов.………………………………………………………………………….20
6. Заключение…………………………………………………………………….27
7. Список использованных источников………………………………………...29
8. Приложение…………………………………………………………………....30
Основные обязанности НБРБ в отношении систем межбанковских расчетов закреплены в Банковском кодексе РБ, согласно которому задача Национального банка Республики Беларусь состоит в обеспечении эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Национальный банк контролирует состояние расчетов участников, а в случае необходимости устанавливает особые режимы функционирования корреспондентских счетов, при введении которых ограничивается проведение банком отдельных активных и пассивных операций.
На основе статьи 30 банковского кодекса центральный банк осуществляет надзор за платежной системой посредством:
• установления критериев доступа в систему;
• сертификации программно-технических средств банков-участников;
• установление стандартов платежных сообщений;
• регулирования текущей ликвидности банковской системы;
• определение ценовой политики на услуги БМРЦ.
В дополнение к вышесказанному управление межбанковских расчетов осуществляет:
• мониторинг текущего состояния
корреспондентских счетов банков, который,
как один из инструментов надзора
за платежными системами, позволяет
выявлять и избегать критических
ситуаций и за счет этого повышать
стабильность и эффективность
• проверки правильности соблюдения банками нормативных актов, регулирующих порядок проведения расчетов через корреспондентский счет.
Национальный банк устанавливает
также правила и сроки хранения
документов по межбанковским расчетам
и координирует деятельность Центрального
архива межбанковских расчетов, процедуры
хранения информации в котором обеспечивают
сохранность и авторизированное
использование любой
4. Пути совершенствования межбанковских расчетов.
Развитие платежной системы республики осуществлялось согласно Концепции развития национальной платежной системы Республики Беларусь до 2010 года с учетом мировых тенденций и Программе развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 − 2010 годы, которыми было предусмотрено проведение мероприятий по минимизации рисков, повышению эффективности, надежности и безопасности функционирования платежной системы, сокращению наличного денежного оборота.
В целях реализации Концепции и Программы продолжались работы по совершенствованию и дальнейшему развитию нормативной правовой базы платежной системы. Принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений участников системы BISS, функционирования АС МБР, ценовой политики Национального банка в области оказываемых расчетных услуг, а также развитие системы безналичных расчетов по розничным платежам. Национальным банком реализованы организационные и технические мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование функционирования АС МБР и расширение сферы применения электронного документооборота.[9.c.430]
В течение 2008 года осуществлялись подготовительные работы по переводу всех межбанковских платежей на обработку в гибридную систему BISS версии 1.1. В частности, проводилось поэтапное снижение максимальной суммы денежного перевода, подлежащего обработке в клиринговой системе прочих платежей, разработан новый формат электронного платежного документа МТ 102, осуществлена модернизация центрального вычислительного комплекса, банками реализованы мероприятия, позволяющие осуществлять формирование и передачу в систему BISS полноформатных электронных платежных документов и их архивирование, приняты меры по повышению надежности автоматизированных банковских систем.
Принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 199 «О расширении сферы применения электронного документооборота в автоматизированной системе межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 6, 8/20142), в соответствии с которым с 5 января 2009 г. все межбанковские расчеты осуществляются на основании полноформатных электронных платежных документов, направляемых банками в систему BISS.
Реализация данного
По основным показателям оценки деятельности Национального банка по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы достигнуты следующие результаты:
-программно–технический комплекс АС МБР соответствует требованиям технических кодексов установившейся практики, руководящих документов и стандартов Республики Беларусь по обеспечению технической возможности проведения межбанковских расчетов;
-случаев несанкционированного доступа в АС МБР не допущено;
-среднегодовой коэффициент доступности АС МБР для банков на 31 декабря 2009 г. составил 99,97 процента дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99,5 процента).
В целях выполнения функции надзора за платежной системой осуществлялись следующие мероприятия:
При определении стратегии развития платежной системы центральные банки основываются на рекомендациях различных финансовых институтов, которые являются общепринятыми стандартами (например, Ключевые принципы для системно значимых платежных систем).
Таким образом, остается актуальной задача создания эффективных, надежных и безопасных систем переводов денежных средств. С учетом перечисленных процессов в основу организации современных платежных систем положен в том числе и принцип централизации.
В рамках централизованной платежной системы достигается более гармонизированный уровень оказания услуг пользователям, решается проблема возмещения издержек и адаптивности платежной системы к постоянно меняющимся условиям мировых финансовых рынков, более гибкими становятся инструменты регулирования и надзора, посредством которых достигается обеспечение устойчивой работы платежных систем и их надлежащей безопасности.
В современных платежных системах наряду с разделением платежного потока на крупные и мелкие (розничные) денежные переводы и созданием условий для их обработки в одной системе (гибридизация) реализованы возможности использования разнообразного инструментария по обработке платежей (приоритеты, трансакции с установленным временем исполнения, резервирование ликвидности, «прямые дебеты» и платежи «с условиями»), управления ликвидностью и резервами, а также использования различных механизмов расчетов по обрабатываемым платежам (механизмы перевода ликвидности, пакетная обработка, расчет в реальном времени и др.).
Вырабатываются единые подходы к осуществлению регулирования и надзора, что позволяет достичь наибольшей гибкости применяемых методов контроля за рисками, недопущения их распространения на другие платежные системы.
Межбанковские системы перевода денежных средств представляют собой инфраструктуру платежной системы, посредством которой осуществляется урегулирование обязательств между банками. Широкое участие центрального банка наблюдается в системах перевода крупных сумм, посредством обеспечения надежного и безопасного функционирования которых центральные банки решают задачи, связанные с достижением целей денежно–кредитной политики и обеспечением финансовой стабильности.
Анализ последних разработок в области платежных систем позволяет выявить следующие мировые тенденции развития систем перевода крупных сумм.
В частности, гибридные механизмы расчетов, основанные на применении механизмов расчетов, сберегающих ликвидность, разработаны и внедрены или находятся на стадии внедрения в странах Европейского союза, Канаде, Японии и других странах.
Расчеты в таких системах происходят посредством валового исполнения всех платежей одновременно в рамках одной правовой и логической секунды (например, в системе BISS Республики Беларусь) или расчета балансов на чистой основе (например, система EURO Европейского центрального банка). Алгоритмы таких расчетов могут функционировать как на многосторонней, так и двусторонней основе.
Их основной целью является увеличение возможностей системы обрабатывать платежи, уменьшать очередь, ускорять процесс расчетов и снижать потребности ликвидности.
Тенденция централизации функции обработки крупных сумм платежей в одной системе, которой, как правило, управляет центральный банк, проявляется в миграции основных объемов платежей для обработки в системы перевода крупных сумм. Так, каждые 5 лет удельный вес платежей (по сумме), обрабатываемых в системах перевода крупных сумм, увеличивается в среднем на 20 процентов.
В ряде стран наблюдается централизация расчетов в системах перевода крупных сумм. Повышается взаимосвязь платежной системы и финансового рынка. Интегрированная инфраструктура финансового рынка, служащая для осуществления платежей, трансакций с ценными бумагами и залоговых операций, предоставляет банкам возможность комплексного управления ликвидностью и залоговым обеспечением за счет:
Тенденция консолидации финансового рынка вокруг системы перевода крупных сумм указывает на повышение требований к обеспечению функционирования данной системы, определяет необходимость формирования глубокого и ликвидного межбанковского рынка, расширения операций центрального банка в рамках выполнения функции кредитора последней инстанции за счет увеличения спектра залогового обеспечения и кредитной поддержки банков с целью обеспечения непрерывности процесса расчетов в платежной системе.
Жесткие требования по безопасности, применяемые к системам перевода крупных сумм, определили необходимость создания резервных систем, которые должны обеспечить непрерывность процесса расчетов и необходимый уровень операционной безопасности.
Так, с целью гарантии высокого уровня операционной безопасности одно из требований Евросистемы включает возможность переключения операций любой составляющей системы TARGET на резервные системы в течение четырех часов. Подразумевается, что резервные системы будут способны обрабатывать все важные платежи. Центральные банки всех стран работают над созданием полностью автономных резервных вычислительных центров, пространственно разнесенных с основным вычислительным центром.
Заключение.