Основным направлением деятельности
МБРР являются:
- предоставление развивающимся
странам долгосрочных займов
и кредитов для производственных
целей: развития сельского хозяйства
и сельских районов, энергетики;
гарантирование погашения задолженности
соответствующим правительствам; предоставление
займов под конкретные проекты;
- предоставление займов
развивающимся странам на создание
в них инфраструктуры: шоссейных
и железных дорог, электросвязи,
городских портов, энергетических
установок, а также на развитие
образования, здравоохранения, подготовку
кадров. Обычно подобные займы
выдаются при соблюдении развивающимися
странами таких условий, как
создание благоприятного климата
для деятельности ТНК; девальвация
национальных валют; либерализация
контроля над экспортом; ликвидация
субсидий потребителям; освобождение
иностранных вкладчиков капитала
от налогов; свободный вывоз
прибылей; предоставление гарантий
от национализации и др.
- предоставление займов
тем развивающимся странам, которые
не в состоянии выплачивать
процентные ставки, близкие к
рыночным; денежные средства для
этих займов поступают от инвесторов,
покупающих облигационные обязательства,
выпускаемые МБРР;
- кредитование беднейших
стран, которые некредитоспособны
на международных финансовых
рынках и не в состоянии
оплатить процентные ставки, близкие
к рыночным; предоставление займов беднейшим
странам осуществляется Международной
ассоциацией развития (МАР);
- предоставление долгосрочных
займов и кредитов странам
— членам Банка, включая частные
фирмы. Последним займы выдаются
в случае предоставления гарантий
правительством соответствующей
страны; Банк должен убедиться,
что необходимые средства невозможно
получить из других источников
на приемлемых условиях; использование
займов не может быть ограничено
покупками в какой-либо конкретной
стране-члене или странах-членах;
- оказание технической
помощи развивающимся странам,
которая подразделяется на следующие
виды: 1) техническая помощь, финансируемая
как составная часть займов
и кредитов; бессрочные займы
и кредиты на техническую помощь;
техническая помощь, финансируемая
через Фонд подготовки проектов;
2) техническая помощь, предоставляемая,
но не финансируемая Банком
— здесь Банк выступает в
качестве административного органа
и сюда включаются проекты, осуществляемые
под руководством Банка; к этому виду относятся
также программы оплачиваемой технической
помощи для богатых развивающихся стран,
например, нефтедобывающих стран, и для
Международного фонда сельскохозяйственного
развития; 3) техническая помощь, оказываемая
за счет административного бюджета;
- подготовка и реализация
финансируемых проектов, включающая:
определение объекта, проведение
предварительной подготовки и
оценки стоимости проекта; ведение
переговоров и представление
проекта руководству Банка; практическое
осуществление проекта и контроль
за его окончанием; оценка результатов;
- проведение исследований
по экономической и научно-технической
проблематике; по вопросам разработки
и осуществления конкретных программ;
по вопросам кредитной политики,
политики инвестирования и оказания
технической помощи; оказание
содействия развивающимся странам
в повышении их исследовательского
потенциала. Банк совместно с
40 другими организациями оказывает
поддержку 18 международным центрам
сельскохозяйственных исследований,
которые разрабатывают современные
эффективные технологии производства
продовольствия;
- оказание содействия
политическому диалогу между
Банком и бедными странами-членами
в связи с финансированием
отраслевых и общеэкономических
планов развития в особых условиях;
- финансирование проектов
и деятельности развивающихся
стран по охране окружающей
среды из глобального фонда
окружающей среды, в котором
банк выступает в качестве
попечителя и заказчика проектов;
- сотрудничество на национальном
уровне с негосударственными
организациями, предоставляя им
средства на финансирование проектов
и консультационную помощь;
- организация и проведение
семинаров, учебных курсов для
представителей из развивающихся
стран; издание и распространение
учебных материалов;
- деятельность в качестве
члена консультативного органа,
созданного Канадой, Францией, Нидерландами,
США в целях координации деятельности
стран-кредиторов, осуществляющих систематическое
финансирование программ в развивающихся
странах;
- предоставление информации
о проектах в странах-членах, одобренным
Банком. Сюда входит проектная
документация: результаты экспертиз;
национальные программы охраны
окружающей среды; информацию
о развитии отдельных стран
и секторов экономики.
Высшим органом Банка
является Совет управляющих, в функции
которого входит: определение общей
политики Банка; прием новых членов;
принятие решений о размерах уставного
капитала банка; распределение
чистого дохода. Исполнительным органом
Банка является Директорат, состоящий
из 24 директоров-распорядителей, из которых
5 — назначаются странами-членами,
имеющими наибольшее число акций, а
19 — избираются управляющими из числа
представителей остальных стран-членов.
Директорат избирает президента Банка,
который осуществляет оперативное
руководство деятельностью Банка
и отвечает за штат служащих. Директорат
в своей работе опирается на 5
комитетов: 1) совместный аудиторский
комитет; 2) комитет по вопросам кадровой
политики; 3) комитет по выработке
регламента; 4) комитет по вопросам эффективности
затрат и бюджетной практике; 5) комитет
по административным вопросам.
Финансовые средства Банка
образуются из взносов стран-членов,
из займов на международных рынках
ссудного капитала и банковской прибыли.
Уставный капитал МБРР,
образуемый путем подписки стран-членов,
первоначально не превышала 10 млрд.
долл. Переориентация деятельности Банка
на обширный регионов развивающихся
стран вынуждало руководство
постоянно увеличивать кредитные
ресурсы. Подписной капитал увеличивался
в 1959 г., в 1980 г., в 1988 г., В 1997 г. он составлял
182 млрд. долл. — из которых 11 млрд. долл.
— оплаченный капитал и 171 млрд. долл. —
часть подписки, которая может быть востребована
Банком лишь в случае отсутствия у него
ресурсов для срочного погашения своих
обязательств. Именно эта, большая, часть
и служит тем гарантийным фондом, под который
МБРР заимствует значительные средства,
прежде всего на мировом финансовом рынке,
выпуская облигационные займы для расширения
своих кредитных операций. На 1997 г. внешние
заимствования Банка составляли 10 млрд.
долл. Из этих средств Банк осуществляет
финансирование своих кредитных операций.
Кроме того Банк черпает средства из нераспределенной
прибыли, а также за счет платежей в погашение
предоставленных им займов. Банк предоставляет
среднесрочные и долгосрочные займы правительствам
входящих в него стран или частным организациям
под гарантию правительств и контролирует
их использование. Страны-получатели обязаны
выполнять рекомендации Банка и предоставлять
ему отчеты об использовании займов и
требуемую информацию.
В рекомендациях МБРР приоритет
отдается развитию частного сектора
экономики и привлечению иностранного
капитала в развивающиеся страны.
Если рекомендации МБРР не принимаются
страной, запрашивающей кредит, то зачастую
он не предоставляется. Кредиты Банка
покрывают в среднем лишь около
30% общей стоимости кредитуемых
объектов, а остальная часть расходов
по объекту должна обеспечиваться за
счет внутренних источников кредитования
и финансирования или иных внешних
источников. Основная задача МБРР —
кредитование конкретных объектов (преимущественно
инфраструктурных — транспорт, связь,
энергетика) на основе их тщательного
отбора. С 80-х годов в кредитах
Банка все большую роль играют
социальные аспекты развития, особенно
борьба с бедностью. Увеличиваются
кредиты на развитие здравоохранения,
образование, планирование семьи, развитие
сельского хозяйства. Особое внимание
уделяется охране окружающей среды
и приватизации.
МБРР стал предоставлять
также кредиты на структурную
адаптацию в соответствии с программой
экономических реформ и перехода
страны-заемщика к рыночной экономике.
При этом выделяемые Банком кредиты
не привязаны к конкретным объектам,
и страны-заемщики могут достаточно
свободно распоряжаться заемными средствами.
2.2 Международная ассоциация
развития (МАР)
Международная ассоциация развития
была создана в 1960 г. Формально она
считается независимой от МБРР, поскольку
имеет свой собственный устав
и финансовую базу, однако фактически
она представляет собой фонд ресурсов,
которым управляет МБРР, и является
филиалом МБРР. Президент МБРР является
одновременно президентом МАР.
Отличие МБРР и МАР состоит
в источниках приобретения финансовых
средств для кредитования и в условиях,
на которых они предоставляют займы развивающимся
странам. МБРР большую часть своих финансовых
средств получают на мировых рынках и
предоставляет займы развивающимся странам
под более низкий процент и с более длительными
сроками погашения, чем коммерческие банки;
МАР предоставляет развивающимся странам
беспроцентные кредиты за счет взносов
стран-доноров.
В состав МАР входят 159 государств-членов,
которые разбиваются на 2 категории:
26 экономически более развитых стран,
входящих в I категорию, и 133 менее развитых
стран II категории.
Цели МАР:
- предоставление долгосрочных
кредитов наиболее бедным развивающимся
странам;
- оказание содействия
экономическому развитию, повышению
уровня жизни в наименее развиты
странах Ассоциации, в частности,
путем предоставления им необходимых
средств на финансирование конкретных
проектов, целесообразность которых
подтверждается экспертами МБРР;
- оказание содействия
повышению производительности труда
в странах с наиболее низкими
годовыми доходами на душу
населения.
Основными направлениями
деятельности МАР являются:
- кредитование проектов
в беднейших и наименее кредитоспособных
странах в целях их экономического
развития. Страны, получающие кредиты,
выбираются по 4 категориям: 1) страна должна
иметь годовой доход на душу населения
менее 1305 долл.; 2) страна должна обладать
достаточной экономической, финансовой
и политической стабильностью, чтобы оправдать
предоставление долгосрочных кредитов
на цели развития; 3) страна должна испытывать
серьезные трудности с платежным балансом;
4) политика страны должна быть нацелена
на экономическое развитие. МАР предоставляет
кредиты, как правило, на срок в 50 лет, с
началом погашения через 10 лет после получения
кредита. За пользование кредитом проценты
не взимаются;
- проведение экспертизы
финансируемых проектов для определения
эффективности использования финансовой
помощи;
- оказание содействия
странам-членам в проведении экономических
реформ; в обеспечении развития
в сфере экологии; в борьбе
с нищетой.
Основная часть финансовых
ресурсов МАР поступает из трех источников:
1) переводов прибыли из МБРР; 2) капитала,
подписчиками которого являются ее страны-члены;
3) взносов более богатых членов
МАР, включая ряд стран со средним
доходом на душу населения.
2.3 Международная финансовая
корпорация (МФК)
Международная финансовая корпорация
создана в 1956 г. как самостоятельное
юридическое лицо со своим уставом
и собственными ресурсами. Фактически
она является филиалом МБРР и специализированным
учреждением ООН. Как финансовая организация
входит в группу ВБ. Членами МФК являются
171 государство.
Цели МФК:
- оказание содействия
в финансировании частного предпринимательства,
главным образом в развивающихся
странах, в целях экономического
развития государств членов;
- оказание помощи в
управлении предприятиями, созданными
с участием как иностранного капитала,
так и местных инвестиций;
- стимулирование притока
частного капитала в производственную
сферу;
- реализация принципа
рентабельности в сотрудничестве
с частным сектором. Общая сумма
инвестированного МФК капитала
в 102 страны оценивалась в 1997
г. в 84,4 млрд. долл.
Основными направлениями
деятельности МФК являются
- финансирование предпринимательства
в странах-членах путем предоставления
займов непосредственно частным
компаниям и инвестирования в
них собственных средств МФК,
не требуя гарантий со стороны
правительства. Займы предоставляются
на срок от 7 до 12 лет по фиксированным
или меняющимся ставкам; погашение
займов производится в той
валюте, в которой займ был
получен;
- осуществление инвестиций
за счет собственных средств
в обрабатывающую и добывающую
промышленность, сельское хозяйство,
коммунальные предприятия, туризм;
- привлечение частных
финансовых средств для инвестиций
в проекты по развитию инфраструктуры,
охране окружающей среды;
- содействие развитию
предпринимательства в малом
бизнесе;
- оказание содействия
частным и смешанным по капиталу
предприятиям в овладении современными
методами управления производством
и др.
Финансовые ресурсы МФК
образуются из взносов государств-членов
в соответствии с их подпиской
на акции МФК; отчислений от прибыли
МФК, получаемой за счет процентов с
предоставленных займов, финансовых
сборов, дивидендов и участия в
прибылях, доходов от продажи акций;
дотаций и кредитов МБРР.
2.4 Многостороннее агентство
по инвестиционным гарантиям
(МАИГ)