Особенности механизма банковского (депозитного) и денежного мультипликаторов в российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы исследование особенностей механизма банковского и денежного мультипликатора в российских условиях.
Задача курсовой работы раскрыть сущность механизма банковского мультипликатора и выявить его особенности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр.3-4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА стр. 5-10
1.1 Сущность и виды банковского мультипликатора стр. 5-6
1.2 Субъекты банковского мультипликатора стр. 6-8
1.3 Объекты банковского мультипликатора стр. 8-10
2. МЕХАНИЗМ БАНКОВСКОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА стр. 11-17
2.1 Действие механизма банковского мультипликатора стр. 11-14
2.2 Определение формулы денежного мультипликатора стр. 15-17
3. Проблемы банковского мультипликатора стр. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 19-20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 21

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА стр. 22

ТЕЗИСЫ стр. 23-24

ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 25

Вложенные файлы: 1 файл

дкб курсовая.docx

— 52.96 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра: Экономики учета и финансов.

Дисциплина: Деньги, кредит, банки

Вариант 6

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему:

Особенности механизма банковского (депозитного) и денежного мультипликаторов в  российских условиях.

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

Группа 934-01

Шифр 080105.65

 Нельмина  О.Н

                      Проверил (а):

Федорова  Е.В.

 

 

Санкт –  Петербург 2012г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ   стр.3-4

  1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО    МУЛЬТИПЛИКАТОРА   стр. 5-10

  1.1 Сущность и виды банковского мультипликатора   стр. 5-6

 1.2 Субъекты банковского мультипликатора   стр. 6-8

 1.3 Объекты банковского  мультипликатора   стр. 8-10

 2. МЕХАНИЗМ БАНКОВСКОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА  стр.  11-17

 2.1 Действие механизма банковского мультипликатора   стр. 11-14

 2.2 Определение формулы денежного мультипликатора   стр. 15-17

3. Проблемы банковского мультипликатора    стр. 18

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ   стр. 19-20

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   стр. 21

 СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА   стр. 22

ТЕЗИСЫ  стр. 23-24

ПРИЛОЖЕНИЕ    стр. 25   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важную роль в анализе экономических  отношений играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных  и частных) на прирост выпуска (и  дохода). Мультипликатор помогает «почувствовать»  эффект государственного стимулирования.

Общий эффект мультипликатора не проявляет  себя сразу, а как бы «растягивается»  на протяжении определенного периода. Применительно к показателям  американской экономики 20-х годов  затухание первоначального эффекта  продолжалось примерно полтора-два  года. Эффекты мультипликации наслаивались и добавлялись. В реальной действительности действует не простой, а многосложный мультипликатор. Само проявление мультипликационного  эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие  отрасли направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада.

Вообще, мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать  как рост национального дохода, так  и его сокращение. Рассматривая эффект мультипликации, нужно иметь в  виду в первую очередь расходы  из государственного бюджета, в том  числе на общественные работы.

Стимулирующий эффект мультипликатора  зависит от многих факторов. Если увеличиваются  налоги, то величина реального мультипликатора  снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов  «уплывет» за границу, увеличится вероятность  дефицита платежного баланса. Как известно, инвестиционная деятельность наименее стабильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, например, сфера потребления. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни.

Цель курсовой работы исследование особенностей механизма банковского и денежного мультипликатора в российских условиях.

Задача курсовой работы раскрыть сущность механизма банковского мультипликатора  и выявить его особенности.

Объектом курсовой работы является механизм банковского мультипликатора.

Предметом курсовой работы выступает  механизм банковского мультипликатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА.

1.1 Сущность и виды банковского  мультипликатора.

По своей сущности мультипликатор – это множитель; категория, используемая в экономической теории для характеристики и определения различных взаимосвязей, где имеет место мультипликативный эффект; коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.

Различают:

- мультипликатор инвестиционных  расходов

- мультипликатор правительственных  расходов

- мультипликатор потребительских  расходов

- мультипликатор денежного предложения

- налоговый мультипликатор

Однако система мультипликатора  сводится к тому, что первоначальное  увеличение затрат государства (правительства  и ЦБ) влечет за собой изменение  балансов доходов и расходов экономических  агентов (население и юридических  лиц),  вызывающее в конечном итоге  с мультипликативным эффектом рост предложения денег в экономике. Это последнее и называется банковским мультипликатором. Иначе говоря, банки  являются проводниками мультипликативного эффекта роста затрат через безналичную эмиссию.

Однако сам банковский мультипликатор не представляет собой понятия простого, а также может быть рассмотрен в виде системы мультипликаторов.

Во-первых, это депозитный мультипликатор, т.е. начальная стадия развития мультипликативного эффекта в банковской сфере, или то, что отражает этот процесс с позиции его субъектов. Во- вторых, под кредитным понимается посредствующие связи самого процесса, т.е. каким именно образом происходит расширение денежной базы, находящее свое конкретное отражение в балансе того или иного банка. И, наконец, денежный мультипликатор – это сам механизм мультипликации, прирост предложения обезличенных средств обмена, имеющий свое конкретное формализованное представление. Следовательно, рассмотрение теории банковского мультипликатора необходимо начать с определения его субъектов, главными из которых являются население, организации и сами банки, причем необходимо заметить, что государство в данном случае не входит в рассматриваемую систему, поскольку является лишь внешним условием для её динамики. Но, прежде всего, надо сказать, что главной причиной существования банковского мультипликатора является изменение предложения денег в экономике.  [5]

1.2 Субъекты банковского мультипликатора.

          Первым субъектом, участвующим в процессе мультипликации, является население, основой характеристикой которого, с позиции предложения денег, является то, что оно большую часть своих средств, тратит на потребление.

           Участие населения в процессе безналичной эмиссии проявляется в том, что оно может выступать в качестве заемщика, причем значение кредита в данном случае совсем иное, чем для предприятий. Главное, к чему сводится особенность кредитования населения, это то, что основная его масса расходует лишь на потребление, и с одной стороны, входят в систему кредитного мультипликатора, как формы его функционирования, оказывает непосредственное влияние на рост  объема безналичных денег, с другой же – опять-таки лишь косвенно на макроэкономическом уровне способно вызвать их дальнейшее расширение.

          Переходя к рассмотрению  организаций как участников процесса мультипликации, необходимо отметить, что большую часть своих транзакций (в противоположность населению) они осуществляют в безналичной форме.

Обязательное  наличие расчетного счета у любой  коммерческой организации приводит к возникновению трех различных  ситуаций, связанных с тем, каким  именно образом оно способно воздействовать на банковский мультипликатор.

          При этом первая из них возникает тогда, когда предприятие вынуждено осуществлять свои платежи в наличной форме, для чего оно изымает из банка определенную сумму наличных денег, тем самым сокращая не только его кредитные возможности как этого конкретного банка, но и банковской системы в целом, причем восстановление резерва этой системы произойдет только тогда, когда средства опять вернуться на расчетный другой организации. Подобная ситуация имеет негативное влияние на мультипликатор.

          Во- вторых, осуществление платежей  безналичным путем означает лишь  перетекание свободного резерва  банковской системы из одного  банка в другой, при котором  ни его сужения, ни расширения  не происходит, изменяется лишь  кредитный потенциал того или  иного банка, что имеет непосредственное  влияние на мультипликатор, действующий  в его рамках.

Третья же ситуация очень сложна и имеет  глубокие экономические корни. Оно  состоит в том, что предприятия  в процессе своей деятельности способны создавать прибавочную стоимость, для обслуживания которой постоянно  требуется приток определенного  количества денег в экономику, чтобы  не создавалось дисбаланса между  спросом и предложением на них. Первично оно оседает на расчетных счетах, однако сама по себе  вызывать мультипликативный эффект не способна, для этого необходима эмиссия денег ЦБ, которая вызывает постоянное увеличение находящихся в обращении денежной массы, что приводит в действие механизм мультипликатора, количественно кратный приросту национального дохода.

Кредитование  коммерческих организаций банками  и кредитование банков друг другом и есть способ функционирования банковского мультипликатора (через кредитную эмиссию), поскольку он не приводит к расширению ресурсной базы банковской системы. Последнее достигается путем кредитования коммерческих банков центральным, что является одним из главнейших толчков к запуску механизма денежного мультипликатора.[5]

 

 

 

1.3 Объекты  банковского  мультипликатора.

 

Через обозначение собственного капитала банка, его платных пассивов и доходоприносящих активов объектами мультипликации, раскрывается суть того, что они не являются самостоятельными её участниками, но представляются лишь основанием для действия собственно механизма этого явления, и именно постольку входят в его систему. Поэтому в данном случае речь идет не о том, что они представляют собой как таковые, но о том, каким образом они отражают суть банковского мультипликатора.

Смысл собственного капитала как объекта  мультипликации сводится к тому, чтобы  обозначить переход от субъектов  к объектам безналичной эмиссии, т.к. с одной стороны он является исключительно собственностью банка, определяя его как самостоятельно хозяйствующего субъекта, а с другой – представляет собой основание  для расширения его ресурсной  базы. Иначе говоря, с первой точки  зрения, учитывая указанную особенность, капитал банка можно представить  в виде того, чья доходность, прибыльность подлежит расширению. Но именно это, во-вторых, является первым и главным условием для того, чтобы банк имел возможность  привлекать средства населения и  коммерческих структур для размещения их в доходные активы, которые вызывают действие мультипликатора.

Платные пассивы играют роль, фактора  расширения доходности собственного капитала банка без его непосредственного  вовлечения в оборот. С этой позиции они представляют собой средства, которые временно находятся в распоряжении банковской системы, а прибыльность их использования, с одной стороны, зависит от размера платы за них, а с другой - от доходности активов, в которые они направляются.

Депозиты имеют одну особенность: они представляют собой косвенные  инвестиции в экономику, причём посредствующим звеном между ними и функциональным капиталом является банк, через баланс которого отражается то, каким именно образом это и происходит. Иными  словами запуск механизма мультипликации происходит, когда привлечённые банками  свободные денежные средства размещаются  в кредиты, которые используются ссудозаёмщиком для проведения необходимых  ему платежей.

Причём эти средства в конечном итоге оказываются в пассиве  другого банка, делая его в  состоянии за их счёт выдавать новый  кредит и.т.д., пока отношение предельного  размера этих средств, к первоначальному размеру привлечённого депозита не сравнятся с нормой резервирования. Поэтому доходоприносящие активы есть ни, что иное, как двигатель мультипликаторного расширения безналичной денежной массы, поскольку банковский мультипликатор есть процесс, а кредитование – способ его протекания.

 Следовательно, из взаимодействия  объектов мультипликации и возникает  её механизм. Механизм банковского  мультипликатора начинает действовать  лишь тогда, когда активы конкретного  банка превысят его собственный  капитал.  Это является необходимым условием, потому  что безналичная эмиссия происходит лишь тогда, когда существующие на счетах в банках привлечённые средства, не теряя своего наличия, переходят в актив в качестве ссуд, превращаясь тем самым в новые деньги, которые могут быть потрачены в экономике. Таким образом, можно отметить что мультипликаторный механизм имеет три стороны: во-первых, сточки зрения первоначального расширения ресурсной базы банков, во-вторых, каким образом создаются новые деньги, учитывая норму обязательного резервирования, и, в-третьих, как это влияет на расширение предложения денег в экономике.  [5]

Вывод по главе 1.

Рассмотрев теорию банковского  мультипликатора, сделаем вывод.

Банковский мультипликатор - процесс увеличения денег на счетах коммерческих банков. Банковский мультипликатор проявляет себя двояко – как кредитный мультипликатор и как депозитный мультипликатор.       Кредитный мультипликатор – показывает двигатель мультипликации: а именно то, что мультипликация может производиться только при кредитовании хозяйств.

Депозитный  мультипликатор – отражает объект мультипликации, т.е. деньги на депозитных счетах коммерческих банков (именно они увеличиваются в процессе мультипликации).

 Банковский мультипликатор – характеризует процесс мультипликации с позиции субъекта, т.е. здесь дается ответ на вопрос кто мультиплицирует деньги.  Субъектами являются население и организации.

Объектами банковского мультипликатора  являются собственный капитал банка, его платный пассив и доходоприносящие активы.

Рассмотрев теорию банковского  мультипликатора, мы знаем, кто является субъектами мультипликатора, что является объектом мультипликации, чем отличается кредитный мультипликатор от депозитного, а теперь рассмотрим действие механизма банковского мультипликатора.

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕХАНИЗМ БАНКОВСКОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА.

2.1 Действие механизма банковского мультипликатора

 

Как же действует механизм банковского  мультипликатора? Этот механизм может  существовать только в условиях двухуровневых (и более) банковских систем, причем первый уровень - центральный банк управляет этим механизмом, второй уровень - коммерческий банк заставляет его действовать, причем действовать автоматически, независимо от желания специалистов отдельных банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом.

Информация о работе Особенности механизма банковского (депозитного) и денежного мультипликаторов в российских условиях