Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 01:15, отчет по практике
Признаком современной системы кредитования предприятий служит переход именно к таким формам, которые в большей степени гарантируют возврат банковской ссуды. С точки зрения обеспеченности возврата кредита более надежными с позиции мировой практики являются залоговое право (в том числе ипотека, заклад, залог ценных бумаг), поручительства и гарантии, в целом система страхования. Кредитный механизм, органически включающий данные формы, дает возможность банку укрепить свою независимость и тем самым снизить кредитный риск.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава1 Анализ деятельности ОАО «Альфа Банка» и его роль кредитовании физических лиц…………………………...........................................................6
1.1Краткая характеристика банка……………………………………………….6
1.2 Анализ деятельности ОАО «Альфа Банка» и его роль кредитовании физических лиц……………………………………………………………………9
1.3 Оценка кредитоспособности клиента……………………………………..14
1.3.1 Управление кредитным риском…………………………………………..14
1.3.2 Модель скоринга, применяемая в томском филиале ОАО «Альфа-Банк», ее достоинства и недостатки……………………………………………………20
Глава 2 Залоговая деятельность в ОАО «Альфа-банк» как одно из важных направлений используемых в банке для обеспечения возврата банковских кредитов ……………………………………………………………………….27
2.1 Формы обеспечения банковских ссуд используемые в ОАО «Альфа Банк»……………………………………………………………………………..27
2.2 Основные цели, задачи и направления залоговой политики ОАО «Альфа-Банк»……………………………………………………………………………..28
2.3 Этапы при оценке залога в ОАО «Альфа-Банк»………………………….29
2.4 Оценка залоговой стоимости имущества………………………………….36
2.5 Субъекты, осуществляющие оценку рыночной стоимости имущества…39
2.6 Подготовка заключения о целесообразности принятия имущества в залог………………………………………………………………………………40
2.7. Порядок оформления и регистрации договоров о залоге………………...41
Глава3 Проведение мероприятий по снижению кредитного риска……….....45
Заключение………………………………………………………………….…..50
Список литературы………………………………………………………….…52
Приложение
Таблица 2 - Система кредитного скоринга для оценки кредитоспособности индивидуальных заемщиков
Характеристики клиента |
Баллы |
Характеристики клиента |
Баллы |
1. Возраст клиента: |
6. Профессия, место работы: |
||
менее 30 лет |
5 |
управляющий |
9 |
менее 50 лет |
8 |
квалифицированный рабочий |
7 |
более 50 лет |
6 |
неквалифицированный рабочий |
5 |
студент |
4 | ||
пенсионер |
6 | ||
безработный |
2 | ||
2. Наличие иждивенцев: |
7. Продолжительность занятости. |
||
нет |
3 |
менее 1 года |
3 |
один |
3 |
менее 3 лет |
4 |
менее 3 |
2 |
менее 6 лет |
7 |
более 3 |
1 |
более 6 лет |
9 |
3. Жилищные условия: |
8. Наличие в банке счета: |
Продолжение таблицы2
собственная квартира |
10 |
текущего и сберегательного |
6 |
арендуемое жилье |
4 |
текущего |
3 |
другое (живет с друзьями, семьей) |
5 |
сберегательного |
2 |
нет |
0 | ||
4. Длительность проживания по |
9. Наличие рекомендаций (в том числе других финансовых институтов): |
||
менее 6 месяцев |
2 |
одна |
3 |
менее 2 лет |
4 |
более двух |
5 |
менее 5 лет |
6 |
нет |
1 |
более 5 лет |
8 | ||
5. Доход клиента (в год), $: |
|||
до 10 000 |
2 | ||
до 30 000 |
5 | ||
до 50 000 |
7 | ||
более 50 000 |
9 |
В качестве
показателей кредитоспособности индивидуального
заемщика могут выступать и другие
параметры и характеристики клиента:
участие клиента в
Прагматический подход, используемый в скоринге (отказ от поиска причинно-следственных связей между параметрами и использование выявленных зависимостей между параметрами для прогнозирования поведения клиента, т.е. вероятности дефолта по кредиту), вызывает у многих довольно сильное отторжение и приводит к определенным законодательным ограничениям в этой области в некоторых странах.
1.3.2 Модель скоринга, применяемая в ОАО «Альфа-Банк», ее достоинства и недостатки
Скоринговая система представляет собой решение, построенное на базе аналитической платформы и web-технологий, автоматизирующее всю последовательность действий от получения заявки на кредит в удаленной торговой точке до принятия решения о его выдаче и формировании необходимого пакета документов. При этом в процессе задействованы все звенья – специалист по продажам кредитных продуктов в торговой точке, служба безопасности, старший кредитный специалист, адаптируемая скоринговая модель, используемая автоматизированная банковская система (АБС).
Скоринговая система состоит из нескольких частей:
генератор кредитных историй;
Бэк-офис и фронт-офис представляют собой автоматизированные рабочие места операторов ввода заявок и лиц, участвующих в принятии решений о выдаче кредита. Оперативная работа пользователей с системой происходит при помощи единого веб-интерфейса. К пользователям системы кредитного скоринга в ОАО «Альфа-Банк» относятся:
Отличие веб-формы сотрудника СЭБ от сотрудника кредитного отдела заключается в различии информации из анкеты заемщика, которая используется для принятия решения по заемщику. Так, для верификации заемщика службой безопасности необходима информация о номерах документов, регистрации, месте работы и пр. Кредитного инспектора интересует социальный портрет: уровень доходов, семейное положение, образование, и т.д., а так же результат скоринговой модели.
Вся информация
о поступающих заявках
В большинстве
случаев предпочтительно
В разных странах набор характеристик, описывающих заемщиков, и их относительный вес в оценке кредитного риска различаются, как различны экономические условия жизни и национальный менталитет. Поэтому нельзя автоматически переносить модель из одной страны в другую. В российских условиях параметры одного региона не переносимы на ситуацию другого региона, на его уровни зарплат и рисков. Более того, не дает эффекта даже перенос скоринговой модели из одного банка в другой, поскольку клиентская база каждого банка имеет свои особенности. Все параметры и количественные характеристики, используемые в скоринговых схемах ОАО «Альфа-Банк» базируются на массивах информации, сформированных по итогам кредитования прошлых лет.
Методология построения кредитной скоринговой системы ОАО «Альфа-Банк» основана на анализе специфики деятельности банка. При этом учитываются как группы клиентов (отраслевая и региональная принадлежность и др.), так и кредитные продукты банка для физических лиц. Исходя из потребностей банка в развитии бизнеса и имеющихся данных, были разработаны и внедрены в промышленную среду скоринговые модели, основанные на экспертных знаниях банковского менеджмента, на статистических данных, на учете макроэкономических данных о социально-экономическом развитии региона и отраслей.
Для построения скоринговой системы используются следующие типы данных:
1. Макроэкономические данные, представляющие собой статистическую информацию по социально-экономическому развитию томского региона.
2. Статистические данные предприятий региона присутствия банка с тем, чтобы включить в модель скоринга информацию о принадлежности заемщика к определенному сектору экономики для повышения точности оценки.
3. Анкетные данные по всем имеющимся заемщикам банка в разрезе возвратов и невозвратов долга, а также по просроченным выплатам процентов и основной суммы долга. Состав анкетных данных, необходимых для работы модели, определяется после предварительного анализа.
4. Экспертные знания банковского менеджмента по каждому из типов кредитных продуктов банка.
Исходными
данными для оценки заемщика являются:
демографические данные (в частности,
возраст, продолжительность проживания
в определенном регионе, стаж работы,
почтовый индекс, семейное положение),
имущественное положение
Скоринг-баллы, получаемые работниками данных предприятий, значительно выше, чем у сотрудников других предприятий и фирм.
На основании статистических исследований данных о заемщиках, уже имеющихся в банке, каждому признаку назначается определенное количество баллов (чем выше кредитоспособность и добросовестность заемщика по тому или иному признаку, тем более высокий балл мы этому признаку присваиваем). При этом принимается во внимание предикативная (прогнозная) сила каждого такого фактора, наличие корреляций между ними и другие статистические характеристики исследуемой совокупности объектов.
Скоринговые-баллы, получаемые заемщиком в результате рассмотрения его анкеты указаны в таблице 3
Скоринг-баллы получены эмпирическим путем на основе баз данным заемщиков ОАО «Альфа-Банк» и на основе специфики региона.
Путем суммирования баллов по каждому признаку скоринговой карты, происходит оценка кредитоспособности потенциального заемщика. Таким образом, знания об имеющихся заемщиках позволяют прогнозировать профиль потенциального клиента банка. Поскольку со временем данные обновляются, естественно, периодически происходит модификация самой скоринговой карты: некоторые признаки становятся более значимыми, а другие отходят на второй план. Коррекция карт производится регулярно, ее периодичность зависит от объема кредитов.
Итак, к основным недостаткам скоринговой системы оценки кредитоспособности потенциальных клиентов ОАО «Альфа-Банк» относятся:
Таблица 3
Скоринговые балы заемщика
Показатель |
Диапазон значений |
Скоринг-балл |
Возраст заемщика |
До 35 лет |
7,60 |
От 35 до 45 лет |
29,68 | |
От 45 лет до 65 |
35,87 | |
От 65 лет и выше |
25,40 | |
Образование |
Высшее |
29,82 |
Среднее специальное |
20,85 | |
Среднее |
22,71 | |
Состоит ли в браке |
Да |
29,46 |
Нет |
9,38 | |
Наличие кредита в прошлом |
Да |
40,55 |
Нет |
13,91 | |
Стаж работы |
До 1 года |
15,00 |
От 1 до 3 лет |
18,14 | |
От 3 до 6 лет |
19,85 | |
Свыше 6 лет |
23,74 | |
Наличие автомобиля |
Да |
51,69 |
Нет |
15,93 | |
Наличие квартиры |
Да |
60,88 |
Нет |
30,15 | |
деятельности |
Химическая |
34,72 |
Низкая адаптируемость данной системы. Используемая для оценки кредитоспособности система должна отвечать настоящему положению дел. Например, в США считается плюсом, если человек поменял много мест работы, что говорит о его востребованности. В нашей стране было наоборот - данное обстоятельство свидетельствовало, что человек либо не может ужиться с коллективом, либо он малоценный специалист, и, соответственно, повышается вероятность просрочки в платежах.