Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 18:21, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение подходов к анализу кредитоспособности клиентов банка и выработка рекомендаций по совершенствованию этого анализа. Для достижения поставленных целей сформулированы следующие задачи:
- определить сущность кредитоспособности;
- определить методические подходы к анализу и процедуре проведения оценки кредитоспособности;
- определить информационную базу анализа;
- определить основные аспекты и критерии оценки кредитоспособности;
- изучить методы и модели оценки кредитоспособности заемщика, применяемые на практике;
Система контроля дает возможность количественной оценки продвижения к достижению стратегических целей. Приоритеты системы контроля определяются в зависимости от избранной банком стратегии. Различные банки в зависимости от избранной стратегии выбирают разные объекты контроля. Например, банк, ориентирующийся в основном на обслуживание розничной клиентуры (частных и лиц и клиентов - представителей малого бизнеса), во главу угла при определении объектов контроля ставит оценку доходности отдельных филиалов, отдельных предоставляемых розничных услуг.
Среди важных объектов контроля у такого банка можно выделить оценку риска предоставления кредитов, поскольку в условиях рыночной экономики физические лица пользуются этим видом услуг очень часто, а предоставление ссуд гражданам всегда сопряжено с повышенным уровнем риска.
В настоящее время в России идет процесс создания кредитных бюро. В отношении Федерального закона «О бюро кредитных историй» все специалисты, работающие на рынке недвижимости, сходятся во мнении, что кредитные бюро, аккумулирующие информацию по кредитным историям граждан, необходимы.
Мировой опыт показывает, что в большинстве стран мира различные категории кредиторов: будь то банки, компании-эмитенты кредитных карт, инвестиционные компании, телекоммуникационные компании и пр., -- используют кредитные бюро для обмена информацией о платежеспособности и добросовестности своих заемщиков. Это составляет очень важную функцию кредитных бюро, так как сам кредитор обычно не в состоянии адекватно оценить будущие доходы и риски проектов, под которые хочет взять ссуду заемщик, а также контролировать его действия после получения ссуды. В результате устанавливаются одинаковые для всех высокие процентные ставки кредитования, что сказывается в первую очередь на добросовестных заемщиках.
1. Повышается уровень
осведомленности банков о
2. Уменьшается плата за
поиск информации, которую банки
сейчас вынуждены
3. Формируется действенный
дисциплинирующий механизм для
заемщиков, поскольку в случае
невыполнения обязательств их
репутация в глазах кредиторов
может рухнуть, лишив возможности
получения заемных средств
Все это способствует общему снижению кредитных рисков и повышению эффективности работы кредитной системы.
Кредитное бюро будет выступать в качестве независимого информационного посредника, получающего прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают кредитное бюро данными о своих клиентах. Кредитное бюро сопоставляет эти данные с информацией, полученной из других источников, и формирует картотеку на каждого заемщика. В свою очередь кредиторы могут получать из кредитного бюро отчеты о кредитных историях потенциальных заемщиков.
Идея организации кредитных бюро при всей своей общей позитивности в значительной степени противоречит принципу невмешательства в частную жизнь граждан. Поэтому необходимо наличие достаточно серьезных аргументов, которые подтвердили бы необходимость бюро не только для обожающего все контролировать государства, не только для отдельных коммерческих банков, но и для всего общества в целом.
Систематизация существующих теоретических и практических исследований отечественных и зарубежных авторов даёт основание сделать вывод о том, что, методики, применяемые в различных банках, имеют общий методологический стержень. В Сбербанке России разработаны подходы к количественному и качественному анализу рисков кредитования. Использование упрощенных методик ускоряет процедуру оформления и выдачи кредита, что является привлекательным для клиента, при прочих равных условиях (максимальные лимиты ссудной задолженности, процентные ставки, формы обеспечения ссуды), однако при этом возрастает риск невозврата ссуды.
Практика показывает, что перед банками особенно остро стоит проблема возврата денежных средств, предоставленных заемщикам, и чем тщательней был проведен анализ финансового состояния и ликвидности предоставляемого обеспечения, тем выше вероятность расчета по выданным кредитам.
Качественный анализ кредитоспособности кредитным работником не возможен без предоставления полного пакета документов потенциальным заемщиком в банк. Поэтому задача специалистов кредитующих подразделений - произвести сбор необходимых документов для последующего анализа.
Анализ финансового состояния заемщика необходимо проводить и после выдачи кредита - на каждую отчетную дату, чтобы убедиться в текущем положении предприятия, а также наличии и состоянии залога.
Изучение кредитоспособности клиента является одним из наиболее важных методов снижения кредитного риска и успешной реализации кредитной политики, поскольку позволяет избежать необоснованного риска еще на этапе рассмотрения заявки на предоставление кредита. Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.
После проведенного анализа предприятия - заемщика можно сделать выводы: ссудная задолженность обеспечена, предприятие ООО «Фрутос» финансово устойчиво, стабильно развивается, не имеет больших задолженностей. Банк присвоил предприятию, исходя из принадлежности его к классификационной категории - «хорошее», то есть заемщик может обслуживать свою задолженность в полном объеме за счет потока денежных средств от своей текущей деятельности и имеющихся ликвидных активов - при том, что данное положение с высокой долей вероятности сохранится и в будущем. Исходя из документов банка, предприятию ООО «Фрутос» была предоставлена испрашиваемая ссуда, то есть банк дал положительную оценку деятельности предприятия и присвоил ему вторую категорию качества.
Кредитные услуги банков для физических лиц предусматривают кредитование физических лиц по следующим программам Банка:
· программы ипотечного кредитования;
· программы потребительского кредитования:
- кредитование на
- кредитование под залог
имущественного права
- программа корпоративного кредитования;
- программа социального кредитования;
- программа финансирования
под уступку денежных
- программа кредитования с использованием банковских карт;
Сегодня все больше просматривается тенденция усиления роли таких факторов кредитоспособности, как положительная кредитная история, деловая репутация заемщика, его финансовые потоки. Это свидетельствует о накопленном опыте кредитования российскими коммерческими банками. Также должна возрасти роль оценки качества менеджмента компании, поскольку на современном этапе управленческие ошибки очень часто являются ключевыми в банкротстве предприятий. Мониторинг кредитного риска и обусловливающих его факторов не должен сводиться к наблюдениям за действиями (или бездействиями) самого предприятия - заемщика.
Информация о работе Оценка кредитоспособности физических лиц