Пенсионные фонды в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

цель нашей работы – рассмотреть особенности проблемы деятельности накопительного пенсионного страхования, ее структура в рамках пенсионных реформ.
Задачи работы:
изучить этапы организации и структура деятельности накопительных пенсионных фондов;
рассмотреть основные проблемы сопровождающие нормативно-правовое регулирование пенсионной реформы;
провести анализа финансового рынка, на котором работают пенсионные фонды.

Вложенные файлы: 1 файл

Накопительные пенсионные фонды в Казахстане курсовая переделанная.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Вкладчик получатель, имеющий в соответствии с пенсионным законодательством Республики Казахстан право на получение пенсионных выплат за счет сформированных пенсионных накоплений по обязательным пенсионным взносам вправе обратиться в Фонд за их выплатой.

 Заявление на осуществление пенсионных выплат при наступлении условий, предусмотренных пенсионным законодательством (пенсионный возраст, соответствующий срок уплаты обязательных пенсионных взносов; вступление в права наследования), вкладчик получатель подает Фонду (агенту) не ранее чем за месяц до момента возникновения права на получение пенсионных выплат.

В целях ознакомления вкладчиков/получателей с показателями деятельности Фонд должен ежегодно публиковать в республиканских средствах массовой информации бухгалтерский баланс по собственным средствам и отчет о чистых пенсионных активах, а также отчет о финансовых результатах деятельности Фонда в течение месяца после сдачи годового отчета.

Фонд обязан публиковать финансовую, статистическую отчетность и иную информацию о своей деятельности ежегодно, в течение месяца после сдачи годового отчета с учетом заключений аудита, включающую: 1) по собственным средствам - бухгалтерский баланс и отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности; 2) по пенсионным накоплениям - формы отчетности по пенсионным накоплениям.

Информация по финансовой, статистической и иной отчетности, обязательная к опубликованию, должна размещаться в средствах массовой информации, определяемых уполномоченным органом.

В случае нарушения законодательства накопительными пенсионными фондами уполномоченный орган вправе применять следующие меры воздействия: давать обязательное для исполнения письменное предписание об устранении выявленных недостатков в установленные сроки; ставить вопрос перед акционерами об отстранении руководящих работников накопительного пенсионного фонда; налагать и взыскивать штрафы в порядке, установленном законодательством; приостанавливать либо отзывать лицензию4.

Накопительный пенсионный фонд либо лицо, по отношению к которому уполномоченный орган предпринял меры воздействия, вправе обжаловать его действия в судебном порядке.

Уполномоченным органом РК является по новому законодательству Агентство по финансовому надзору и контролю за финансовым рынком и финансовыми организациями (далее АФН). Правоотношения указанной характеристики установлены  Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 474-II “О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций”. Статья 13 данного закона характеризует особенности регулирования и надзора за деятельностью накопительных пенсионных фондов. В целях осуществления регулирования и надзора за деятельностью накопительных пенсионных фондов уполномоченный орган:  устанавливает требования к учредителям, акционерам, руководящим работникам накопительных пенсионных фондов; устанавливает минимальный размер уставного капитала накопительных пенсионных фондов, порядок его формирования и состав; устанавливает порядок ведения учета пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах получателей и осуществляет контроль за правильностью его ведения, а также устанавливает порядок перевода пенсионных накоплений; устанавливает порядок выдачи разрешения на приобретение более двадцати пяти процентов акций накопительного пенсионного фонда; согласовывает пенсионные правила накопительных пенсионных фондов; устанавливает порядок передачи пенсионных активов реорганизуемого или ликвидируемого накопительного пенсионного фонда, его обязательств по пенсионным договорам другому фонду; принимает в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, решение об отзыве лицензии накопительных пенсионных фондов на деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат и назначает временную администрацию (временного администратора);  принимает решение о консервации накопительных пенсионных фондов; осуществляет иные функции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Таблица 1. Совокупный инвестиционный портфель НПФ (на 01.01.2005г.)

Основные показатели

 

 

Сумма

Доля

%Финансовые инструменты       

Лимит

млн. тенге

%

Государственные ценные бумаги РК. в том числе:

не менее 25%

259 425

53,93

Еврооблигации РК

 

 

2524

0,52

Ценные бумаги Министерства финансов

 

 

79428

16,51

ноты Национального Банка

 

 

177 310

36,86

Ценные бумаги местных исполнительных органов

не более 5%

163

0,04

Вклады в банках второго уровня

не более 15%

52795

10,98

Ценные бумаги международных финансовых организаций

не более 40%

6 064

1.26

Государственные ценные иностранных эмитентов

не более 40%

%

697

0,14

Паи иностранных инвестиционных фондов

не более 40%

121

0,03 %0

Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК,

не более 50%

153 254

31,86

в том числе:

(в т.ч. по ипотечным бумагам - 20%)

 

 

 

 

Акции

 

 

33 042

6,87

Облигации, в том числе:

 

 

120 212

24,99

Деноминированные в долларах США

 

 

8901

1,85

номинированные в тенге

 

 

111 311

23,14

Негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов

В зависимости от надежности эмитента лимит от 10% до 30%

8634

1,8

Акции

 

 

7317

1,53

Облигации

 

 

1 314

0,27

Итого

 

 

450990

100


В рамках  обзора, проведенного АФН выявлена следующие проблемы в работе фондов.

Капитализация. В настоящее время уровень капитализации НПФ и ООИУПА в целом соответствует нормативам достаточности капитала. Основным риском при осуществлении деятельности ООИУПА (НПФ) является кредитный риск. Гипотетически существует вероятность потери пенсионных активов в процессе осуществления инвестиционной деятельности.

Доходность пенсионных активов. Инвестиционная деятельность НПФ с учетом микро- и макроэкономических факторов характеризуется снижением инвестиционного дохода до отрицательного значения. По состоянию на 01.01.2005г. коэффициент реального дохода НПФ составил 3,13. Основными причинами этой ситуации явились высокий уровень инфляции: по состоянию на 01.01.2005 г. - 6,7%, а также острая нехватка на рынке финансовых инструментов с адекватной доходностью и соизмеримым уровнем риска.

Система администрирования платежей в НПС. Система прохождения пенсионных перечислений внутри накопительной пенсионной системы не позволяет в полной мере централизованно отслеживать все потоки, например, обязательные и добровольные взносы, переводы и выплаты. Процедуры перечисления пенсионных взносов допускают возможность субъективного выбора вкладчиком пенсионного фонда. Имеют место случаи, когда счета одного вкладчика находятся в нескольких фондах, а также - значительное количество так называемых “двойных” и “мертвых” счетов.

Система информирования вкладчиков. Высокие затраты на информирование во многом не являются оправданными, поскольку до 10% конвертов ежегодно возвращаются по причинам, зависящим от вкладчика (например, вкладчик сменил место жительства и не сообщил об этом в фонд).

Вкладчик имеет возможность получить аналогичную выписку за любой период времени пребывания в фонде, при этом, как правило, вернувшиеся выписки остаются невостребованными.

Правила перевода пенсионных накоплений из НПФ. Отсутствует, едины и подходу НПФ по основаниям отказа в приеме документов на перевод пенсионных накоплений, оформлении заявлений и доверенностей. Это связано с различными интерпретациями норм Правил, касающихся вопросов технического характера по процессу перевода пенсионных накоплений вкладчиков из одного НПФ в другой.

Социальный аспект. Необходимо внесение изменений в пенсионное законодательство, в частности, относительно возраста для получения добровольных пенсионных взносов и пересмотра механизма пенсионных выплат из НПФ и Государственного центра по выплате пенсий, касающиеся доплаты до минимальной пенсии. Требуется проведение мер по более полному охвату населения накопительной пенсионной системой.

 

 

Глава 2. Анализ состояния и реформирование развития накопительного пенсионного страхования

На современном этапе развития накопительного пенсионного страхования возникла необходимость внесения никоторых коррективов. В 2003 году на рассмотрение Парламента вынесен проект закона о внесении изменений и дополнений в действующий закон. Проектом, в частности, предусматривалось исключить разделение пенсионных фондов на государственный и негосударственные,  предоставить накопительным пенсионным фондам право на самостоятельное управление пенсионными активами, а также предоставить возможность более раннего выхода на пенсию за счет сформированных накоплений. Также было сделано много иных нововведений, связанных с реформированием работы пенсионного страхования РК. 

В рамках характеристики в пользу новой пенсионной системы стоит сказать, что  статья 6 "Меры по обеспечению сохранности пенсионных накоплений" Закона "О пенсионном обеспечении Республике Казахстан" предусматривает четырнадцать условий обеспечения сохранности пенсионных накоплений, основными из которых являются лицензирование деятельности накопительных пенсионных фондов (НПФ), отделение пенсионных активов собственных средств фонда. "Пенсионные фонды занимаются сбором обязательных и добровольных пенсионных взносов, ведением пенсионных счетов вкладчиков-получателей и выплатами пенсий. Инвестированием пенсионных активов занимаются специально созданные компании по управлению пенсионными активами (КУПА), охранение средств вкладчиков возложено на банк-кастодиан (Б-К), который отслеживает целевое их использование

Учитывая тот факт, что государственный НПФ создан в форме закрытого акционерного общества, можно с высокой степенью уверенности предположить, что в ближайшие 2-3 года он будет приватизирован и станет одним или несколькими не совсем обычными открытыми ННПФ.

За счет комиссионных вознаграждений накопительный ПФ покрывает собственные затраты, оплачивает услуги банка-кастодиана и Государственного центра по выплате пенсий, а негосударственный ПФ также услуги компании по управлению пенсионными активами. - Может ли ННПФ "увести" пенсионные накопления вкладчиков/получателей? - При всем своем желании пенсионный фонд сделать этого не может. Во-первых, пенсионные накопления принадлежат вкладчику, а не фонду. Во-вторых, средства находятся в постоянном инвестиционном процессе, а хранение и учет по ним производит банк-кастодиан. В-третьих, ни одно указание об использовании пенсионных активов, не соответствующее принципам инвестиционной деятельности, установленным НКЦБ, не будет исполнено. Механизм движения пенсионных активов и меры по обеспечению сохранности пенсионных накоплений позволяют рассчитывать на надежное обеспечение старости.

Пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов в ННПФ осуществляются при наступлении следующих условий: - достижение пенсионного возраста в соответствии с действующим законодательством; - достижение 55-летнего возраста при наличии срока уплаты пенсионных взносов не менее 35 лет, пенсионных накоплений, достаточность которых устанавливается уполномоченным органом, при условии, что получатель прекратил и не ведет трудовую деятельность. Для определенных категорий граждан, перечень которых устанавливается правительством, этот возраст может быть снижен до 50 лет. Граждане, которые вышли на пенсию до 1 января 2001 года, по их желанию могут получить свои пенсионные накопления в пенсионном фонде единовременно или по частям. Для выходящих на пенсию позже указанного срока размер пенсионных выплат будет зависеть от пенсионной схемы, которую предпочтет вкладчик/получатель.

В соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" сбор пенсионных взносов исключительная компетенция накопительных пенсионных фондов. Таким образом, наличие даже весьма крупного счета в банке не освобождает работающих граждан от обязанности уплаты обязательных пенсионных взносов. Счетом в банке гражданин может распорядиться по своему усмотрению, а его пенсионные накопления имеют строго целевое назначение только на выплату пенсий.

Таким образом, переход к накопительной пенсионной системе изначально предполагал создание промежуточного института, который способствовал бы повышению доверия населения к накопительной пенсионной системе и эффективному перетоку вкладчиков в негосударственные накопительные пенсионные фонды. Эта роль отведена Государственному накопительному пенсионному фонду, на который распространяются государственные гарантии сохранности пенсионных накоплений и установлены специальные ограничительные лимиты инвестирования активов.

 

2.1 Анализ структуры рынка накопительных пенсионных фондов

Казахстана

Крупные банки страны создают пенсионные фонды, где аккумулируют свою денежные средства вкладчики этих фондов.  Так, например, Банк "ТуранАлем" (БТА) и финансово-промышленный холдинг Resmi Group (RG) объявили об успешном окончании реализации совместного инвестиционного проекта - становления и развития трех страховых компаний и пенсионного фонда5.

Два крупных банка Казахстана “Казкоммерцбанк” и “БанкТуранАлем” удерживают лидирующие позиции в рамках деятельности своих страховых и пенсионных организаций. Однако, несмотря на то, что Народный Банк Казахстана не находится в тройке лидеров, но на рынке пенсионных активов его фонд остается пока самым крупным6.

Также Национальная страховая гильдия (НСГ) и российское представительство Национального банка Казахстана (ПНБК) заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписали президент НСГ и глава ПНБК. Об этом говорится в распространенном 16 марта 2005 года сообщении НСГ со ссылкой на Агентство страховых новостей.

Инвестиционную деятельность по размещению пенсионных активов АО "НПФ "YларYмiт" осуществляет Организация по управлению пенсионными активами "Жетысу" на основе инвестиционной декларации, одобренной Фондом.

Страховая компания "Казкоммерц-Полис" также является аффилированным лицом АО “ККБ” и  была организована в 1996 г. и сразу заняла место в первой пятерке на страховом рынке Казахстана.

Одним из основных показателей надежности страховой компании и ее финансовой устойчивости является наличие страховых резервов, которые служат источником выплат по страховым случаям, а также сформированный собственный капитал.

Информация о работе Пенсионные фонды в Республике Казахстан