Перспективы возможного применения монетарной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Монетарная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……3
1.Общая характеристика монетарной политики………………………..5
1.1 Основные положения теории монетаризма…………………………5
1.2 монетарная политика: понятия и сущность…………………………8
1.3 Цели и инструменты монетарной политики…………….…………10
2.Механизм функционирования монетарной политтики……………..14
2.1Сравнительный анализ монетарной политики России и Зарубежных стран…………………………………………………………………………………14
2.2 Преимущества и недостатки монетарной политики ……………...23
2.3 Макроэкономические последствия монетарной политики……….26
3.Перспективы возможного применения монетарной политики в России……………………………………………………………………………….29
3.1 Условия реализации монетарной политики в современной экономики …………………………………………………………………………..29
3.2 Пути оптимизации монетарной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по доиб.docx

— 291.35 Кб (Скачать файл)

      Монетарную  политику определяет и осуществляет  ЦБ.

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка может выступать контроль за:

  • предложением денег (денежной массой);
  • уровнем ставки процента;
  • валютным  курсом  национальной денежной единицы.8

        Таким образом,  целями монетарной политики должно  быть достижение высших целей  общества: максимальной реализации  конституционных прав граждан  в сфере экономики, обеспечения  нормальных уровней занятости и реальных доходов граждан (среднего и по группам), обороноспособности страны и макроэкономической стабильности.    

К инструментам монетарной политики, дающим возможность ЦБ  контролировать величину денежной массы, относятся:

          1) Изменение нормы обязательных  резервов;

          2) Изменение учетной ставки процента;

          3) Операции на открытом рынке;

         4) Регулирование обменного курса  национальной валюты.

         Первым инструментом монетарной  политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований – required reserve ratio). Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается, как процент от общей суммы депозитов9.

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у ЦБ, для выхода из сложного финансового положения. Изменяя учетную ставку, ЦБ может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики.

Наиболее важным и оперативным  средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу ЦБ государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: 1) краткосрочные государственные облигации и 2) казначейские векселя. Изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу.

Четвертым инструментом монетарной политики  является регулирование обменного курса национальной валюты. Аналогичные по замыслу операции ЦБ проводит и на валютном рынке посредством регулирования обменного курса национальной валюты. Если в рамках антиинфляционного курса ставится задача удержать отечественную валюту от падения (девальвации), ЦБ снимает с инвалютного счета определенную сумму и приобретает на нее национальную валюту. А если для преодоления экономического спада необходимо некоторое ослабление национальной валюты он производит скупку иностранной валюты, выпуская взамен нее в обращение дополнительную порцию отечественной наличности.

        Использование  рассмотренных инструментов не  разрушает денежный рынок и  не приводит к превышению допустимых  пределов вмешательства государства  в рыночную экономику. Однако  результативность использования  тех или иных инструментов  монетарной политики варьируется10.

Таким образом, взаимодействие всех инструментов монетарной политики,  направленных на  установление макроэкономической стабильности, могут привести к развитию экономики страны.

2. Механизм функционирования  монетарной политики

2.1Сравнительный анализ монетарной политики России и Зарубежных стран.

Выбор эффективной концепции  монетарная политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стран есуществует сильнейшая инерция навязанных представлений о том, что действуют инфляционные факторы, предполагающие проведение политики денежной рестрикции, с другой стороны— российской экономике необходимы инвестиции (причем отнюдь не иностранные) в реальный сектор, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии.

Наряду с явно позитивными  изменениями в экономике России, важнейшими негативными факторами экономического развития являются высокий уровень коррупции, концентрация финансовых ресурсов в Центральном регионе (и в первую очередь, в Москве), что предопределяет неравномерное экономическое развитие субъектов РФ и страны в целом, зависимость бюджета страны от мировой конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов. Национальная банковская система России остается относительно небольшой, поэтому ее роль в экономике страны намного слабее, чем банковских систем в других странах. Российские банки (в большинстве своем) не только неконкурентоспособны на мировых финансовых рынках, но подчас не могут адекватно удовлетворять кредитный спрос отечественной экономики. Начало же цепочки недостаточности — в политике рефинансировании Центрального Банка РФ, которого этот вопрос не волнует. Эти факторы, к сожалению, практически не нашли отражения в документе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год». В нем (как и в прежние годы) практически не показано стимулирующее влияние монетарной политики на развитие экономики страны.

.В документе практически  отсутствуют новации в направлениях монетарной политики и инструментах ее реализации. В условиях когда перед экономикой и социальной сферой стоят сложные и масштабные задачи, требующие усилий денежно-кредитных институтов, монетарная политика в значительной степени сохраняет свой пассивный характер. Об этом свидетельствуют не только первые разделы документа, но и раздел, где раскрываются «Инструменты монетарной политики и их использование». Например, остается без изменений значимость системы рефинансирования коммерческих банков для развития экономики, не предполагается ее увязка с конкретными народнохозяйственными проектами и организацией региональных банков развития. Декларируя необходимость активизации процентной политики, документы не показывают, какими методами это будет осуществляться. В концепции монетарной и банковской политики экономики развития должны быть по-новому определены принципы этой политики как совокупности определенных государством правил воздействия субъектов монетарной и банковской политики на ее объекты. В концепции эффективной монетарной политики важна приоритетность целей. Неэффективность монетарных целей, а также то, что уровень инфляции определяется в основном немонетарными факторами, ставит по-новому вопрос о промежуточных целях денежно-кредитной политики. Главной целью монетарной политики центральных банков экономически развитых стран является не только поддержание стабильности цен или регулирование инфляции. В некоторых странах на целях монетарной политики делается иной акцент, например, национальные денежные власти США (ФРС) определяют в качестве цели максимальный устойчивый долгосрочный экономический рост и стабильность цен.

Государственная экономическая  политика и Экономическая доктрина России Том II Основная задача Европейской системы центральных банков — поддержание стабильности цен, рост которых не должен превышать 2% в год. При этом договором и уставом Европейского центрального банка предусмотрено, что ЕСЦБ поддерживает общую экономическую политику сообщества, если это не противоречит основополагающей задаче — обеспечению стабильности цен, т. е. европейские центральные банки должны способствовать постоянному росту экономики и высокому уровню занятости. Естественно, что и ценовая стабильность как цель политики центрального банка законодательно закреплена за Банком Англии, Банком Франции, Национальным банком Швейцарии, Банком Италии, Банком Испании, Шведским Риксбанком, Национальным банком Бельгии, Национальным банком Дании, Банком Нидерландов.

Целью монетарной политики Немецкого Бундесбанка является регулирование денежной массы в обращении, обеспечение национального хозяйства кредитными ресурсами, осуществление платежного оборота.

У Китайского народного банка  — экономический рост и стабильность валютного курса юаня. Банк Португалии действует в соответствии со следующей поставленной целью — внутренняя денежная стабильность и внешняя платежеспособность валюты, Банк Греции — управление денежным обращением и кредитами.

Страны ЦВЕ ставят перед  своими центральными банками следующие задачи: Болгарский национальный банк, Чешский национальный банк, Национальный банк Румынии, Национальный банк Словакии, Банк Словении — стабильность валюты; Банк Эстонии, Банк Литвы — ценовая стабильность; Банк Латвии — управление денежным обращением для ценообразования. Основная проблема, с которой сталкиваются центральные банки при достижении своих целей, заключается в большом временном лаге между моментом использования инструментов денежно-кредитной политики и их воздействием на уровень цен и другие экономические показатели. Более того, связь между инструментами денежно-кредитной политики и ее основными целями может быть достаточно сложной в связи с влиянием многих факторов. Поэтому центральные банки развитых стран используют промежуточные цели монетарной политики, которые они могут контролировать и рассматривать в качестве промежуточных задач для достижения основных целей. К их числу относят денежную массу и процентные ставки которые влияют на стабилизацию совокупного спроса в экономике. Другими промежуточными целями могут служить изменения разницы между долго- и краткосрочными процентными ставками, влияющими на экономическую активность, стабильность индексов товарных цен, объем кредитов центрального банка, валютные курсы и т. д. Вместе с тем, зависимость между инструментами денежно-кредитной политики и товарными ценами.

 Политика управления в сфере финансов достаточно неопределенна, так же как и взаимосвязь товарных цен, уровня реального дохода и безработицы. В международной практике промежуточными целями монетарной политики наиболее часто выступают таргетирование инфляции, стабилизация валютного курса, денежные агрегаты, прирост номинального объема ВВП. Для России также важен переход к адекватной современной ситуации промежуточной цели денежно-кредитной политики.

За последние 10–15 лет экономическая ситуация в России кардинально изменилась. Наблюдается реальный экономический рост, улучшение экономической ситуации, дала свои положительные результаты и проводимая политика финансовой стабилизации. Однако известно, что важнейшим фактором такой стабилизации является благоприятная для России внешнеэкономическая ситуация. Сегодня приоритетной становится задача перехода к активному государственному стимулированию реального экономического роста за счет внутреннего потенциала российской экономики. Однако выбранная в настоящее время Центральным банком РФ концепция монетарной и банковской политики не является до конца последовательной и не согласуется с мнением ряда специалистов в отношении задач в области экономического роста и развития. Исключительная цель современной монетарной — таргетирование инфляции — в условиях умеренной инфляции «не работает» на достижение стратегической цели государственной политики экономики развития.

На сегодняшний день монетарную политику многих стран можно определить как инфляционное таргетирование. С 1990-х гг. около десятка индустриально развитых стран выбрали такую политику (Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания; ЕЦБ — с 1999). Причиной выбора центральных банков перечисленных стран стал неудачный опыт таргетирования денежных агрегатов или поддержания фиксированного валютного курса.

Опыт этих стран показал, что для проведения инфляционного таргетирования необходимо выполнение двух ключевых условий: во-первых, центральный банк должен обладать достаточной степенью независимости для проведения самостоятельной денежно-кредитной политики; во-вторых, власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей (например, заработная плата, уровень занятости, валютный курс). Международный опыт формирования и использования монетарной политики показывает, что соблюдение принципа независимости центрального банка позволяет более эффективно проводить монетарную политику, используя иногда непопулярные меры, например: Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России Том II повышение ставки рефинансирования. В странах, где центральный банк независим от правительства, уровень инфляции, как показывает практика, ниже. Вместе с тем, высокий уровень независимости может создавать проблемы, связанные с эффективным сочетанием мер бюджетной и кредитной политики. В США макроэкономические меры, принимавшиеся в ответ на рецессию середины 1990-х гг. или события 11 сентября 2001 г, включали меры как бюджетной (снижение налогов), так и монетарной политики (снижение ставки рефинансирования). Два центра принятия экономических решений действовали сообща в одном направлении, что дало желаемый результат. Это не происходит с самым независимым от политической власти Европейским центральным банком, у которого возникали определенные проблемы, связанные с эффективным сочетанием мер бюджетной и денежно-кредитной политики. Поэтому монетарная политика не должна проводиться изолированно от тех задач, которые решаются правительством в экономике.

В России сегодня указанные  выше ключевые условия мало реализуемы. Относительно первого условия — оценка независимости Центрального банка РФ по показателю фактической независимости, а также, индексу Цукермана и GMT-индексу выявила, что Банк России является самым независимым Центробанком в странах Центральной и Восточной Европы. Наверное, именно поэтому он настолько «независим» от задач общеэкономического развития страны. Банк России обладает небольшим доверием со стороны рынка. Это объяснимо: например, разность между годовым инфляционным прогнозом Центрального банка РФ и инфляционными ожиданиями частного сектора в среднем составляет 2–5%. Относительно второго условия — в настоящее время денежные власти придерживаются облегченного таргетирования инфляции — помимо инфляции целями политики ЦБ РФ выступает реальный эффективный курс рубля, к тому же официально Банк России придерживается денежного таргетирования. Однако из-за систематического несоблюдения поставленных промежуточных целей можно говорить о том, что денежное таргетирование ЦБ РФ имеет больше формальный характер.

Информация о работе Перспективы возможного применения монетарной политики в России