Перспективы возможного применения монетарной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Монетарная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……3
1.Общая характеристика монетарной политики………………………..5
1.1 Основные положения теории монетаризма…………………………5
1.2 монетарная политика: понятия и сущность…………………………8
1.3 Цели и инструменты монетарной политики…………….…………10
2.Механизм функционирования монетарной политтики……………..14
2.1Сравнительный анализ монетарной политики России и Зарубежных стран…………………………………………………………………………………14
2.2 Преимущества и недостатки монетарной политики ……………...23
2.3 Макроэкономические последствия монетарной политики……….26
3.Перспективы возможного применения монетарной политики в России……………………………………………………………………………….29
3.1 Условия реализации монетарной политики в современной экономики …………………………………………………………………………..29
3.2 Пути оптимизации монетарной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по доиб.docx

— 291.35 Кб (Скачать файл)

Пессимистический вариант  развития монетарной политики России прогнозирует спад производства в стране в 2013 г. Основными причинами этого будет следующее:

во-первых, произойдет мировой  спад производства, который вызовет падение спроса на экспортные товары России;

 во-вторых, из-за последствий мирового кризиса зарубежные инвесторы фактически прекратят кредитование российских банков;

 в-третьих, начнется  резкий массовый отток спекулятивного капитала, как это было в 1998 г. и осенью 2008 г.

Умеренно-пессимистический вариант рассматривает такой план развития, при котором правительство РФ и Банк России предпримут активные антикризисные меры по стимулированию экономики. Экономический рост будет происходить в основном в 2014 г., при условии проведения монетарной экспансии. Она стабилизирует реальный денежный агрегат М2. Но более оперативным инструментом управления экономическим развитием является варьирование обменным курсом рубля по отношению к доллару США. Если мировая экономика пойдет по сценарию негативного пути развития, то это поможет девальвировать рубль приблизительно на 30 %, что поможет российским экспортерам компенсировать их потери. Государство может увеличить свой долг, выпустив гособлигации. Это не создаст особых проблем для страны, так как отношение суммы внешнего и внутреннего российского долга к ВВП составляет менее 10 %.

Наиболее вероятное развитие российской экономики в 2012–2014 гг. будет проходить по базовому варианту.15

Рассмотрев варианты развития монетарной политики в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы: в ближайшие годы экономика России по-прежнему будет находиться в зависимости от динамики мирового рынка энергоносителей, и прежде всего нефти. А при высоких ценах на нефть Россия может не только выиграть, но и столкнуться с весьма трудноразрешимыми проблемами. Центробанк не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимого уровня денежной массы. Изымание средств путем увеличения предложений облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит, либо высокая инфляция, либо укрепление рубля, причем цифры по укреплению рубля аналитиками называются до 14 %, а далее может последовать кризисная ситуация. Только грамотная реализация денежно-кредитной политики обеспечит низкую инфляцию, увеличит эффективность регулирования банковской ликвидности и обеспечит развитие экономики на высоком уровне.

 

 

3.2 Пути оптимизации монетарной политики в Российской Федерации

       Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.

Совершенствование денежно-кредитной  сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит  в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.

        Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.

Таким образом, улучшение  конъюнктуры денежного рынка  в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в  свою очередь, окажет положительное  влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.

В рамках политики обеспечения  оптимальной монетизации - объем  денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.

В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует переоценивать роль реального обменного курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей  переменной. Кроме того, поддержание  курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном  виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье  и товары низких переделов.

        Такой подход  к организации кредитного рынка  России позволяет расширить возможности  его участников и в целом  поддержать функционирование экономической  системы государства на мировом  уровне. В рамках политики обеспечения  эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации, как со стороны частных банков, так и надзорных органов»16.

       Таким образом,  обоснование и регламентация  конечной генеральной цели денежно-кредитной  политики ЦБ РФ являются исходным  и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной  цели денежно-кредитной политики  ЦБ, адекватной необходимости повышения  качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности.

 

 

 

Заключение

Монетарная политика - очень  действенный инструмент воздействия  на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов  системы бизнеса. В идеале монетарная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Основными целями монетарной политики должно быть достижение высших целей общества: максимальной реализации конституционных прав граждан в сфере экономики, обеспечения нормальных уровней занятости и реальных доходов граждан (среднего и по группам), обороноспособности страны и макроэкономической стабильности.         Разработка и осуществление монетарной политики в соответствие с действующим законодательством возложена на Центральный Банк России. ЦБ РФ - центральное звено монетарной системы любого государства, он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства.  В настоящее время деятельность Центрального банка России имеет огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Монетарная политика, первоначально предназначенная на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, Банк России изменил методы монетарной политики. На смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.

С приходом но пост главы Центрального Банка Эльвиры Набиулиной одной из главных задач денежно-кредитной политики станет стимулирование экономического роста в стране и снижения уровня инфляции с 7% в год, до 3-4 %. Новой задачей Центробанка станет развитие системы рефинансирования банков, увеличение доступа к банков к системе, развитие секьюритизации и конкуренции среди банков. Она также заявила, что может пойти и дальше — при сокращении темпов экономического роста и увеличении безработицы — снизить ставку рефинансирования.

 «Для описания глобальной ситуации можно дать краткую характеристику — долгосрочная неопределенность. А для внутренней — смена модели роста, необходимость диверсификации экономики, существенного повышения инвестиционной активности и развития малого и среднего бизнеса. Иначе 2–3% роста станут нашей новой нормой вместо 6–7% до кризиса. Банковская и финансовая система в целом должны помочь ответить на эти вызовы», — заявила Набиуллина.17

         Таким образом, обоснование и регламентация конечной генеральной цели монетарной политики ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной цели монетарной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности».

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1.  Закон О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : Федеральный закон от 29.12.2012 N 282-ФЗ,
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник /М. 2011.-643 с
  3. Алферова Л., Мезенцева Н. История экономических учений – ТУСУР -2011.- 267 с
  4. Андрианов В.Д., Россия в мировой экономике : Учебник /М.2010.-243 с
  5. Все о деньгах России. / Под ред Марченков Т.В..- М., 2010.-256 с
  6. Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Финансы и статистика, 2012.-119 с
  7. Капканщиков С. Г., Государственное регулирование экономики: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2011. 356 с
  8. Ковалева А.М., Финансы – М., 2009. – 512 с.
  9. Кузнецов  М.  Какую ликвидность поддерживает Центральный банк.// Экономист. – 2010. - №2. – С. 87 – 93.
  10. Лунтовский Г.И. Проблемы денежно-кредитной системы // Деньги и кредит. 2010. №3.  С.3.
  11. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие. М. : ГУ ВШЭ,  2012. С.374 – 375.
  12. Меньшиков С .,Новая экономика., М.-2011 -219 с
  13. Набиева А, Тактаров Г,Арыкбаев Р.,Финансовая политика России /под ред.- Финансы и статистика.,2011.- 400 с
  14. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2011.-153 с.
  15. Соколова Ю.А, Шергин Анкил В.В Основа эффективности деятельности кредитных организаций/ под ред. –М.,2012.-200 с
  16. Симановский А. Ю. К вопросу о целях денежной и кредитной политики // Деньги и кредит. 2011. С. 15.
  17. Фридмен М. Если бы деньги заговорили: пер. с англ. М. : Дело, 2012. С.126.
  18. Фетисов Г.Г. «Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты»— М.: ЗАО Издательство «Экономикa», 2012.-114 с
  19. Фролова Т.А История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2011.,http://ru.wikipedia.org
  20. Чепурина М.Н Курс экономической теории. Учебник / Под ред..-К, 2010.-618 с
  21. Чикарова М. Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2011. №20. С. 54-55. .
  22. Эдвин Дж.Долан . Деньги, банки и денежно-кредитная политика: Учебник /М. 2011.-119 с
  23. Официальный сайт Центрального банка РФ. [Электронный ресурс]. //: www.cbr.ru
  24. Официальный сайт журнала эксперт: http://m.expert.ru
  25. Сайт:  Основные постулаты монетаризма[Электронный ресурс]. //: http://www.vavt.ru- 
  26. Стратегии развития банковского сектора до 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: www.minfin.ru

 

 

 

 

 

 

1 Источник - Т.А.Фролова История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2011.,http://ru.wikipedia.org/

2 Фетисов А. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила // Вопросы экономики. 2010. №11. С. 6.

3 Чикарова М. Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2011. №20. С. 54-55.

4 Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2011. С. 165.

5 Симановский А. Ю. К вопросу о целях денежной и кредитной политики // Деньги и кредит. 2011. С. 15.

6 Фридмен М. Если бы деньги заговорили: пер. с англ. М. : Дело, 2012. С.126.

7  Лунтовский Г.И. Проблемы денежно-кредитной системы // Деньги и кредит. 2010. №3.  С.3.

8  Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие. М. : ГУ ВШЭ,  2012. С.374 – 375.

9 Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие. М. : ГУ ВШЭ,  2010. С.375 – 376.

10  Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2012. С 167 - 173.

11 Официальный сайт Центрального банка РФ. [Электронный ресурс]. //: www.cbr.ru

12  Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2010. С. 184-185.

13 Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие. М. : ГУ ВШЭ,  2011. С.385.

14 Стратегии развития банковского сектора до 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: www.minfin.ru/ru/

15 Официальный сайт Центрального банка РФ. [Электронный ресурс]. //: www.cbr.ru

17 Официальный сайт журнала эксперт: http://m.expert.ru


Информация о работе Перспективы возможного применения монетарной политики в России