Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:05, курсовая работа
Задача настоящей курсовой работы - проанализировать роль, значение кредитно - денежной политики в экономике современного государства, а также рассмотреть особенности кредитно - денежной политики в современной России.
В курсовой работе:
1) дано понятие денежно - кредитной политики;
2) рассмотрены инструменты денежно - кредитной политики;
3) выделены основные направления денежно - кредитной политики Банка России.
Введение
1 Понятие денежно – кредитной политики
1.1 Денежно – кредитная политика: определение, цели, задачи
1.2 Кейнсианский и монетаристский взгляды на кредитно - денежную политику
2 Инструменты денежно-кредитной политики
3 Основные направления денежно-кредитной политики Банка России
3.1 Формирование денежно-кредитной политики современной России
3.2 Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов
Заключение
Список использованных источников
Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:
Y = C + G + I ± NX,
где Y - номинальный объем ВНП;
С - потребительские расходы;
G - государственные расходы на покупку товаров и услуг;
I - частные плановые инвестиции;
NX - чистый экспорт.
Кейсианская теория говорит, что цепь причинно - следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина BНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, т.к. ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.
В целом в 70-х гг. XX в. наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма - монетаризм. Главный теоретик современного монетаризма - известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен /8/.
Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.
Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег:
M × V = P × Q,
где М — количество денег в обращении;
V — скорость обращения денег;
Р — средняя цена товаров и услуг;
Q — количество товаров
и услуг, произведенных в
Произведение Р×Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Qt ) примерно равно объему производства за тот же период (Yt ). Тождества здесь нет, т.к. за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t - 1). Эти товары войдут в показатель Qt , но не войдут в показатель текущего объема производства Yt .
Поскольку доля таких товаров в общем кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt = Yt . Если Р - средняя цена единицы произведенной продукции, то:
M × V = P × Y,
где Р х Y — объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП.
Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р - как дефлятор ВНП. В количественной теории денег вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.).
Изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то и изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.
В свою очередь, изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции. М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.
Современные теоретические модели денежно - кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий /3/.
2 Инструменты денежно-кредитной политики
В соответствии со ст. 35 ФЗ «О Центральном банке РФ» к числу основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России относятся:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Процентная ставка или ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И, наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.
В настоящее
время минимальные резервы - это
наиболее ликвидные активы, которые
обязаны иметь все кредитные
учреждения, как правило, либо
в форме наличных денег в
кассе банков, либо в виде депозитов
в центральном банке или в
иных высоколиквидных формах, определяемых
центральным банком. Норматив резервных
требований представляет собой
установленное в
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
Механизм действия по изменению нормы обязательных резервов коммерческих банков заключается в следующем:
- если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;
- при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и вызывать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков /8/.
Помимо экономических методов, посредством которых центральный банк проводит денежно - кредитную политику, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия - заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты, в первую очередь, своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке - это наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.