8. На территории
республики действует государственная
монополия по сделкам на внешнем
и внутреннем рынках с драгоценными
металлами и драгоценными камнями.
9. Официальный валютный
курс выражается через обменный
курс Национального банка. Однако
реальная продажа иностранной
валюты осуществляется по курсу
банков, которые они устанавливают
самостоятельно.
10. Порядок денежного
обращения довольно жестко регулируется
государством, особенно в части
наличноденежного оборота.
Такое положение объясняется,
во-первых, трудностями становления
национальной валюты; во-вторых, инфляционными
издержками функционирования денежной
системы.
2.3 Элементы денежной
системы Республики Казахстан
Денежная
система РК функционирует в
соответствии с государственным
законом о НБ РК от 12 апреля
1995г. Официальной денежной единицей
(валютой) является тенге. Соотношение
между тенге и золотом Законом
не установлено. Официальный курс
тенге к иностранным денежным
единицам определяется НБ РК
и публикуется в печати. Фиксированный
масштаб цен отсутствует. Видами
денег, имеющими законную платежную
силу, являются банкноты и металлические
монеты, которые обеспечиваются
всеми активами Банка Казахстана.
Кроме наличных денег функционируют
и безналичные деньги (в виде
средств на счетах в кредитных
учреждениях). Исключительным правом
эмиссии наличных денег, организации
и их обращения и изъятия
обладает НБР. На Банк Казахстана
возложены следующие обязанности: прогнозирование
и организация производства, перевозка
и хранение банкнот и монет, а также создание
их резервных фондов; установление правил
хранения, перевозки и инкассации наличных
денег для кредитных организаций; определение
признаков платежеспособности денежных
знаков и порядка замены и уничтожения
поврежденных; разработка порядка ведения
кассовых операций для кредитных организаций;
определение правил, формы, сроков и стандартов
осуществления безналичных расчетов;
лицензирование расчетных систем кредитных
учреждений.
Законом предусмотрен
общий срок прохождения безналичных
расчетов: не более двух операционных
дней в пределах субъекта РК
и пяти дней в пределах РК.
С целью
регулирования экономики НБ РК
привлекает следующие инструменты:
ставки учетного процента; нормы
обязательных резервов кредитных
учреждений; операции на открытом
рынке; осуществляет регламентацию
экономических нормативов для
кредитных учреждений.
Для осуществления
кассового обслуживания кредитных
учреждений, а также других юридических
лиц, на территории РК создаются
расчетно-кассовые отделы (РКО) при
территориальных главных управлениях
Банка Казахстана. Эти центры
формируют оборотную кассу по
приему и выдаче наличных денег,
а также резервные фонды денежных
банковских билетов и монет.
Резервные фонды представляют
собой запасы не выпущенных
в обращение банкнот и монет
в хранилищах НБР и имеют
важное значение для организации и централизованного
регулирования кассовых ресурсов. Остаток
наличных денег в оборотной кассе лимитируется
и при превышении лимита излишки денег
передаются из оборотной кассы в резервные
фонды. Объективная потребность в резервных
фондах обусловлена необходимостью: удовлетворения
нужд экономики в наличных деньгах; обновления
денежной массы в обращении в связи с приходом
в негодность отдельных банкнот; поддержания
обязательного покупюрного состава денежной
массы в целом по стране и регионам; сокращения
расходов на перевозки и хранение денежных
знаков. Наличные деньги выпускаются в
обращение на основе эмиссионного разрешения
- документа, дающего право НБР подкреплять
оборотную кассу за счет резервных фондов
денежных банкнот и монет. Этот документ
выдается Правлением Банка Казахстана
в пределах эмиссионной директивы, т.е.
предельного размера выпуска денег в обращение,
установленного Правительством РК.
Под денежной системой
понимается форма организации
денежного обращения в стране,
сложившаяся исторически и закрепленная
в законодательном порядке. В
каждом государстве существует
своя национальная денежная система.
Как и любая система, денежная
система состоит из ряда элементов.
Денежная система на современном
этапе должна включать две
подсистемы: система наличных расчетов
и система безналичных расчетов.
Как видно из
схемы, первым основополагающим
элементом денежной системы являются
принципы ее организации. Под
принципами понимаются правила
организации денежной системы
установленные государством.
Современная денежная система
включает в себя следующие элементы:
Наименование денежной
единицы. Этот элемент денежной
системы, как правило, складывается
исторически, однако, в некоторых
случаях может установить новое
наименование денежной единицы.
В России в период с 1922 г.
по 1947 г. существовали два наименования
денежной единицы: « рубль »
и « червонец ». После денежной
реформы 1947 г. по настоящее
время сохранилось единое наименование
денежной единицы « рубль ».
В Казахстане денежной
единицей является 1 тенге. Национальная
валюта Республики Казахстан
- тенге - введена 15 ноября 1993 г.
Порядок обеспечения денежных
знаков. Государственным законодательством
устанавливается, что может служить
в качестве обеспечения (товарно-материальные
ценности, золото и драгоценные
металлы, свободно конвертируемая
валюта, ценные бумаги, гарантии
правительства, банков и т.д.).
В Республике Казахстан обеспечением
денежных знаков являются все
активы Национального Банка.
Эмиссионный механизм.
Он представляет собой порядок
выпуска денег в оборот и
их изъятие из оборота. В
Республики Казахстан выпуск
наличных денег, организация их
обращения и изъятия из обращения
осуществляется исключительно Национальным
банком в форме продаж банкнот
и монет банкам с получением
безналичного эквивалента.
Безналичные деньги
выпускаются коммерческими банками
в процессе совершения ими
кредитных операций. При погашении
ссуд осуществляется изъятие
денег из оборота. Структура
денежной массы в обороте. Ее
можно рассматривать двояко. Как
соотношение между наличной и
безналичной денежной массы или
как соотношение между денежными
знаками разной купюрности во всем
объеме денежной массы. Порядок прогнозного
планирования денежного оборота. Он включает
систему прогнозных планов денежного
оборота: органы, составляющие эти планы;
совокупность показателей, определяемых
с помощью этих планов; задачи, решаемые
с помощью каждого плана. Механизм денежно
- кредитного регулирования. Он представляет
собой набор инструментов денежно - кредитного
регулирования (методы); права и обязанности
органов, осуществляющих денежно - кредитное
регулирование; задачи и объекты денежно
- кредитного регулирования. Порядок установления
валютного курса или котировка валют.
Валютный курс - это цена денежной единицы
одной страны, выраженная в денежной единицы
другой страны.
Поскольку сейчас
ни в одной стране золотое
содержание денежной единицы
не фиксируется, используется
способ котировки, учитывающий
колебания покупательной способности
национальных валют, а также
спрос и предложение той или
иной валюты на валютных рынках.
Наиболее популярной является
способ котировки, основанный
на « корзине валют», при которой
национальная валюта сопоставляется
с рядом других видов национальных
валют, входящих в «корзину».
2.4 Оценка состояния
денежной системы РК
За годы независимости
в Республике Казахстан в сфере
экономики осуществлены радикальные
трансформационные преобразования.
В 2002 году США и Европейский
Союз присвоили Казахстану статус
страны с рыночной экономикой.
Как формирующийся и развивающийся
процесс, денежная система РК
имеет высокие темпы эволюции.
По динамизму структуры, параметров
роста, темпам экономических реформ
Казахстан опережает другие страны
СНГ, постепенно сокращает стартовые
отставания от давно устоявшихся
систем в Европе, Америке и
Юго-Восточной Азии. В настоящее
время формируется казахстанская
модель денежной системы. Сохранение
благоприятных условий в мировой
экономике и на внешних финансовых
и торговых рынках способствовали
достижению Казахстаном устойчивого
экономического роста и улучшению
макроэкономической ситуации в
стране. В 2001 году в Казахстане
экономический рост превысил
показатель 2000 года. И составил 10%. В
этих условиях основные мероприятия
Национального Банка по денежно-кредитной
политике были направлены на
обеспечение низких темпов инфляции
и поддержание стабильного номинального
обменного курса тенге. Инфляция
за 2001 год составила 6,4 %. За 2001 год
снижение курса тенге к доллару
США составило 1,7 %. Денежная база
с начала года расширилась
на 14,7 % до 154,2 млрд.. За 10 месяцев денежная
масса увеличилась на 31,1 % до 523,7 млрд..
Замедление темпов инфляции и
снижение доходности на финансовом
рынке позволили НБК поэтапно
снизить ставку рефинансирования
с 14 % ( начало года) до 9.
С 2002 года ориентиры
кредитно-денежной политики были
направлены на достижение в
стране относительной макроэкономической
стабильности. Основным направлением
денежно-кредитной политики НБК
в этот период была подготовка
и переход к принципам инфляционного
таргетирования, что предполагало постепенный
отход от целевых показателей по денежной
базе золотовалютным резервом к главным
показателям по инфляции. Такая денежно
кредитная политика отвечает основной
цели НБ по снижению инфляции и кроме того
обеспечивает ей более большее доверие
участников рынка и проводимой денежно-
кредитной политики. Опыт стран показывает,
что основой для успешного введения системы
целевых показателей инфляции являются
следующие факторы:
· Устойчивое состояние бюджета
· Гарантии макроэкономической
стабильности
· Стабильность финансовой
системы
· Независимость Центрального
Банка
· Достаточное понимание
взаимосвязей между инструментами
ЦБ
· Информационная открытость
В 2002-2004 годах денежно-кредитная
политика НБК была направлена
на обеспечение внутренне и
внешней устойчивости тенге. Основной
целью денежно кредитной политики
было удержание инфляции в
пределах 5-7 % в 2002 году и в пределах
4-6% в 2004 году Для достижения поставленных
целей ЦБК использовал в качестве своего
основного инструмента операции на открытом
рынке и переучетные операции с векселями
В долгосрочном
периоде это привело к росту
денежной базы на 24%. Это мультиплицировало
прирост денежной массы на
уровне 700 млрд. тенге.. На конец 2004 года
инфляция составила 6,7 %. Сохранению инфляции
в этих пределах способствовал Существенный
экономический рост, сопровождаемый высоким
потребительским спросом и инвестиционной
активностью. За период с 2000 года по 2004
ВВП в реальном отражении вырос на 69% при
увеличении реальной заработной платы
на 60% и инвестиций в основной капитал
- более чем в 5,5 раза. Однако сохранению
инфляции в экономике способствовал значительный
рост денежных агрегатов. Следствием высокого
потребительского спроса было увеличение
наличных денег в обращении на 59% до 379,3
млрд. Чтобы не допустить значительного
укрепления реального обменного курса
тенге, а также для сглаживания колебаний
курса НБК участвовал на внутреннем валютном
рынке в качестве покупателя.
Всего за 2004 год
объем чистой покупки иностранной
валюты НБК составил 3,6 млрд. долларов
США. В результате за 2004г чистые
международные резервы НБК увеличились
на 87,1% до 9,3 млрд.
Для сдерживания темпов
роста инфляции НБК в 2005г
предпринимал меры по усилению
регулирующих воздействий официальных
ставок. Для повышения роли ставки
рефинансирования с 2004г переучет
векселей производится в соответствии
с официальной ставкой рефинансирования.
Исходя из сложившейся ситуации в Казахстане
и на мировых рынках нефти основной целью
НБК будет обеспечение стабильности цен.
Существующие в последнее
время на мировых рынках оказывают позитивное
влияние на макро-экомическое развитие
Казахстана и в тоже время вызывают ряд
проблем. Одна из них заключается в избытке
ликвидности банковской системы, обусловленной
в том числе внешними заимствованиями
предприятий реального сектора и коммерческих
банков, что ведет к быстрому росту кредитов
в экономике. Положение обостряется значительным
притоком иностранных инвестиций, а также
ростом расходов госбюджета в последние
годы. В этих условиях возможна угроза
перегрева экономики.
Целью денежно-кредитной
политики станет удержание инфляции.
Для достижения данной цели
НБК усиливает меры воздействия
по операциям денежно-кредитной
политики м способствовать дальнейшему
повышению регулирующей роли своих основных
ставок. Одной из мер также может быть
повышение ставки рефинансирования к
середине 2006г. Однако по мере снижения
инфляционного потенциала в экономике
предполагается постепенное её снижение.
Предусмотренные
выше действия НБК в ближайшей
перспективе будут воздействовать
на ликвидность банковской системы,
что совпадает с промежуточными
целями проводимой НБК монетарной
политики. Несмотря на предусмотренные
меры по ограничению ликвидности
в предстоящие три года годовые
приросты денежных агрегатов
будут обеспечивать сохранению
существующих темпов экономического
роста. Ужесточение денежно-кредитной
политики предполагает изменение
направления влияния официальных
ставок НБК на рыночные ставки
по кредитам. Если в предыдущие
годы меры НБК были направлены на решение
задачи по активизации деятельности банков
по кредитованию экономики в том числе
и по снижению ставок, то в условиях необходимости
недопущения перегрева экономики вопрос
снижения ставок уже не ставится как самоцель
Глава№3. Проблемы
и перспективы развития денежной
системы Республики Казахстан
За
годы независимости в Республики
Казахстан в сфере экономики
осуществлены радикальные трансформационные
преобразования. В 2002 году США
и Европейский Союз присвоили
Казахстану присвоили статус страны с
рыночной экономикой. В настоящее время
формируется казахстанская модель денежно-финансовой
системы. Основные ее особенности заключаются
в следующих положениях: