Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа
Цель курсовой работы - разработка предложений по совершенствованию методики оценки кредитоспособности физических лиц в Сбербанке России.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику и структуру исследования:
- определить понятие кредитоспособности;
- раскрыть методы оценки кредитоспособности заемщика;
- дать организационно-правовую характеристику Сбербанка России ОАО;
Введение
Глава 1. Виды, условия и порядок предоставления кредитов физическим лицам Сбербанком России
1.1 Виды кредитов, предоставляемых физическим лицам
1.2 Условия и сроки оформления кредита
1.3 Правовое регулирование операций предоставления кредитов в РФ
Глава 2. Учёт кредитов физических лиц в Сбербанке
2.1 Краткая характеристика Уральского Сберегательного банка
2.2 Учёт операций по предоставлению и погашению кредитов
2.3 Практические расчёты по выдаче кредита физическому лицу
Глава 3. Совершенствование кредитования физических лиц
3.1 Совершенствование методики оценки кредитоспособности физических лиц в Сбербанке
3.2 Сравнительный анализ по банкам на рынке кредитования физических лиц в 2009 году
Заключение
Список литературы
Приложения
Один из плюсов данной методики - применение специальных формул и корректирующих коэффициентов, которые позволяют упростить работу сотрудников кредитного департамента банка и рассчитать платежеспособность потенциального заемщика. Однако показатели для нее следует получать в каждой конкретной ситуации отдельно, а результат не рассматривать как нечто, свидетельствующее однозначно в пользу или против выдачи кредита. Ведь даже если на момент рассмотрения кредитной заявки финансовые показатели клиента находятся на приемлемом уровне, не стоит забывать, что риск невозвращения кредита все равно остается, поскольку полностью устранить его в принципе невозможно. Показатели помогут лишь оценить степень кредитного риска и, к сожалению, данная методика не позволяет спрогнозировать положение заемщика в будущем.
Наиболее важный момент в процессе андеррайтинга - оценка платежеспособности клиента с точки зрения возможности своевременно осуществлять платежи по кредиту. Для выполнения данной оценки консолидируется информация о трудовой занятости и получении заемщиком доходов, а также о его расходах. После этого делается вывод - сможет ли он погасить кредит. Одновременно с этим выдается заключение, является ли закладываемое имущество достаточным обеспечением для предоставления ссуды или нет.
Среди количественных характеристик - отношение общей суммы ежемесячных обязательств заемщика к совокупному семейному доходу за тот же период, а также достаточность денежных средств (исходя из расходов на содержание).
Качественные характеристики включают доходы заемщика, стабильность занятости, кредитную историю, обеспечение кредита и т. п.
Оценивая методику андеррайтинга, можно сделать вывод, что здесь применяется системный подход к анализу ссудозаемщика. Положительная сторона методики - возможность банка к любому потенциальному заемщику выработать индивидуальный подход, в рамках которого будет учтено необходимое количество характеристик. Минус данной оценки - трудоемкость ее выполнения, требующая особой квалификации банковских сотрудников. Большинство банков предпочитают компенсировать кредитный риск с помощью повышения процентной ставки. Используют и другие методы, применение которых не требует больших затрат времени и труда.
Следует отметить, что понимание целесообразности и актуальности использования более совершенных методик возникает чаще всего у тех банков, кредитование физических лиц в которых реализовано в качестве массовой услуги.
Используемую банком технологию оценки заемщиков физических лиц предлагается модернизировать следующим образом (приложение2).
Подобные запросы должны осуществляться на договорной основе, в режиме реального времени, в максимально быстрые сроки.
В процессе анализа
данных о заемщиках и кредитах
применяются различные
Блок принятия
решений используется непосредственно
для получения заключения системы
автоматизированного
Предлагаемые
подходы совершенствования
3.2 Сравнительный анализ по банкам на рынке кредитования физических лиц в 2008 году
По данным ЦБ в 2008 году объём выданных кредитов физ. лицам достиг 3,6 трлн. руб., показав рост всего на 50,37%. Основным локомотивом рынка остаётся автокредитование. Пластиковые карты напротив, показали скромную динамику роста, не оправдав ожиданий экспертов.
Лидером рейтинга по кредитованию физ. лиц, без учёта ипотеки, стал «Сбербанк», объём выданных кредитов которого достиг 485,7 млрд. руб., а прирост за год составил 9,76%. Второе место, с отрицательной динамикой в 13,38%, занимает банк «Русский Стандарт», выдавший кредитов на 193,3 млрд. руб. Тройку лидеров замыкает банк ВТБ 24, с показателем 91,7 млрд. руб. и лучшим ростом - 192,68%. (таблица 1).
Основной точкой роста рынка кредитования физ. лиц, не считая ипотеки, остаётся автокредитование. По оценкам агентства РБК рейтинг его роста за 2007 год составил около 70%, а объём рынка достиг 578 млрд. руб. При этом, по данным участников рынка около 40-45% всех проданных автомобилей в России было приобретено в кредит.
Лидером по объёму кредитов выданных на покупку автомобиля за 2009 год стал «Сбербанк», он выдал более 58,9 млрд. руб., а его рост составил 1018,43%. Второе место в рейтинге занимает «Русфинанс Банк», объём выданных кредитов которого вырос на 48,97% и достиг 34,0 млрд. руб. На третьем месте с ростом в 82,61% «Юникредит Банк», выдавший 26,4 млрд. руб. (Таблица 4)
В 2008 году основным двигателем рынка, не считая ипотеки, остается автокредитование. Рынок в большей степени растет за счёт регионов, доля которых тоже растет. Большое влияние на рынок оказывает кризис на международных финансовых рынках, которое, в результате удорожания заёмных средств для банков, выразится в дальнейшем росте процентных ставок по кредитам. «В случае негативного развития ситуации мы прогнозируем дальнейшее повышение процентных ставок по всем видам кредитов, ужесточение процедур проверки кредитоспособности заемщиков и общее замедление темпов роста объемов кредитования», - говорит Михаил Воронько. Эксперт также выделил возможное усиление концентрации крупных федеральных сетевых банков как основных операторов рынка.
Заключение
Таким образом, выдача кредитов населению является одним из основных направлений деятельности банков. Кредит, как источник дополнительных доходов банка, является так же одним из наиболее надежных и обеспеченных, так как выступает в виде ссуды под залог, либо обеспечивается поручительством.
Многие банки стали активно предлагать услугу кредитования, однако более 60% всех выдаваемых кредитов населению все-таки приходится на Сбербанк России. Конечно, все больше усилий в последнее время требуется для удержания завоеванных позиций в связи с нарастающей конкуренцией, но Сбербанк является опытным "игроком" на рынке потребительского кредитования, имеет наиболее разветвленную филиальную сеть и самый широкий спектр кредитных продуктов для населения, предлагает достаточно низкие процентные ставки, длинные сроки кредитования, поэтому в целом условия Сбербанка России являются одними из самых выгодных для клиента. Все это дает возможность быть уверенным в своих силах и не бояться конкуренции.
Для лучшей обеспеченности кредитной политики и в связи с работой по совершенствованию процессов кредитования Сбербанк России в августе 2008 года заключил договоры с ОАО “Национальное бюро кредитных историй”, ООО “Эквифакс Кредит Сервисиз” (недавно переименованное бюро кредитных историй ООО “Глобал Пэйментс Кредит Сервисиз”) и ЗАО “Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс”.
В соответствии с подписанными договорами Сбербанк России получает доступ к информации о более чем 40 млн. кредитных историй, что позволит оптимизировать процедуры принятия решений по кредитным продуктам, сделает потребительские кредиты более доступными для клиентов Сбербанка, повысит качество кредитного портфеля банка.
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002.
2. “Порядок
взаимодействия подразделений
3. Правила
кредитования физических лиц
Сбербанком России и его
4. Банковское дело в России, Т.7 «Сберегательное дело»/МФО - М.: изд-во: АОЗТ «ВЕЧЕ», 1994 г.
5. Голикова Л. Жизнь в кредит. // Коммерсантъ, 2004, №151, стр. 16.
6. Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
7. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. СПб: Санкт-Петербург Оркестр, 1994.
8. Дробозина
Л.А. Финансы. Денежное
9. Крупнов Ю.С. О природе банковского потребительского кредита. // Бизнес и банки, 2004 г., №8, с. 1-3.
10. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. Ростов-н/Д: Феникс, 2000 г.
11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-479 с.
12. Финансы предприятий: Учеб.пособие / Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Т.Н.Василевская и др. - Мн.: Высш.шк., 1995. - 256 с.
13. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Сенчагова В.К. и Архипова А.И. - М. : Проспект, 2004. 8. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2006.
14. Банковское дело: Учебник для ВУЗов /под ред. Колесниковой В.И., Кроливецкой Л.П. М.: 2005. - 464с.
15. Банковское
дело: современная система
Источники Интернет:
1. Антон Гаген.
Информационное Агентство "Финансовый
Юрист" Потребительский кредит. Перспективы
развития потребительского кредитования
в России/http://www.financial-
2. Официальный сайт Банка России. http://www.cbr.ru
3. http://www.bankir.ru
4. http://www.creditorus.ru/
5. http://www.Credit.ru
6. http://www.kreditov.ru
7. http://lenta.ru/news/2008/07/
8. http://www.trade.my1.ru/news/
9. http://www.rusberbank.ru/
10. http://rating.rbc.ru/article.
Приложение 1
Банки по объемам выданных кредитов физ. лицам в 2008г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Порядок кредитования юридических и физических лиц