Порядок проведения кассовых операций в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 23:02, контрольная работа

Краткое описание

Современный мир без денег представить невозможно. С ними неразрывно связаны все успехи мировой цивилизации. Они создали общество таким, каким мы его видим, с его достоинствами и противоречиями.
Деньги - экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения: деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления.

Содержание

Необходимость, предпосылки и значение появления денег……………………………………………………………....2
Порядок проведения кассовых операций в Республике Беларусь……………………………………………………….….6
Типы коммерческих банков и порядок их создания………11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….18

Вложенные файлы: 1 файл

дкб.docx

— 46.61 Кб (Скачать файл)

Расходные кассовые ордера и другие документы утвержденных форм заполняются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

На общую сумму выданных наличных денег по нескольким платежным ведомостям допускается составление одного расходного кассового ордера, дата и номер которого проставляются на каждой платежной ведомости.

Расходные кассовые ордера, платежные ведомости и другие документы утвержденных в соответствии с законодательством Республики Беларусь форм на выдачу наличных денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия, предпринимателем или лицами, ими уполномоченными. Подпись руководителя предприятия, предпринимателя на расходном кассовом ордере не обязательна в случаях, когда на платежных ведомостях, заявлениях, счетах и других документах имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, предпринимателя.

Выдача наличных денег по расходному кассовому ордеру отдельному лицу осуществляется кассиром при предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя. Кассир проверяет правильность заполнения бухгалтером, предпринимателем в расходном кассовом ордере реквизитов предъявленного документа: наименования, серии и номера документа, кем и когда он выдан, и берет расписку получателя.

Расписка в получении наличных денег должна быть сделана получателем наличных денег только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы прописью.

При оформлении расходных кассовых ордеров с помощью технических средств все реквизиты и сумма получаемых наличных денег распечатываются, получателем наличных денег проставляется только подпись. Допускается указывать получателем наличных денег сумму прописью собственноручно.

При выдаче наличных денег нескольким лицам по платежной ведомости получатели предъявляют документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежной ведомости.

Выдача предприятиями, предпринимателями, использующими наемный труд, наличных денег работникам предприятия, предпринимателя может производиться по удостоверению, выданному данным предприятием, предпринимателем, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца удостоверения, подписи должностного лица предприятия, предпринимателя, выдавшего удостоверение.

Кассовая книга заполняется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, предпринимателя.

Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу шариковой ручкой до полного использования листов кассовой книги. Вторые экземпляры листов являются отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге.

Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Подчистки и незаверенные исправления в кассовой книге не допускаются. Исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера или лица, его замещающего.

С целью контроля за правильностью выполнения установленных требований по работе с наличными деньгами проводятся проверки кассовой дисциплины.

Под кассовой дисциплиной понимается соблюдение утвержденного порядка приема, выдачи, учета и хранения наличных денег предприятия, всех форм собственности. Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возложена на руководителей, главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.

В сроки, установленные руководителем предприятия, предпринимателем, использующим наемный труд, но не реже одного раза в квартал проводится внезапная ревизия кассы с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

Для проведения ревизии кассы приказом руководителя предприятия, предпринимателем, использующим наемный труд, назначается комиссия.

По итогам проверки комиссия составляет акт ревизии наличных денег и других ценностей, примерная форма которого приведена в приложении 4 к настоящим Правилам.

При обнаружении в кассе недостачи или излишков наличных белорусских рублей и других ценностей в акте указывается сумма недостачи или излишка и объясняются обстоятельства их возникновения.

Контроль за соблюдением кассовой дисциплины, проводимой банками, имеет свою специфику. Во-первых, учреждения банков не производят ревизий кассы, во-вторых, контроль органически сочетается с выполнением банками функций по организации и регулированию денежного обращения в стране, кассовому обслуживанию народного хозяйства, кредитованию, проведению безналичных расчетов и др. Устанавливая нормы расходования наличных денег из выручки, лимиты остатков касс, сроки и способы сдачи денежной выручки предприятиям, банк тем самым создает организованное начало для осуществления операций с наличными деньгами и исходную базу для контроля за соблюдением кассовой дисциплины.

С целью ускорения оборачиваемости наличные деньги обязательно должны сдаваться в банк. Организуют поступления денежной наличности учреждения банков, которые устанавливают предприятиям порядок и сроки сдачи наличных денег в кассы банков.

Банки имеют возможность наблюдать по данным своего учета за своевременностью и полнотой сдачи налично-денежной выручки, за обоснованностью получения наличных денег. При выявлении нарушений к предприятиям применяются экономические меры воздействия (штрафы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы коммерческих банков и порядок их создания.

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Банк это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Законом и на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Национальным банком предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.

Термин «Коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю товарообменные операции и платежи, кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом.

С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты. Сроки кредитов увеличивались, часть банковских ресурсов использовалась для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Термин «коммерческий банк» утратил свой смысл и обозначает «деловой» характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов, независимо от рода их деятельности. Для устойчивости деятельности коммерческого банка необходимо, чтобы он имел ликвидный баланс, т.е. обладал достаточным капиталом, был платежеспособным, удовлетворял требованиям, предъявляемым к качеству его капиталов.

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы, они относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними.

Банки создаются учредителями (участниками) - физическими и юридическими лицами, за исключением общественных объединений, преследующих политические цели. Банки могут создаваться в виде акционерных обществ (закрытого или открытого типа) или унитарного предприятия.

Банки приобретают статус юридического лица с момента регистрации в Национальном банке. Свою деятельность они осуществляют на основании соответствующей лицензии, выданной Национальным банком. Банки могут учреждаться на основе частной, государственной и смешанной форм собственности.

Уставный фонд создается на базе не менее трех участников банка. Каждый участник имеет право владеть не более чем 35% уставного фонда. Нельзя использовать для формирования уставного капитала банка средства органов власти всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов. Не могут быть участниками банка предприятия и организации, имеющие неликвидный баланс или объявленные несостоятельными (банкротами) или неплатежеспособными.

Уставный капитал банка формируется за счет собственных (а не привлеченных) средств участников. В частности, не допускается формирование уставного капитала банка за счет банковских кредитов.

Деятельность банковской системы регламентирована Законом Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Закон определяет экономические и правовые основы деятельности банковской системы, разграничивает функции Национального банка и банков. Данным законом определен статус банков, порядок создания и прекращения их деятельности, порядок открытия филиалов и представительств, создания союзов, ассоциаций и иных объединений, установлен перечень операций, осуществление которых запрещено без получения лицензий Национального банка, определены некоторые вопросы организации деятельности банков: предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, наложения ареста на денежные средства и другие ценности юридических и физических лиц, находящиеся в банках, обеспечения своевременности возврата кредитов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Национальный банк выдает следующие лицензии на осуществление банковских операций: общую, внутреннюю, генеральную, разовую, лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц, лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Для создания и дальнейшей деятельности коммерческого банка разрабатывается его устав. Этот процесс начинается после подписания учредителями коммерческого банка договора о порядке осуществления ими совместной деятельности по созданию банка. Учредительный договор подписывают учредители - юридические и физические лица, выступившие инициаторами создания коммерческого банка. В учредительном договоре определяются:

- характер банка;

- предполагаемый размер  уставного капитала и доля  учредителей в уставном капитале. (Доля учредителей не должна  быть менее 25% величины уставного  капитала в течение первых  двух лет после его создания);

- ответственность сторон  за выполнение принятых по  этому договору обязательств;

- стороны, рассматривающие  споры, вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд и т.д.), а также другие вопросы, существенные  с точки зрения лиц его подписавши.

В том случае, когда взносы учредителей покрывают лишь часть уставного капитала, в учредительном договоре оговариваются условия, по привлечению акционеров (пайщиков) банка. В этом случае учредительный договор дополняется подписными листами, с сообщением акционеров или пайщиков о решении участвовать в учреждении коммерческого банка. Подписные листы служат основанием для перечисления акционерами (пайщиками) банка установленного в учредительном договоре взноса средств на временный расчетный счет учредителей.

После регистрации банка остаток средств с этого счета перечисляется в уставный капитал коммерческого банка. Основанием для этого служит открытие банку корреспондентского счета в Национальном банке. В случае отказа в выдаче лицензии и регистрации банка, остаток средств с временного расчетного счета возвращается участникам банка по их заявлению.

Национальный банк регистрирует уставы коммерческих банков, ведет реестр (общереспубликанскую книгу регистрации) банков, получивших лицензии. Для обеспечения ликвидности кредитных учреждений, на срок до оплаты учредителями 50% уставного капитала, коммерческий банк получает временную лицензию (действует в течение года с момента выдачи), дающую право на открытие корреспондентского счета и аккумуляцию взносов акционеров (пайщиков) банка для формирования уставного капитала. После представления подтверждения об оплате 50% объявленного уставного капитала коммерческому банку взамен временной выдается лицензия, позволяющая осуществлять операции, предусмотренные его уставом. Если в течение года после регистрации не оплачены все 100% объявленного уставного капитала, регистрация банка признается недействительной, а временная лицензия отзывается. Контроль за выполнением этого требования ведет Главное управление Национального банка. Нотариально заверенная копия устава коммерческого банка в десятидневный срок после регистрации подлежит представлению этим банком в соответствующий финансовый орган по месту нахождения для организации налогообложения. [4]

По форме собственности выделяют государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам. По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов с ограниченной ответственностью.

Помимо прочего банки разделяют по сфере деятельности :

Инвестиционные банки (в Великобритании - эмиссионные дома, во Франции - деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению предприятий, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.

Информация о работе Порядок проведения кассовых операций в Республике Беларусь