Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:08, контрольная работа
Кредитная карта предполагает возможность заимствования средств клиентом у банка. При этом своих собственных денег держатель кредитной карты может и не иметь на карточном счете, т.е. банк открывает клиенту на карточном счете кредитную линию, а размер этой кредитной линии зависит от степени доверия банка к заемщику и от уровня «престижности» кредитной карты. Среди основных условий получения кредитных карт в российских банках следует отметить наличие официально подтвержденного источника доходов, наличие кредитной истории и поручительство от юридического или физического лица. Однако, эти условия зависят от кредитной политики банка и различаются как по банкам, так и по карточным продуктам.
Глава 1. Основы потребительского кредитования в России
1.1. Потребительское кредитование. Сущность и структура
Рынок потребительского кредитования представляет собой сегмент финансового рынка, на котором осуществляются операции по перераспределению кредитных ресурсов между кредитными организациями, населением и организациями сферы обращения на условиях платности, срочности и возвратности.
Предметом функционирования рынка потребительского кредитования является категория потребительского кредита, наполняемая определенным экономическим и правовым содержанием.
Субъектами потребительского кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае – это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, торговые и сервисные предприятия, а с другой стороны, – заемщики – население.
Вступая в кредитные отношения,
кредитор и заемщик демонстрируют
единство своих целей, единство своих
интересов. Отношения между кредитором
и заемщиком, их связь друг с другом
представляют собой отношения двух
субъектов, выступающих, во-первых, как
юридически самостоятельные лица, во-вторых,
как участники кредитных
Объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются, как правило, предметы потребления и услуги длительного пользования.
К определению более узкой
категории кредита –
Д.В. Малеев отмечает, что «в значении кредита, предоставленного физическому лицу, употребляются такие термины, как «потребительский кредит» и «розничный кредит»2. Здесь следует отметить, что существование понятия «розничный кредит» связано с тем, что сам термин «розница» в узком смысле употребляется в значении предоставления каких-либо услуг населению. По аналогии это понятие было перенесено и на услугу по предоставлению кредитов населению. Согласно самым последним тенденциям банковской практики (в том числе и в российской), наиболее распространен англоязычный термин «ритейл».
В отличие от приведенной
российской трактовки, в западной литературе
и в банковской практике потребительскими
называют ссуды, предоставляемые частным
заемщикам исключительно для
приобретения потребительских товаров
и оплаты соответствующих услуг.
Например, Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж.
Кэмпбелл определяют потребительский
кредит как «ссуды, предоставляемые
населению для приобретения потребительских
товаров длительного
Одновременно с этим, по определению Совета управляющих ФРС США, который ежемесячно публикует статистическую информацию по потребительскому кредитованию в США, «потребительский кредит – это краткосрочная и долгосрочная задолженность физических лиц-потребителей финансовым учреждениям, розничной торговле и прочим дистрибьюторам по ссудам, предоставленным им для покупки товаров и услуг. Данная задолженность не включает закладные под недвижимость и ссуды на приобретение страховых полисов».
Возвращаясь к отечественным
подходам к определению потребительского
кредита, интересным представляется мнение
Г.С. Пановой. Она указывает на условность
самого термина «потребительский кредит»,
которая проявляется в том, что
в данном термине «больше
Однако, противоположная
точка зрения, в целом поддерживающая
западный подход к определению потребительского
кредита также широко представлена
и в отечественной литературе.
Так, в современном финансово-
Г.Н. Белоглазова и Л.П.
Кроливецкая понимают потребительский
кредит как «одну из форм кредита,
служащего средством
О.И. Лаврушин предлагает определить
потребительский кредит как «продажу
торговыми предприятиями
В дополнение к вышеизложенным определениям, Е.Ф. Жуков отмечает, что «потребительский кредит переплетается с банковским постольку, поскольку торговые компании используют долговые обязательства потребителей для получения взамен ссуд от банков»8.
Таким образом, представления
различных заинтересованных лиц
в отношении определения
Тем не менее, следует отметить, что в российской банковской практике сегодня ипотечные ссуды выделены в отдельную категорию кредитования, и ни один банк не относит их в своих программах к потребительским кредитам. Поэтому все же наиболее точным представляется подход к определению потребительского кредита не в отношении всех кредитов, выдаваемых населению, а в отношении кредитов, выдаваемых населению для удовлетворения нужд населения, определяемых потребностями в товарах и услугах, а также в денежных ресурсах, не определенных конкретным целевым назначением. В свою очередь, ипотечные кредиты, удовлетворяющие нужды населения в приобретении недвижимости (а конкретно – жилья), выделяющиеся, кроме того, еще и длительными сроками кредитования, логично выделять в отдельную форму кредитования.
Классификация потребительских кредитов, заемщиков и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направления использования, объектам кредитования и т.д.
По субъектам кредитной сделки (по виду кредитора) различают: банковские потребительские ссуды; ссуды, предоставляемые населению торговыми организациями; потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, строительные общества, пенсионные фонды и т.д.); потребительские ссуды, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых они работают.
По виду заемщика различают кредиты, предоставляемые: всем слоям населения; различным социальным группам; группам заемщиков, различающихся по уровню доходов и платежеспособности; молодежи, студентам и т.д.
По целевому направлению кредиты могут быть: целевыми (ссуды на образование, приобретение автотранспортных средств и т.д.); нецелевыми (на неотложные нужды, овердрафт и т.д.).
По обеспечению различают кредиты: необеспеченные (бланковые); обеспеченные (залог, поручительство).
В качестве обеспечения могут
выступать: залог, поручительство, гарантии
и страхование. При выдаче потребительского
кредита банки отдают предпочтение
залогу и поручительству. Залогом
могут быть различные виды активов,
в том числе товарно-
По способу предоставления кредиты делятся на: разовые и возобновляемые. В группу возобновляемых (револьверных) кредитов включаются кредиты, предоставляемые клиентам по кредитным картам, или кредиты по единым активно-пассивным счетам в форме овердрафта.
По срокам кредитования потребительские кредиты подразделяются следующим образом: краткосрочные (сроком от одного дня до одного года); среднесрочные (сроком от одного года до 3-5 лет); долгосрочные (сроком свыше 3-5 лет).
По методу взимания процентов ссуды классифицируют следующим образом: ссуды с удержанием процентов в момент ее предоставления; ссуды с уплатой процентов в момент погашения кредита; ссуды с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования (ежеквартально, один раз в полугодие или по специально оговоренному графику). Существует также такое понятие как ссуда с аннуитетным платежом, т.е. платежом с одновременной уплатой процентов за пользование ссудой.
По методу погашения различают
ссуды: погашаемые без рассрочки
платежа; погашаемые с рассрочкой платежа.
Кредиты без рассрочки платежа
имеют важную особенность: по таким
кредитам погашение задолженности
по ссуде и процентов
При предоставлении прямого потребительского кредита заключается кредитный договор между банком и заемщиком – пользователем ссуды без посредничества торговых фирм, например, в виде обычного кредитного договора, с использованием кредитных карт, платежных карт.
Косвенный банковский кредит
предполагает наличие посредника в
кредитных отношениях банка с
клиентом. Такими посредниками выступают
чаще всего предприятия розничной
торговли. Торговая организация берет
на себя поручительство по долговым обязательствам
покупателей-заемщиков перед
Прямое банковское кредитование выгодно отличается от косвенного простотой организации кредитного процесса, что позволяет выяснить экономическую целесообразность выдачи ссуды и организовать действенный контроль за ее использованием и погашением. Однако, к негативным факторам, связанным с прямым банковским кредитованием обычно относят более высокий уровень риска, чем при косвенном банковском кредите.
Косвенное банковское кредитование
потребительских нужд населения
позволяет банку сократить
В целом представленная выше
классификация отражает многообразие
потребительских ссуд, но не исчерпывает
всех возможных критериев
Многообразие видов и
форм потребительских кредитов, предлагаемых
в настоящее время