Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 20:48, курсовая работа
Потребительский кредит появился на нашем рынке в конце 90-х годов и прочно вошел в жизнь российских граждан, которые быстро привыкли к тому, что могут совершить любую серьезную покупку или совершить другие запланированные мероприятия (ремонт, обучение и т.д.) с помощью банковского займа.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы потребительского кредита 5
1.1. История появления и развития потребительского кредита. 5
1.2. Понятие и сущность потребительского кредита, законодательные основы. 8
1.3. Организация и составные элементы потребительского кредита. 12
2. Анализ развития и изменений в сфере потребительского кредитования и выбора банковских продуктов 16
3. Проблемы в развитии и функционирования рынка потребительского кредитования. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список литературы 30
3. По срокам кредитования потребительские ссуды подразделяют на:
- краткосрочные (сроком от 1 дня до 1 года);
- среднесрочные (сроком от 1 года до 3-5 лет);
- долгосрочные (сроком свыше 3-5 лет).
В настоящее время в России в связи с общей экономической нестабильностью деление потребительских ссуд по срокам носит условный характер. Банки, предоставляя ссуды, обычно делят их на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года). Краткосрочную ссуду можно оформить на определенный срок (в пределах года) или до востребования. Ссуда до востребования не имеет фиксированного срока, и банк может потребовать ее погашения в любое время. При предоставлении ссуды до востребования часто предполагается, что заемщик сравнительно ликвиден и активы, в которые вложены заемные средства, могут быть превращены в наличность в кратчайший срок.
4. По способу предоставления потребительские ссуды делят на целевые и нецелевые (на неотложные нужды, овердрафт и т.д.).
5. По обеспечению различают ссуды необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием)-Главная причина, по которой банк требует обеспечения, – риск понести убытки в случае нежелания или неспособности заемщика погасить ссуду в срок и полностью.
6. По методу погашения различают ссуды, погашаемые единовременно и ссуды с рассрочкой платежа.
Ссуды с рассрочкой платежа включают: ссуды с равномерным периодическим погашением ссуды, ссуды с неравномерным периодическим погашением ссуды. При выдаче ссуды с рассрочкой платежа действует принцип, согласно которому сумма ссуды списывается частями на протяжении периода действия договора.
7. По методу взимания процентов ссуды классифицируют следующим образом: ссуды с удержанием процентов в момент ее предоставления; ссуды с уплатой процентов в момент погашения кредита; ссуды с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования.
Существует также такое
понятие как ссуда с
8. По характеру кругооборота средств ссуды делят на разовые и возобновляемые (револьверные, ролловерные).
В целом представленная
выше классификация отражает многообразие
потребительских ссуд, но не исчерпывает
всех возможных критериев
В кредите находят выражение производственные отношения между хозяйствующими субъектами по поводу передачи стоимости во временное пользование на условиях возвратности.
Кредит - это форма экономических отношений, связанных с возвратным предоставлением ресурсов и погашением возникающих в связи с этим обязательств. В широком смысле слова кредит - это сделка, договор между юридическими и/или физическими лицами о займе или ссуде.
Таким образом, кредитные отношения состоят из трех элементов - кредитора, заемщика и ссуженной стоимости.
Кредитор - сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду.
Заемщик - сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду.
Кредитор и заемщик находятся по разные стороны кредитной сделки, но при этом имеют одинаковую цель - получение прибыли.
Ссуженная стоимость - нереализованная часть стоимости, которая, вступая в кредитные отношения, обладает особой добавочной потребительной стоимостью.
Структура кредита предполагает единство его элементов - это всегда движение ссуженной стоимости.
Таким образом, сущность кредита можно определить как передачу кредитором ссуженной стоимости заемщику для использования на началах возвратности и в интересах общественных потребностей.
Организация кредитования включает в себя этапы (см.рис - 1):
1. Клиент (заемщик) для получения кредита предъявляет заявление и установленный пакет документов.
2. Кредитный отдел консультирует потенциального заемщика, рассматривает его документы, при этом к работе подключаются служба безопасности, юридический отдел и другие подразделения банка. Составляется заключение о возможности выдачи кредита. Начальник отдела принимает решение о выдаче кредита со стандартными условиями на сумму, не превышающую установленного лимита.
3. В коллегиальный орган входят кредитный комитет и Правление банка. Кредитный комитет рассматривает вопрос о кредитовании клиента, если речь идет о кредите выше установленного лимита (по размерам, сроку и т.п.). Правление банка может принимать окончательное решение по кредитам с нестандартными условиями в зависимости от степени кредитного риска.
В случае положительного решения о выдаче кредита в операционный отдел дается распоряжение о выдаче кредита. В случае принятия решения об отказе в выдаче кредита клиенту возвращаются представленные им документы и сообщается причина отказа
4. Сумма кредита зачисляется на банковский счет клиента.
5. Кредитный мониторинг.
6. Погашение кредита и уплата процентов. При несвоевременной уплате процентов и погашении кредита в бухгалтерское подразделение банка передается распоряжение о вынесении соответствующих сумм на счета по учету просроченных процентов и просроченной задолженности по кредиту, а также об изменении группы кредитного риска
7. По истечении определенного срока документы по непогашенным в срок кредитам передаются в юридический отдел для принудительного взыскания долга.
Рис - 1. Комплексный механизм потребительского кредитования1
Объектом данного анализа являются потребительские кредиты:
- кредиты наличными средствами,
- POS-кредитование2,
- кредитование с использованием банковских карт (кредитные карты, дебетово-кредитные карты, дебетовые карты с овердрафтом).
Использовалась проверка предоставленных данных на основе расчета соответствия предоставленной информации данным, отраженным в оборотно - сальдовой ведомости (форма отчетности 0409101) банков.
В итоговый рэнкинг были включены данные 77 банков. Охват рынка составил более 70%.
Рынок потребительских кредитов стал самым востребованным среди банкиров в 2012 году, что обеспечило ему рекордный рост. Популярность потребительских кредитов за последние два года заметно выросла как среди заемщиков, так и среди банкиров. Потенциальных заемщиков не останавливают ни сохраняющаяся нестабильность в экономике, ни все еще очень высокие ставки по заемным средствам. Очередь за экспресс-кредитом вполне типичная картина даже для небольшого офиса розничного банка. Наряду с вкладами потребительские кредиты остаются наиболее простым для понимания банковским продуктом, а его предоставление не занимает у банка много времени. При этом для ряда банков развитие данного сегмента - возможность диверсификации структуры активов и доходов, что немаловажно для повышения устойчивости бизнеса.
Неудивительно, что динамика рынка превосходит самые оптимистичные прогнозы. За период с 01.07.2011 по 01.07.2012 портфель потребительских кредитов населению вырос на 65% и составил порядка 4,1 трлн. рублей. Это более чем в 2,5 раза превышает ипотечный портфель банков (1,6 трлн рублей) и сопоставим с портфелем кредитов малому и среднему бизнесу (4,2 трлн рублей). Позитивно на динамике рынка отражаются как устойчивое снижение безработицы (за период с января по июнь 2012 года – 5,4% против 6,1 за аналогичные период прошлого года), так и повышение уровня доходов населения. Дополнительную поддержку рынку оказывает стабильный рост депозитов физических лиц, а в период локальных «провалов» ликвидности - рефинансирование со стороны Банка России, объемы которого увеличились с 2011 года в семь раз (с 325,7 в начале 2011 года до 2250 млрд рублей во втором полугодии 2012 года)3.
При высоком интересе к потребительскому кредитованию, в целом, первое полугодие демонстрирует смещение приоритетов банков из POS - кредитования в сферу кредитов наличными и кредитных карт (см.график - 1). В период с 01.07.2011 по 01.07.2012 портфель кредитов наличными (кэш - кредитов) и задолженность по банковским картам увеличились в среднем на 70%, в то время как портфель POS-кредитов показал более чем скромный рост - менее 10%. Отдельные крупные участники рынка вообще продемонстрировали снижение портфеля POS-кредитов. Например: Банк Хоум Кредит сократил портфель на 2%, при этом в три раза нарастив портфель кредитов наличными, и занял второе место в рэнкинге по данному показателю, Росбанк ( -41%) и Банк Восточный (-48%). Минимальный рост в данном сегменте показал и Русфинанс банк (+4%). Рекордный рост портфеля POS-кредитов у МТС - Банка (4474%) во многом обусловлен эффектом низкой базы и активным распространением кредитных продуктов через сеть магазинов МТС в рамках ребрендинга банка. Хорошую динамику портфеля в сегменте POS-кредитов продемонстрировали КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК (прирост портфеля +54%) и Банк Траст (+149%).
В лидерах выпуска кредитных карт Банк «Восточный», который за год, с 01.07.2011, утроил свой портфель (36,8 млрд рублей на 01.07.2012). Подобный рост во многом связан с отказом банка от ряда своих продуктов в пользу выдачи новых видов кредитных карт, в частности – совместный проект с РЖД в рамках приобретения железнодорожных билетов в кредит.
График - 1 Изменение спроса на банковские продукты в сфере потребительского кредитования за 2011 - 2012гг.
Снижение интереса банков к рынку POS-кредитов вполне закономерно. Потенциал таких кредитов во многом ограничен перечнем товаров и услуг, которые могут быть реализованы через кредитные схемы. К тому же в POS-кредитовании крайне сложно задействовать различные онлайн-сервисы, которые в настоящее время активно развиваются. Однако на динамике POS-кредитования с высокой вероятностью могли отразиться планы двух крупнейших госбанков – Сбербанка и ВТБ24 – по выходу в сегмент POS-кредитования. Госбанки серьезно готовятся для масштабного выхода на данный рынок. У них есть все составляющие для успеха - огромная сеть, дешевые пассивы и, конечно, бренд.
Если госбанки выйдут на этот рынок, они могут «подвинуть» остальных участников. Вероятно, часть крупных банков, предвидя негативные последствия действий госбанков, решили форсировать события и заранее укрепить позиции в более доходных и менее конкурентных сегментах.
В отличие от POS-кредитов, кредитование наличными и по банковским картам фактически не имеет ограничений по целевому назначению кредита. Развитие данного направления вообще находится практически в зачаточном состоянии: несмотря на значительный объем эмитированных карт (почти 200 млн. штук по итогам I квартала 2012 года), основной объем операций (78%) пришелся на снятие наличных денег. Однако прогресс налицо - двумя годами ранее доля таких операций составляла 87%. В России меньше 15% экономически активного населения пользуется кредитками, другие развивающиеся рынки, например Бразилия, Польша и Турция, тоже начинавшие с уровня проникновения кредиток 10-15%, в период аналогичного бурного роста за пять лет вышли на уровень 30-50%. У России есть все шансы повторить этот путь.
Однако не все участники рынка с оптимизмом оценивают наметившийся бум на рынке кэш-кредитов и кредитных карт. За последние три года продуктовое предложение в кэш-кредитах всех банков изменилось - суммы и сроки кредитов устойчиво растут.
Здесь сконцентрированы значительные риски, ведь кэш-кредиты наиболее чувствительны к социальному дефолту и любым экономическим потрясениям, которые в долгосрочной перспективе мало предсказуемы. Опасения участников рынка вызывает и тенденция к сокращению разрыва между реальными доходами и расходами населения. За январь – март 2012 года денежные расходы населения превысили доходы на 256 млрд рублей, при этом население использовало на потребление 80,5% своих денежных доходов4 (за аналогичный период прошлого года на эти цели было потрачено 78,6%). На фоне роста стоимости услуг тарифов ЖКХ это может привести к тому, что часть заемщиков, использующих одновременно несколько кредитных продуктов, не смогут платить по своим обязательствам в полном объеме. Все больший поток заявок на кэш-кредиты поступает от заемщиков, уже имеющих несколько действующих кредитов перед банками, у большинства из них соотношение долг/доход уже близко к критическому уровню - 60%. Наличие небольшой (даже технической) просрочки у такого типа заемщиков в прошлом должно как минимум насторожить банк - при наличии одновременно нескольких действующих кредитов даже небольшая задержка зарплаты может привести к выходу на просрочку всех кредитов. В результате в периоды экономического спада даже максимально диверсифицированный по числу заемщиков и размеру кредитов розничный портфель может в короткие сроки оказаться невозвратным.
Конечно, взаимодействие с бюро кредитных историй и активное развитие межбанковских систем обмена информации о заемщиках является подспорьем для банков при оценке рисков таких заемщиков. Однако ни система межбанковского обмена информацией, ни бюро кредитных историй не способны выявить риск социального дефолта заемщиков, при котором из-за внешних обстоятельств у человека снижается уровень дохода. Да и системы риск - менеджмента многих банков не учитывают такой риск по потребительским кредитам, а также не в полной мере принимают во внимание возможные изменения существующих расходов потенциальных заемщиков в будущем.
Кроме того, участники рынка отмечают, что дальнейший рост розницы за счет первоклассных заемщиков исчерпан. Для сохранения текущей прибыли банки начинают постепенно смягчать требования к заемщикам. Ставки по потребительским кредитам остаются примерно на том же уровне, что и годом ранее (см. график 3). Только четверть банков повысили процентные ставки по потребительским кредитам в первом полугодии 2012 года, тогда как больше половины заявили, что ставки не менялись либо снизились. До конца 2012 года 19% кредитных организаций планируют повысить ставки, у трети банков таких планов нет.
Информация о работе Потребительский кредит. Развитие в России