Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:52, курсовая работа
Потребительский кредит отражает экономические отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Он выдается населению для удовлетворения его потребительских нужд и отличается от кредитов, предоставляемых предприятиям для производственных целей, по составу участников сделки, объектам, условиям предоставления, размеру процента и др. Кредит ускоряет получение населением определенных благ (товаров, услуг), которые оно могло бы иметь (приобрести) только в будущем — при условии накопления суммы денежных средств, необходимой для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг, строительства и др.
Кредитный процесс - это движение банковского кредита как последовательный ход его организационных стадий (этапов). В ходе кредитного процесса происходит последовательная смена стадий механизма банковского кредита. Коммерческие банки могут предоставлять кредиты всем субъектам хозяйственной деятельности независимо от их отраслевой принадлежности, статуса, форм собственности при наличии у них реальных возможностей и правовых форм обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов за пользование кредитом.
Последовательность в принятии решений кредитором и кредитополучателем при подготовке и заключении кредитного договора на получение потребительского кредита может быть такой, как в табл.1.1. [2]
Таблица 1.1 - Заключение договора о получении потребительского кредита.[1]
Кредитополучатель | Кредитор (банк) |
1-й этап | |
Запрос о кредите (как правило, в устной форме) | Предложение представить необходимую документацию |
2-й этап | |
Составление необходимой документации, включая информацию о себе, роде занятий, доходах | Проверка представленной документации различными способами, определение кредитоспособности кредитополучателя |
3-й этап | |
Предоставление гарантий по возврату кредита (залог имущества, вклад, поручительства и др.) | Установление надежности данных гарантий |
4-й этап | |
Подготовка плана погашения кредита | Определение приемлемости графика погашения кредита и его источников |
5-й этап | |
Оценка условий кредитного договора | Предложения об условиях кредитного договора (сумме кредита, сроках, проценте за кредит и т.д.) |
6-й этап | |
Заключение кредитного договора |
Первая стадия кредитного процесса включает анализ и предварительный отбор заявок на получение кредита. Для этого проводится научно обоснованная экспертиза целесообразности предоставления займа. Главная задача кредитных работников коммерческого банка на этой стадии - собрать наиболее полную информацию о потенциального заемщика.
На второй стадии кредитного процесса банк определяет кредитоспособность и финансовое положение клиента. Кредитные работники должны оценить: насколько потенциальный заемщик способен полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Чем точнее банк сумеет определить кредитоспособность клиента, тем шире возможности банка для снижения кредитного риска.
На третьей стадии кредитного процесса банк принимает конечное решение о возможности, условия и формы предоставления займа. Оценка будущей кредитной операции осуществляется на основании проведения технико-экономического обоснования займа. Завершается эта стадия оформлением и заключением кредитного договора, который становится для банка средством управления дальнейшими стадиями кредитного процесса.
Четвертая стадия кредитного процесса связана с определением условий обеспечения возврата кредита. В центре решения данной проблемы находится обоснованный выбор объекта (предмета) залога. Для этого должно быть обеспечено правильное оформление залоговых юридических документов, четкое определение прав и обязательств банка и заемщика в соответствии с нормами действующего залогового права. Средством обеспечения возврата банковского займа может быть и гарантия.
На пятой стадии кредитного процесса банк на основе кредитного договора осуществляет процедуру предоставления займа. Конкретный способ предоставления кредита, а также вид ссудного счета определяется особенностями этой кредитной операции. Процедура предоставления займа должна быть удобной, оперативной и взаимовыгодным для банка и заемщика.
Шестая
стадия кредитного процесса - возврат
займа с процентами и завершения кредитной
сделки. Конкретный способ погашения займа
оговаривается в тексте кредитного договора.
В условиях финансового кризиса и увеличение
взаимной дебиторской-кредиторской задолженности
хозяйственных субъектов банк должен
уделять постоянное внимание полному
и своевременному выполнению кредитных
договоров относительно погашения предоставленных
займов. Все случаи непогашения займов
имеют детально анализироваться кредитными
работниками, чтобы в будущем не допускать
подобного.[2]
1.3
Оценка кредитоспособности
клиентов банка
Кредитоспособность клиента коммерческого банка - это способность полностью и в срок рассчитываться по своим долговым обязательствам. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заёмщика своевременно и в полном объёме погасить задолженность по кредиту, степени риска, которую банк готов взять на себя; размера кредита, который может быть предоставлен и условий его предоставления.
Всё
это обусловливает
Оценка
кредитоспособности клиента проводится
в кредитном отделе банка на основе
информации, характеризующей способность
клиента получать доход, достаточный
для своевременного погашения кредита,
наличие у заёмщика имущества, которое
при необходимости может
Процесс кредитования непрерывно связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение кредита в обусловленный договором срок. Предоставляя кредиты, банк должен всесторонне изучить и оценить кредитоспособность клиента.
Оценка способности расплатиться по кредитным обязательствам предполагает всесторонний анализ его финансового состояния и общей экономической ситуации в отрасли, регионе. Готовность исполнять обязательства не является во многом чисто экономической характеристикой клиента и зависит от его порядочности.
Достоверное заключение о кредитоспособности кредитополучателя, конечно, можно сделать только на основании комплексного анализа различных аспектов его финансово-хозяйственной деятельности, дающего уверенность в эффективном использовании и возврате им кредита. Исходя из реально сложившегося правового и хозяйственно-финансового положения кредитополучателя, банк должен принимать решение о начале, продолжении или прекращении кредитных отношений с клиентом.
Не
сложилось единого мнения и по
определению понятий «
Кредитоспособность в отличие от платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или какую-то дату, а прогнозирует его платежеспособность на ближайшую перспективу в зависимости от сроков, на которые заключается кредитный договор. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые ориентируются при оценке кредитоспособности клиента. Если кредитополучатель имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету. Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального риска банка, связанного с выдачей конкретного кредита конкретному кредитополучателю. По данному определению, кредитоспособность — это прогнозная, перспективная платежеспособность кредитополучателя, оценка которой должна охватывать предполагаемый период пользования кредитом. В данном определении акцентируется временное различие между кредитоспособностью и платежеспособностью. Однако на практике понятия кредитоспособности и платежеспособности отождествляются, так как неплатежеспособное предприятие не может быть кредитоспособным, а некредитоспособное — платежеспособным.
В банковской практике до сих пор практически не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки разных стран используют различные системы анализа кредитоспособности клиента. Основными причинами такого многообразия являются: различная степень доверия к количественным (поддающимся измерению) и качественным (поддающимся измерению с большим трудом, с высокой степенью допустимости) способам оценки факторов кредитоспособности; особенности индивидуальной культуры кредитования и исторически сложившейся практики оценки кредитоспособности; многообразие факторов, влияющих на уровень кредитоспособности.
В мировой банковской практике оценка кредитоспособности клиента осуществляется как самими банками, так и специализированными мировыми агентствами.
Концепцией развития банковской системы на 2001—2010 гг. предусматривается создание кредитного бюро, специализация которого заключается в ведении кредитных досье на всех кредитополучателей, имевших проблемные кредиты в банках Беларуси, в разработке и ведении кредитного рейтинга клиентов, информировании банков (по их запросам) и других заинтересованных лиц о кредитной истории и кредитном рейтинге кредитополучателей. Кредитное бюро предполагается создать как структуру Национального банка Республики Беларусь. [3,202-207]
Белорусское кредитное бюро (Кредитный регистр) создано при Национальном банке Беларуси и является единственным кредитным бюро в стране.
С января 2009 года в Кредитном регистре собирается информация по всем кредитным сделкам, которые банки заключают с физическими и юридическими лицами, независимо от их суммы, сроков, валюты и других характеристик.
А 21 августа 2009 года вступил в силу закон «О кредитных историях», согласно которому банки стали подавать в Кредитный регистр информацию не только по заключаемым кредитным договорам, но и по договорам залога, поручительства, гарантии и займа.
Источниками формирования кредитных историй являются только банки, которые предоставляют в Национальный банк информацию на обязательной основе, а вот получить сведения из кредитных историй может любое физическое и юридическое лицо, предварительно заручившись на это согласием субъекта кредитной истории (того, о ком нужно получить сведения) и уплатив вознаграждение.
Рассмотрим несколько ситуаций, когда возникает необходимость обратиться в Кредитный регистр.
1.
Вы обратились в банк за
кредитом, оформили кредитную заявку,
представили нужные документы.
После этого банк хочет
Ваше согласие будет действительно в течение 3 месяцев, и на протяжении всего этого срока банк может обращаться в Кредитный регистр за информацией о вас.
Вы имеете право не давать согласия на запрос сведений из вашей кредитной истории, но это, безусловно, вызовет у банка подозрения, и вероятность получения вами кредита в этом банке существенно снизится.
2. Вы, имея за плечами определенный «кредитный» опыт, хотите ознакомиться со своей кредитной историей.
Для
этого вы должны оформить заявление
установленной формы и
Информация о работе Потребительский кредит, его сущность, роль и виды