Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 20:29, курсовая работа
Предоставление услуг физическим лицам - это одно из наиболее перспективно развивающихся направлений деятельности современных банков в Российской Федерации. Данное направление не ново для нашей страны, но динамичное развитие оно получило благодаря стабилизации экономической ситуации в России, общему развитию банковской системы, росту конкуренции между банками. Предоставление услуг физическим лицам расширяет перечень банковских услуг и позволяет банкам привлекать дополнительных клиентов и получать дополнительную прибыль
Введение ……………………………………………………………………………..3
Теоретические основы организации кредита
Сущность кредита и его принципы …………………………………..4
Виды кредита …………………………………………………………..6
Анализ потребительского кредитования
Роль потребительского кредитования в экономике страны ………10
Анализ рынка потребительского кредитования в России …………12
Автокредитование как разновидность потребительского кредитования………………………………………………………….16
Ипотечное кредитование……………………………………………..23
Кризис и его влияние на потребительское кредитование …………26
Проблемы и перспективы развития
Проблемы потребительского кредитования в России ……………..29
Перспективы развития потребительского кредитования в России .31
Заключение ………..……………………………………………………………......35
Список литературы …………………………………………………………...........37
Стремительное развитие авторынка в России потянуло за собой и развитие рынка автокредитования. Российские автопроизводители начали развивать собственные кредитные программы, большинство иностранных производителей выдают кредиты, заключая партнерские соглашения с российскими банками или филиалами крупнейших западных банков.
Автокредитование продолжает оставаться основной движущей силой российского автомобильного рынка. Объем продаж новых легковых автомобилей как в количественном, так и в денежном выражении достаточно быстро растет именно за счет притока на рынок кредитных ресурсов.
Российский рынок автокредитования в 2008 году претерпел значительные изменения. В первом полугодии рост еще достаточно молодого рынка стремительно продолжался, но уже летом наиболее дальновидные игроки стали готовиться к надвигающемуся финансовому кризису. К осени уже стало очевидным, что без перестройки структуры бизнеса ни одному банку не удастся обойтись без потерь в этот нестабильный период.
Этот год стал пиком бурного роста российского авторынка и открыл новый этап в его истории. Первая половина года явилась логичным продолжением предшествовавших пяти лет, когда рынок продолжал расти все более высокими темпами. Уже запущенные в строй заводы увеличивали долю продаваемых иномарок за счет машин, собранных в стране. Целый ряд мировых брендов продолжал вести активную работу по строительству и подготовке производства на своих предприятиях, подразумевая дальнейший рост рынка сбыта для них. Независимые аналитики и маркетолги автопроизводителей спорили лишь о том, через сколько лет и на каком уровне наступит стабилизация рынка.
Однако в мире уже развивался финансовый и экономический кризис, результатом которого стало значительное снижение объемов продаж, а затем и производства автомобилей в Северной Америке и Японии, а позже - в Европе и Азии. Россия, казавшаяся в начале года «островком безопасности», к завершению года присоединилась к странам, рынки которых сокращались с наибольшей скоростью.
До августа 2008 года автокредитование являлось основной движущей силой российского автомобильного рынка. Объем продаж новых легковых автомобилей, как в количественном, так и в денежном выражении, достаточно быстро рос именно за счет притока на рынок кредитных ресурсов. Так, если в 2004 году по кредитным схемам было продано порядка 350 тысяч автомобилей, то к 2007 году объем этого сегмента рынка вырос в три с лишним раза, превысив отметку в 1 млн единиц. Первая половина 2008 года также была очень благоприятной для развития рынка автокредитования.
Осенью 2008 года ситуация кардинально изменилась. Банки начали плавно повышать ставки и ужесточать условия получения кредитов, а впоследствии резко уменьшили лимиты кредитования. В начале 2009 года ситуация в лучшую сторону не изменилась. Если летом 2008 года практически каждый второй новый автомобиль покупатель приобретал с использованием заемных средств, то к концу года доля кредитных машин снизилась до 15 - 20%. Средние ставки по автокредитам к тому времени выросли в 2 - 2,5 раза: с 12 - 14% до 25 - 30% годовых, а местами доходили до 35 - 40%. Лимиты на автокредитование во многих банках были сокращены в 5 - 10 раз.
Рынок автокредитования в 2008 году продолжал рост вплоть до осени, когда мировой финансовый кризис стал явственно ощущаться в России. Тем не менее, по оценкам агентства «РБК.Рейтинг», объём рынка автокредитов достиг 16 млрд. USD, и, таким образом, рост за 2008 год составил около 19%. По данным участников рынка, около 25% всех проданных автомобилей в России было приобретено в кредит. Первое место по объёму кредитов, выданных на покупку автомобиля за 2008 год, занял (как и в предыдущие годы) Сбербанк, он выдал кредитов на сумму 88,6 млрд. рублей (3,5 млрд. USD), а его рост составил 55%. Второе место в рейтинге занимает Русфинанс Банк, третье - ЮниКредит Банк.
В первое время в России (2000-2002гг), когда кредиты предоставляли всего несколько банков, выбор программ был ограничен. В основном предлагался «классический» вариант с достаточно жесткими условиями. С развитием рынка и роста числа игроков, усиливалась конкуренция, увеличивалось количество различных программ, достигнув в середине 2008 года своего максимума. К концу года финансовый кризис заставил многие банки ужесточить условия выдачи кредитов, сократить количество вариантов, а то и совсем отказаться от предоставления автокредитов. К настоящему времени можно выделить действующие типовые программы кредитования: Классический автокредит; Экспресс-кредит; Беспроцентное кредитование; Buy-back («обратный выкуп»); Автокредитование без страховки; Кредит на покупку автомобиля у частных лиц; Кредит на подержанный автомобиль; Рефинансирование автокредита и отдельные виды других программ, встречающихся реже.
На фоне изменения рынка автокредитования, произошедшего во второй половине 2008 года, усилилось значение программ кредитования, предлагаемых автопроизводителями. Эти программы и в условиях кризиса позволяют предложить клиенту покупку автомобиля по льготным процентным ставкам, поскольку производитель возмещает часть затрат банку. Ряд иностранныех производителей открыли на территории России собственные банки («Тойота Банк», «Мерседес-Бенц Банк Рус», «BMW Bank»), другие разработали специальные программы совместно с российскими банками, укрепив их собственным брендом - GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, PSA Finance, KIA Bank, Subaru Finance, UZ-DAEWOO Finance, Suzuki Finance, Volkswagen Finance, SOLLERS-Финанс.
Российские автопроизводители стали активнее продвигать собственные автокредитные продукты уже в 2009 году. С мая АВТОВАЗ запустил собственную кредитную программу «ЛАДА Финанс». В конце мая Сбербанк России и «Группа ГАЗ» приступили к реализации совместной кредитной программы, которая распространяется на все легковые модели – «Волга Классика» и Volga Siber, а также на легкие коммерческие автомобили «ГАЗель», «Соболь» и «Maxus». С 1 мая 2009 года стартовала программа льготного кредитования на покупку автомобилей всего модельного ряда UAZ.
Ипотечное жилищное кредитование в последние десятилетия является самым распространенным способ приобретения жилья. Ипотека (от греч. залог, заклад) – это долгосрочный кредит, предоставляемый заемщику под залог недвижимости.
Впервые понятие «ипотеки» появилось в Древней Греции и являлось гарантией должника перед кредитором, выраженной в виде залога имущества. Позже в Римской империи начали создавать ипотечные учреждения, специализирующиеся на выдачах кредита под залог недвижимости. Во II веке нашей эры начинает формироваться законодательная ипотечная база, договора «ипотечного кредитования» приобретают государственную поддержку.
В своем развитии ипотека прошла несколько стадий. Первоначально она носила характер сделок на доверии; в этом случае закладываемое имущество переходило в собственность кредитора с полными правами распоряжения. Затем ипотека предоставляла кредитору объект залога только во временное распоряжение. Классическая ипотечная система оставляла право собственности за заемщиком и явилась третьим этапом. Большую роль в развитии ипотечного кредитования в древние времена играло государственное вмешательство, ослабление функций которого во III – XIII века привело к исчезновению ипотечной системы. Снова ипотека появилась в средние века, в Германии в начале XIV столетия, во Франции в XVI веке.
Развитие ипотечного кредитования в России датируется XVIII веком и имеет богатую историю. В 1754 году были созданы первые кредитные учреждения в Москве и Санкт-Петербурге. В 1786 их преобразовали в "Государственный заёмный банк", функцией которого являлось выдача ипотеки землевладельцам. В 1835 году был создан Свод законов гражданских, регламентирующий залоговое право.
Ипотечное кредитование в Российской империи XIX векa приобрело широкое распространение. И с ростом выдаваемых кредитов возростали и неплатежи по ним, приведшие к 1893 году задолженности банкам в 1131 млн. рублей.
К началу XX века в России сформировалась развитая банковско-кредитная система, ориентированная на выдачу долгосрочных кредитов и имеющая законодательную базу. После революции 1917 года и упразднения частного хозяйства ипотечные кредитные организации были ликвидированы.
Новый оборот развития ипотека приобрела в советское время. Был зарегистрирован ряд законов о залоговом праве, но имущественный кредит не получил распространения. Ипотечное кредитование по настоящему возродилось только в 1990-е годы. В 1992 году приняли Закон РФ «О залоге». Свое правовое оформление ипотека получила в виде Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Современная ипотека в России является самым востребованным кредитным инструментом. Перспективы ее развития ипотечного жилищного кредитования неограниченны, их регулировкой занимается государство, правила кредитования диктуют банки, создающие ипотечные программы.
В России распространены две схемы выплат по ипотечному кредиту:
Равнодолевая схема - ипотечный кредит выплачивается равными ежемесячными долями, а процент по нему исчисляется от остатка невыплаченной суммы. То есть, постепенно сумма платежа становится чуть меньше.
Аннуитетная схема - высчитывается полная сумма платежей за весь период использования кредита, предусмотренный договором, и делится на количество месяцев в этом периоде. Таким образом, сумма ежемесячного платежа каждый раз одинакова.
Существует риски ипотечного кредитования, подразделяющиеся на инфляционные, экономические, налоговые, риски недополучения прибыли, риски неплатежеспособности клиента и другие. Наибольший урон риски приносят стороне-кредитору. Государственными методами банки и другие залоговые учреждения пытаются их снизить. Поэтому на этапе оформления ипотечного жилищного кредита требуется предоставить большое количество справок и анкет, внести первоначальный взнос, найти недвижимость для покупки, провести оценку ее стоимости и застраховать приобретаемое жилье и жизнь заемщика от несчастных случаев.
В последние годы условия ипотеки были достаточно либеральными, что привело к колоссальному росту ипотечного кредитования. Если в 2005 году ипотечных кредитов в России было выдано на общую сумму в 68 млрд рублей, то в 2006 она составила 295 млрд, а в 2007 – 556 млрд рублей. Ставки по ипотеке на протяжении 2000-х снизились с 14-16% до 9-11% годовых, а первоначальный взнос был минимален (5-10% от цены недвижимости) или вовсе равен нулю.
С наступлением кризиса все стало меняться в обратную сторону. Практически две трети банков, выдававших ранее ипотечные кредиты, отказались от данной практики. Средний уровень ставок по кредитам вырос до 14-16%, а по некоторым видам недвижимости (например, загородной) – до 18%, как в рублях, так и в валюте. Сроки ипотечного кредитования, достигавшие ранее 30-50 лет, сократились до 10-15, редко 20 лет. В то же время первоначальный взнос, который ранее составлял 5-10% от стоимости приобретаемой недвижимости, повысился до 20-25% необходимых для получения кредита собственных средств. Все это делает ипотеку малодоступным и довольно обременительным видом кредитования.
Количество выданных кредитов с 2006 по 2009 год, тысяч (на конец периода)
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Количество |
204,1 |
214,2 |
349,5 |
130,1 |
Ипотечные кредиты по стандартам АИЖК выдают 145 организаций в 75 регионах России. По стандартам АИЖК с начала деятельности агентства рефинансировано 167 374 ипотечных кредитов на общую сумму 136,675 млрд. рублей. За 2009 год рефинансировано 28450 кредитов на общую сумму 28,77 млрд. рублей.
Доля АИЖК в общем объеме выдачи по рынку:
Год |
Объем рефинансирования, млрд. рублей |
Общий объем выданных кредитов, млрд. рублей |
Доля АИЖК в общем объеме выдачи по рынку, % |
2009 |
28,77 |
152,5 |
19 |
2008 |
26,42 |
655,8 |
4 |
2007 |
39,3 |
556,5 |
7 |
2006 |
27,05 |
263,6 |
10 |
2005 |
7,83 |
56,3 |
14 |
Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.
Финансовый кризис начался очень просто – цены на недвижимость достигли своего потолка. Произошло это в конце 2006 года, когда вместо дальнейшего роста цены стали падать. Вот тут и началось самое главное.
В соответствии с договором ипотечного кредитования в случае снижения стоимости залога банк вправе либо потребовать возвращения пропорциональной части кредита, либо повысить процентные ставки.
Между тем, немалая часть получателей ипотеки в принципе не могла вносить ежемесячные платежи в силу очень скромных доходов – они брали кредиты в расчете погасить их за счет новых кредитов. Они и пострадали в первую очередь: видя масштабы надвигающегося кризиса, банки спешили забрать залог и продать его за любую цену.
Информация о работе Потребительский кредит, проблемы его развития