Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной работы заключается в исследовании системы потребительского кредитования физических лиц на основе ЗАО «Банк Русский Стандарт»
Задачи исследовательской работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты построение системы кредитования физических лиц в Российской Федерации;
2. Определить особенности потребительского кредитования на современном этапе;
3. Провести анализ кредитования физических лиц в банке ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы кредитования физических лиц в банке ЗАО «Банк Русский Стандарт».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......... ...6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………………………………...
...8
1.1 Понятие системы кредитов, основные элементы……………………..... ...8
1.2 Особенности кредитования физических лиц на современном этапе… 13
1.3 Способы оценки кредитоспособности физических лиц………………... .21
2 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЗАО «БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ»……………………………………………………….....
.28
2.1 Краткая характеристика банка…………………………………………… .28
2.2 Кредитная политика коммерческого банка ЗАО «Банк Русский Стандарт»………………………………………………………………………
.34
2.3 Анализ кредитования физических лиц в ЗАО «Банк Русский Стандарт»………………………………………………………………………
.44
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЗАО «БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ»………………………………………..
.62
3.1 Проблемы развития кредитования потребительских нужд граждан……………………………………………………………...................
.62
3.2 Совершенствование кредитной политики ЗАО «Банк Русский Стандарт» в области кредитования физических лиц………………………
.71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… .79
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………… .81

Вложенные файлы: 1 файл

Кошарная Яна диплом..doc

— 803.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕДИТОВАНИЯ  ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ  В ЗАО «БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ»

3.1 Проблемы развития кредитования  потребительских нужд граждан

 

Бурное развитие рынка розничного кредитования увеличивает и масштаб проявления соответствующих рисков. На этом сегменте рынка начинают намечаться негативные тенденции. Некоторые банки чрезмерно увлекаются развитием кредитования и создают дополнительные риски своей деятельности. В то же время в среднесрочной перспективе не прогнозируется наступление кризисной ситуации, но нельзя и отрицать наличия потенциальной возможности возникновения нестабильности. Большую актуальность для данного сектора имеют риски ликвидности, кризис доверия, ожесточенная конкуренция, а также рисковое поведение самих банков. При этом видится необходимым обратить внимание на следующие аспекты повышения рискованности операций на рынке розничного кредитования.

1.  Переход от кэптивной модели развития к стратегии независимого рыночного развития сопряжен с повышенными рисками, в первую очередь вызванными увеличением доли несвязанных клиентов; повышением волатильности ресурсной базы, ростом неработающих ссуд и необходимостью существенного совершенствования процедур защиты собственных интересов в проблемных ситуациях. Низкий уровень развития судебной и исполнительной систем, не отвечающий реальным потребностям бизнеса, служит важным ограничительным фактором роста банковского кредитования.

2. Рост просроченной задолженности, особенно в сегменте экспресс–кредитования. Качество кредитного портфеля постепенно ухудшается, объем просроченных кредитов населению стабильно увеличивается. Впечатляют показатели темпов прироста задолженности по кредитам, выданным кредитными организациями физическим лицам – резидентам. Данный показатель в течение трех последних лет значительно превышал 100 %. Так, в 2008 году темп прироста просроченной задолженности по кредитам физических лиц – резидентов составил 147,06 %, в 2009 аналогичный показатель равнялся уже 159,52 %. В то время как прирост просроченной задолженности по кредитам, выданным физическим лицам – нерезидентам в 2010 году был равен 0 %, а в 2011 – 0,23 %.

По данным Банка России, темпы  роста просроченной задолженности  населения по кредитам значительно опережают темпы роста самого потребительского кредитования. Если на 1 января 2010 года «плохие» долги составляли 1,4 % от выданных ссуд (8,6 миллиардов рублей), то к началу нынешнего года задолженность поднялась до 1,7 %, а всего лишь за первые два месяца подскочила до 2,3 %, что в абсолютных цифрах составило 27,5 миллиардов рублей. По данным независимых экспертов, рыночные показатели просроченной задолженности по крайней мере в два раза превышают данные официальной статистики Банка России.

Бороться с рисками невозврата кредитов нужно исходя из порождающих  их причин.

3. Высокая концентрация на рынке  кредитования также свидетельствует  о концентрации рисков данного  рынка среди ограниченного количества  кредитных организаций. Около  80 % рынка розничного кредитования контролируют 30 банков, причем Сбербанк сохраняет пятикратный отрыв по сумме выданных кредитов от второго лидера, банка «Русский Стандарт». Лидеры по динамике роста кредитов – Росбанк (после присоединения банков группы «О.В.К.») и ВТБ (+65 % за два года).

 

 

 

 

 

Таблица 6 – Основные характеристики кредитных операций банковского сектора (физические лица)

 

01.01.2009

Темп прироста, %

01.01.2010

Темп прироста, %

01.01.2011

Темп прироста, %

01.10.2011

Темп прироста, %

01.01.2012

1.1.Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, всего

304,74

46,43

4462,4

42,74

6369,5

31,22

8357,8

4,76

8756,0

В том числе просроченные задолженности

48,0

28,96

61,9

23,42

76,4

46,60

112,0

4,64

117,2

1.2.Кредиты физическим лицам–резидентам

298,4

106,60

616,5

90,58

1174,9

52,50

1791,7

4,26

1868,1

В том числе просроченная задолженность

3,4

147,06

8,4

169,52

21,8

119,27

47,8

6,28

50,8

1.3Кредиты физическим лицам–нерезидентам

1,3

76,92

2,3

86,96

4,3

37,21

5,9

3,90

6,1

В том числе просроченная задолженность

0,21

0,00

0,21

4,76

0,22

0,00

0,22

4,55

0,23


 

 

Рисунок 10 – Концентрация рынка розничных кредитов

 

4. Нельзя не обратить внимания  на то, что рост объемов кредитования  происходит в основном по линии  расширения объемов высокорискованных  операций. Это может в перспективе негативно сказаться как на устойчивости банков, так и на издержках кредитования, которые придется нести конечным заемщикам.

В 2005 году многие коммерческие банки  начали предлагать приобретение автомобилей  в рассрочку, то есть без процентов, в автосалонах, являющихся их партнерами. Одобрение можно получить в течение одного рабочего дня, имея при себе лишь паспорт или водительские права.

5.  При сохранении тенденции расширения объемов высокорискованных кредитных операций коммерческими банками банковская система подойдет к пределам своего роста и уровню достаточности капитала, определенному Банком России и законодательством.

Темпы прироста активов банковского  сектора России превышают темпы  прироста капитала в пропорции 36,6 % к 31,2 %. Еще быстрее, чем капитал и активы, продолжают увеличиваться и объемы кредитования – 40,3 %, что свидетельствует о том, что одновременно с повышением доходов от операций кредитования банковская система принимает на себя все большие риски. Учитывая, что большая часть роста пришлась на кредиты физическим лицам – 90,6 %, доля которых в совокупных активах банковского сектора составляет порядка 12,0 % (рост по сравнению с 2006 годом 3,4 процентных пункта), при одновременном снижении удельного веса кредитов, выданных реальному сектору экономики, с 44,1 до 42,2 %.

Норма достаточности капитала в  соответствии с законодательством  РФ составляет более 10 процентов. При  этом, по информации Банка России в 2008 году, средняя достаточность снизилась до 14,8 %, в то время как аналогичный показатель в 2004 году составлял 19,0 %.

Поскольку капитализация отечественных  банков растет медленно, целесообразно  уменьшить размеры резервирования. При этом организации –регуляторы финансовой системы страны могут устанавливать размеры резервирования для каждого банка в отдельности, исходя из оценок рисков именно его операций, а не неких усредненных цифр, по принципу, установленному в «Базель–II».

6. Степень диверсификации кредитного  портфеля.

По данным Банка России показатель отношения совокупной величины кредитных рисков к капиталу (Н7) постепенно увеличивается. При этом из анализа структуры задолженности по кредитам, предоставленным кредитными организациями, следует увеличение доли кредитов, направленных на финансирование строительства, а также ипотечных кредитов для физических лиц, которые в совокупности составляют 7,3 % суммарного объема кредитного портфеля кредитных организаций России. В то же время, даже принимая во внимание, что доля ипотечного кредитования в общем объеме розничного рынка в России пока невелика, нельзя не учитывать возникновение дополнительных рисков, вызванных увеличением кредитования рынка недвижимости российскими банками при еще недостаточно развитой системе кредитования строительства и покупки недвижимости.

Таким образом, можно выделить основные виды рисков, на управление которыми коммерческим банкам необходимо обратить особое внимание при деятельности в сегменте розничного кредитования (таблица 7).

По соотношению розничных кредитов к ВВП Россия отстает от многих стран, поэтому потенциал роста велик. Согласно прогнозам рынок потребительского кредитования в нашей стране продолжит развиваться быстрыми темпами: через два года кредитами будут пользоваться уже 30 – 40 % населения, а через пять–семь лет Россия по этому показателю достигнет уровня западных стран (80 – 90 % населения).

Таблица 7 – Основные виды рисков

Кокурентный риск

– Выход на рынок новых иностранных банков, имеющих –доступ к дешевым ресурсам и строящих стратегию масштабной интервенции на розничном кредитном рынке

– Активизация деятельности крупных российских банков(Сбербанк)

– Достижение «критической массы» банков на рынке и падение объемов продаж либо доходности кредитов

Макроэкономический риск

–Риск массовых неплатежей из–за переоценки банками платежеспособности населения

– Экономический кризис

– Кризис на рынке недвижимости

Процентный риск

– Снижение доходности кредитов вследствии падения процентных ставок

Валютный риск

–Возникновение убытков по валютным/рублевым кредитам в следствии роста инфляции или из–за резкого изменения курсов валют

Риск ликвидности

– Недостаток ресурсов нужной срочности и стоимости для развития розничного кредитования

– Возникновение диспропорций между ресурсами и кредитами


 

При этом продукты, наиболее востребованные на рынке в настоящее время, имеют различный потенциал роста.

 Рост розничных кредитов  в последние годы был связан  в основном с расширением потребительского  кредитования. Только в 2008 году  объем розничных кредитов вырос почти на 20 миллиардов долларов или на 84 % за год.

По экспертным оценкам, сейчас кредитные  карты занимают не более 7 – 8 % в розничном кредитном портфеле российских банков, в то время как на развитом рынке этот показатель должен составлять до 25 %. Рынок кредитных карт в России растет опережающими темпами, и в ближайшие два – три года их число с сегодняшних 5 миллионов может увеличиться втрое.

Направления развития этого продукта:

  • оптимизация технологий: сокращение сроков выдачи кредитных карт и рост качества скоринговой оценки, что является необходимым условием для дальнейшего проникновения кредитных карт в сегмент экспресс–кредитования в торговых точках;
  • снижение процентных ставок до уровня чуть выше «традиционных» кредитов, что позволит кредитным картам успешно конкурировать с многоцелевыми краткосрочными кредитами;
  • распространение на сегменты клиентов, в настоящее время охваченные дебетовыми картами (в первую очередь зарплатные проекты).

Еще два продукта, как предполагается, скоро достигнут точки насыщения  рынка: автомобильное кредитование и кредиты на неотложные нужды.

Рынок автокредитования в настоящее  время является одним из наиболее динамично развивающихся. По оценке участников рынка, доля кредитных продаж уже достигла 30 % от общего объема рынка новых иностранных автомобилей, и в ближайшее время может быть увеличена до 40 %. В то же время условия по кредитам улучшаются, постоянно расширяется линейка предлагаемых банками видов автокредитов, а средняя процентная ставка снижается, что является показателем рынка, близкого к насыщению.

Основные тенденции развития продукта:

  • рост доли экспресс–кредитования;
  • появление кредитов со стартовым взносом 10 %
  • появление нишевых продуктов (на приобретение дополнительного оборудования и т.п.) и развитие новых программ (buy – back);
  • дальнейшее расширение сферы кредитования (подержанные автомобили).

Прогнозируемые тенденции рынка:

  • рост продаж кредитов buy – back (обратный выкуп);
  • рост продаж рублевых кредитов на длинные сроки;
  • рост продаж кредитов с низким или нулевым первым взносом;
  • увеличение сроков кредитования, снижение ставки кредита;
  • повышение востребованности специальных кредитных программ (совместных программ банка, автопроизводителя, автосалона и страховой компании).

Продукт является востребованным на рынке, однако его дальнейший рост будет сдерживаться частичным замещением кредитными картами в сегменте краткосрочных кредитов (до 1 года). Можно ожидать, что такое замещение примет значительные размеры по мере распространения зарплатных кредитных карт.

Основные тенденции развития продукта:

  • улучшение удобства обслуживания, расширение количества каналов для погашения кредита;
  • либерализация условий предоставления кредитов (снижение доли залоговых кредитов и кредитов под поручительство);
  • перемещение акцента на долгосрочные продукты (в связи с ростом конкуренции с кредитными картами в краткосрочном сегменте).

Экспресс – кредитование в торговых точках и овердрафтное кредитование уже начали замещаться более функциональными кредитными картами. Рост экспресс – кредитования еще поддерживается за счет регионов, однако этот потенциал должен быть исчерпан в ближайшее время, особенно с распространением зарплатных кредитных карт. Овердрафтное кредитование получило максимальное развитие в начале 2003 г. (6,2 % рынка), но затем его роль снижалась.

В результате активное наполнение кредитных портфелей целым ассортиментом розничных продуктов у крупных банков постепенно сменится более четким позиционированием на рынке и подчас свертыванием изначальных программ.

Как следствие, преимущество будут  иметь банки, которые окажутся в состоянии:

  • предложить клиенту технологическое и сервисное преимущество (функциональность продуктов, удобство и доступность каналов продаж и обслуживания);
  • выдержать падение ставок, то есть обеспечить высокую эффективность кредитных операций и низкий уровень потерь.

Информация о работе Потребительское кредитование