Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:33, реферат

Краткое описание

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, нежели только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так, покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Схема 1. Общая  схема функционирования потребительского кредита

Согласно предложенной выше классификации, можно выделить две принципиальные схемы продажи товаров длительного пользования в кредит:

– двусторонняя (два основных варианта схемы):

  • продавец

–покупатель, при  которой продавец товара выступает  одновременно и кредитором; при этом не исключен вариант перепродажи/переуступки  долга потребителя третьему лицу (как правило, коммерческому банку или финансовой компании);

  • кредитор

–покупатель, при  котором кредитор предоставляет  покупателю несвязанный кредит, а  покупатель расплачивается с продавцом  чеком банка;

– трехсторонняя (покупатель–продавец–кредитор), при которой продавец товара немедленно предъявляет счет покупателя (потребителя) к оплате финансовому институту (банк, финансовая компания), обслуживающему покупателя; эту схему, как правило, обслуживают три независимых договора: договор купли-продажи между потребителем и продавцом, кредитный договор между потребителем и финансовым институтом и договор участия (member agreement) между банком и продавцом о переводе банку счетов, выставленных на потребителя, за оговоренный дисконт.

Наибольший  интерес представляет последняя схема, так как она получила наибольшее распространение в практике потребительского кредита. Во многом это объясняется популярностью среди потребителей кредитных карточек, эмитированных коммерческими банками и финансово-кредитными учреждениями.

Графически  последняя схема представлена на рис. 1.

Стоит указать  на природу дисконта, уплачиваемого  предприятием розничной торговли банку  за учет счета покупателя, который  является по сути скидкой за платеж наличными (cash discount). Дело в том, что  в практике торговых предприятий принято предоставлять скидку (обычно 3–5%) со стандартной цены клиентам, оплачивающим покупку наличными. При оплате кредитной карточкой потребитель такой скидки не получает. С другой стороны, продавец, предъявив счет в банк, фактически достигает того же эффекта, что и в случае получения наличности. Таким образом, покупатель, воспользовавшись кредитной карточкой, экономит на необходимости получать наличные в банке (комиссия банка за снятие наличных), но теряет право на скидку, которое переходит к банку. [Роуз П. С. Потребительское и ипотечное кредитование. // Роуз П. С. Банковский менеджмент: Пер. с англ. – М., 1995, стр. 58.]

Ставка дисконта в основном зависит от условий  договора участия (member agreement), но, как  правило, составляет 5%, т. е. находится на уровне ставки скидки за платеж наличными.

Кредитные бюро как движущая сила потребительского кредита.

Успех развития потребительского кредита в США  во многом связан с функционированием  на рынке специализированных информационных агентств: так называемых кредитных бюро (credit bureaus) и кредитно-сыскных бюро (credit reporting bureaus/investigating bureaus).

Кредитные бюро, как правило, организуются ассоциациями торговых и финансовых предприятий, хотя не исключены случаи создания и независимых бюро. Эти агентства занимаются сбором финансовой информации не только о текущих, но и потенциальных клиентах предприятий-участников. [Макаревич Л. Н. О проблемах кредитования в России. // Деньги и кредит, 1998, № 6, стр. 13.] К таким данным относится не только информация о доходах клиента, но и предположительная оценка состояния счета клиента в банках, данные о предоставленных и погашенных кредитах. Кроме того, досье на клиента может также содержать и информацию, потенциально влияющую на его кредитоспособность: семейное положение, количество иждивенцев, судебные иски и иногда личные характеристики клиента: данные об успеваемости в учебных заведениях, где учился клиент, возможные осложнения в личных отношениях (например, потенциальный развод), моральный облик и т. д. Кредитные бюро собирают и предоставляют данные на абонентских условиях членам ассоциаций, однако могут продать разовую информацию и третьим лицам, но за существенно большую плату. Часто предприятия-члены ассоциации "скидывают" имеющиеся у них данные кредитному бюро, чтобы они впоследствии стали доступными остальным членам ассоциации. Таким образом, кредитные бюро выполняют еще и функцию общего банка данных по клиентам предприятий-участников ассоциации.

Кредитно-сыскные  бюро, напротив, собирают информацию только по заказу о конкретном лице в более широком разрезе и делают меньший упор на финансовое положение, скорее концентрируясь на личностных характеристиках данного лица. Основными заказчиками кредитно-сыскных бюро являются работодатели и страховщики, однако компании, оперирующие на рынке потребительского кредита, также обращаются в кредитно-сыскные бюро.

Таким образом, наличие разветвленной сети информационных агентств (кредитных и кредитно-сыскных  бюро), на данные которой опираются  большинство поставщиков потребительского кредита, позволяет существенно снизить издержки по оценке кредитоспособности отдельных потребителей, что существенно снижает финансовые риски, связанные с потребительским кредитом.

3. Основные теоретические  положения применения потребительского кредитования

В зарубежной практике потребительскими называют ссуды предоставляемые  населению для приобретения потребительских  товаров длительного пользования. Частные лица пользуются также и  другими ссудами (в т. ч. на строительство  и приобретение жилья, неотложные нужды и прочие). Эта практика складывалась десятилетиями и отличается многообразием. Прежде всего для нее характерно разнообразие кредиторов: банковские потребительские ссуды; ссуды торговых организаций; потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, строительные общества, пенсионные фонды и т. д.); личные или частные потребительские ссуды (предоставляемые частными лицами); потребительские ссуды, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях по месту работы. [Долан Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р. Дж. "Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика". – Москва–Ленинград, 1991, с. 111.]

Например, в  США большую часть потребительских  ссуд предоставляют американцам коммерческие банки (44%), но с ними активно конкурируют финансовые компании (около 24%), кредитные кооперативы (13,9%) и специализированные сберегательные институты (10,7%). Правда, роль ссудосберегательных учреждений после кризиса 1980-х резко снизилась. Есть и другие возможности получить ссуду (см. табл. 1.)

Таблица 1. Данные о предоставлении потребительских  ссуд в США (в процентах к итогу)

Вид кредита

Коммерческие  банки

Финансовые  компании

Кредитные кооперативы

Предприятия розничной торговли

Сбер. институты

Прочие

Всего

Ссуды на:

 

приобретение  автомобиля

16,4

15,3

5,9

1,9

39,8

Револьверные  кредиты (овердрафт, кредит по кредитной  карте)

14,0

   

6,3

1,1

0,6

22,0

Кредиты на покупку  фургона (дачи на колесах)

1,6

1,6

1,3

4,5

Всего

44,0

23,8

13,9

7,1

10,7

0,6

100,0


Аналогичная практика наблюдается и в странах Западной Европы, где практически все кредитные  институты – от универсальных  коммерческих банков (например, в Германии) до специализированных сберегательных институтов (взаимосберегательных банков в Великобритании и сберегательных банков в других странах) – выполняют различные услуги по кредитованию индивидуальных заемщиков.

С учетом различий кредиторов можно выделить формы  прямого и косвенного кредитования населения на потребительские цели.

При предоставлении прямого банковского кредита  заключается кредитный договор  между банком и заемщиком –  пользователем ссуды. Косвенный  банковский кредит предполагает наличие  посредника в кредитных отношениях банка с клиентом. Таким посредником чаще всего выступают предприятия розничной торговли. Кредитный договор в этом случае заключается между клиентом и магазином, который в последующем порядке получает ссуду в банке. О распространенности подобной формы кредитования свидетельствует, например, тот факт, что в настоящее время свыше 60% ссуд, выдаваемых американцам на приобретение автомобиля, представляют собой косвенный кредит.

Прямое и  косвенное банковское кредитование потребительских нужд населения  имеют свои преимущества и недостатки. Первое, что выгодно отличает прямое банковское кредитование от косвенного, – это простота организации кредитного процесса, которая позволяет точно оценить объект кредитования, выяснить экономическую целесообразность выдачи ссуды и организовать действенный контроль за ее использованием и погашением. Все это, несомненно, положительно сказывается на организации кредитных отношений банка с заемщиком. С другой стороны, к негативным факторам, с точки зрения банка, связанным с прямым банковским кредитованием, обычно относят несколько более высокий уровень риска, чем при косвенном банковском кредитовании.

Косвенное банковское кредитование потребительских нужд населения позволяет банку сократить  влияние рисков (кредитных, процентных, валютных, рыночных и прочих), поскольку ссуды, предоставляемые, например, юридическим лицам (торговым организациям, предприятиям, на которых работают ссудозаемщики, фирмам и т. д.), позволяют с большей степенью достоверности и реальности определить кредитоспособность заемщика (юридического лица), возможности погашения ссуды в срок и полностью, организовать действенный контроль, в том числе на стадии погашения ссуды. С точки зрения клиента важно также, что: а) он получает ссуду в момент возникновения потребности (в торговой организации при покупке товаров длительного пользования, например по кредитной карте), б) для него нет необходимости обращаться в банк с просьбой о выдаче ссуды и т. д.

Другой особенностью современной системы кредитования индивидуальных заемщиков является разнообразие видов ссуд. Наиболее распространенными видами банковских ссуд, предоставляемых населению, являются следующие. [Панова Г. С. Банковское обслуживание частных лиц. М., ДИС, 1994, стр. 87.]

Кредит по текущему счету (овердрафт). В индустриально  развитых странах Запада с рыночной экономикой заключение договора между банком и клиентом на открытие единого активно-пассивного текущего счета требует, как практически единственное условие, "хорошее знание материальных условий клиента" в течение 6 месяцев. (На практике решение вопроса о выдаче кредита по текущему счету может приниматься и быстрее – в пределах 1–3 месяцев.) Если клиент имеет свой счет в банке свыше 6 месяцев и получает в основном регулярные доходы (например, заработную плату, пенсию, стипендию или другие выплаты со стороны), то клиент практически автоматически имеет право получить кредит в форме овердрафта.

Овердрафт (англ. overdraft) – это сумма, в пределах которой банк кредитует владельца  текущего счета. Существует и иное определение  овердрафта. Это форма краткосрочного кредитования, которая дает право клиенту банка проводить платежи с текущего счета сверх кредитовых поступлений на этот счет, в результате чего образуется дебетовое сальдо. Максимальный размер (дебетовое сальдо) и срок пользования кредитом предусматриваются в кредитном договоре между банком и заемщиком.

Действительно, при кредитовании по текущему счету  в форме овердрафта клиент может  получить ссуду, воспользовавшись средствами со своего счета, без предупреждения банка или оформления каких-либо документов. Лимит кредитования составляет обычно 4–6 ежемесячных регулярных доходов клиента. Предоставляя подобного рода ссуду, банк никакого обеспечения не требует. Овердрафт – это самый распространенный вид краткосрочного кредита в современной западной банковской практике.

Овердрафт нередко  сравнивают с контокоррентным кредитом (итал. conto corrente – текущий счет). Однако важнейшим отличием овердрафта от контокоррентного кредита является предоставление последнего, как правило, на производственные цели на основе кредитной линии первоклассным заемщикам. В то время как овердрафт – это форма кредитования частных лиц на текущие потребности. В Великобритании, Канаде, Германии и других западных странах право пользоваться овердрафтом предоставляется наиболее надежным клиентам. В США до недавнего времени овердрафт был запрещен, но в современных условиях банки практикуют и такую форму кредитования.

Для открытия текущего счета клиент банка заполняет  так называемую аппликационную форму (стандартизованное заявление) и направляет ее в банк. Анализ информации, содержащейся в заявлении, позволяет работникам банка сделать заключение о платежеспособности клиента и целесообразности открытия ему текущего счета с возможностью овердрафта. Признав финансовое положение клиента удовлетворительным и получив подписанный клиентом договор (заявление на открытие текущего счета с возможностью овердрафта), банк открывает текущий счет и зачисляет на него средства клиента. Текущий счет, предусматривающий возможность овердрафта, открывается, как правило, лицам, достигшим 18-летнего возраста, имеющим возможность осуществлять платежи в погашение овердрафта.

Информация о работе Потребительское кредитование