Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:39, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности стабилизации и повышения надежности банковской системы России.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность стабильности банковской системы;
- изучить механизмы повышения стабильности и надежности банковской системы;
- проанализировать активизацию механизмов воздействия на стабильность и надежность банковской системы;
- рассмотреть проблему роли отечественной банковской системы в стимулировании инвестиций в экономику страны;
- изучить влияние кризиса на стабильность и надежность российской банковской системы;
Введение……………………………………………………………………… 3-4
1. Стабильность банковской системы: сущность и механизмы воздействия……………………………………………………………………5-9
1.1 Сущность стабильности банковской системы…………..……………...5-9
1.2 Механизмы повышения стабильности и надежности банковской системы……………………………………………………………….….…10-15
1.3 Активизация механизмов воздействия на стабильность и надежность банковской системы ………………………………………………………16-18
2. Специфика проблем стабилизации и повышения надежности российского банковского сектора……………………………………………………….19-22
2.1 Проблема роли отечественной банковской системы в стимулировании инвестиций в экономику страны………………………………………….19-22
2.2 Влияние кризиса на стабильность и надежность российской банковской системы …………………………………………………….………………23-32
3. Направления повышения стабильности и надежности банковской системы России…………………………………………………………….……..…33-37
Заключение……………………………………………………….….……38-39
Список использованной литературы……………………………….……40-41
1.3 Активизация механизмов воздействия на стабильность и надежность банковской системы
Исходя из вышеизложенного,
можно выделить спектр мероприятий,
направленных на активизацию объективно
существующих механизмов воздействия
на стабильность и надежность банковской
системы. Указанный спектр мероприятий
должен предполагать работу в следующих
направлениях:
Совершенствование на уровне органов
государственной власти законодательной
и нормативной базы, регламентирующей
как деятельность коммерческих банков,
центрального банка и банковской системы
в целом, так и деятельность, связанную
с организацией работы финансовых рынков,
международного сотрудничества, налогообложением
и прочими вопросами, решение которых
оказывает воздействие на устойчивость
банковской системы. Так, необходима разработка
и принятие программы развития банковской
системы страны, ориентированной на поддержание
стабильности и надежности системы, и
обобщение основных законодательных инициатив
в данной области, учитывающих необходимость
развития и укрепления взаимосвязей в
системе и обеспечение структурной устойчивости,
предполагающей, в частности, поддержку
региональных банков. Наряду с этим необходимо:
Создание и утверждение региональных
программ развития банковских учреждений
с целью обеспечения стабильности и надежности
последних, в том числе благодаря активизации
кредитования региональных промышленных
предприятий;
Введение ряда мер, направленных на ограничение
размеров участия нерезидентов в уставном
капитале банков, действующих на территории
страны, как по прямым, так и по портфельным
инвестициям;
Развитие нормативной базы Банка России,
регулирующей процессы поддержания стабильности
и надежности банков, разработка новых
инструментов и мер в целях поддержания
стабильности и надежности банковской
системы в целом.
В частности, возможно:
Принятие рекомендаций, направленных
на создание внутрибанковских методик,
предполагающих анализ и прогнозирование
стабильности и надежностьи банков, либо
проведение подобного анализа в соответствии
с единой методикой центрального банка;
Введение дифференцированного подхода
в области банковского регулирования
с применением различных нормативов для
банков разных групп с целью стимулирования
развития сети региональных кредитных
организаций и усиления взаимосвязей
банков с реальным сектором экономики,
в первую очередь с предприятиями внутреннеориентированных
отраслей промышленности;
Активизация работы в области расширения
возможностей банков по поддержанию мгновенной
ликвидности;
Стимулирование развития региональных
рынков межбанковского кредитования;
Создание внутрибанковских
методик анализа стабильности и
надежности, совершенствование методик
управления финансовым состоянием банков
с целью обеспечения их устойчивости,
осуществление ситуационного
Исследование Центральным банком Российской
Федерации, ассоциациями банков, научными
центрами процессов самоорганизации банковской
системы для определения возможных направлений
воздействия на внутрисистемные взаимосвязи
с целью активизации процессов самоорганизации,
способствующих повышению стабильности
и надежности банковской системы;
Взаимодействие Центрального банка Российской
Федерации, коммерческих банков, их ассоциаций,
а также органов государственной власти
в области разработки единой государственной
стратегии развития банковской системы
страны на долгосрочную перспективу, а
также направлений единой государственной
денежной политики, ориентированных на
повышение стабильности и надежности
банковской системы страны.
2. Специфика
проблем стабилизации и
2.1 Проблема роли отечественной банковской
системы в стимулировании инвестиций
в экономику страны
В складывающейся ситуации, при весьма
низком уровне ресурсной базы подавляющего
большинства коммерческих банков России,
актуальной и чрезвычайно сложной представляется
проблема реальной роли отечественной
банковской системы в стимулировании
необходимых инвестиций в экономику страны.
С точки зрения международной практики,
банковская система - одна из самых «естественных»
инвесторов, поскольку ее функция - перераспределение
временно свободного капитала между участниками
рыночных отношений. Банковская деятельность
неминуемо приводит к накоплению капитала,
который банки должны снова запускать
в оборот, чтобы своевременно покрывать
свои затраты и получить необходимую для
дальнейшего развития прибыль.
Любой инвестор всегда предпочитает вкладывать
капитал надолго и с возможно большей
нормой прибыли. Банковский капитал, будучи
вовлеченным в инвестиционный процесс
и направленным на развитие производства,
проявляет себя как одно из важнейших
условий расширения деловой и промышленной
(производительной) активности. В настоящее
время в российской банковской практике
наблюдается, например, резкое разграничение
банковского кредитования на краткосрочное,
используемое для временного восполнения
капитальной базы заемщика, и долгосрочное,
отражающее процесс развития, модернизации
и накопления.
В силу неблагоприятной
макроэкономической ситуации, сопряженной
с достаточно высоким уровнем различных
рисков, сопровождающих любую производственную
деятельность, особенно - нуждающуюся
в дополнительных источниках денежных
средств, в настоящее время долгосрочное
кредитование осуществляют наиболее крупные
банки, сосредоточенные в столице и ряде
крупных городов России. Из 30 крупнейших
коммерческих банков страны не менее 25
находятся в Москве.
Важным вопросом стабильности для развития
банковской деятельности, связанной как
с развитием инвестиционной привлекательности,
так и с внедрением ипотечного кредитования
адаптированной к современным рыночным
потребностям, является сегодня инвестиционное
кредитование жилищного и коммерческого
строительства, гостиничное строительство,
строительство культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных комплексов,
коммерческих объектов здравоохранения
и других объектов социальной инфраструктуры.
К сожалению, кредитные организации крайне
неохотно направляют свободные финансовые
ресурсы в долгосрочное кредитование
экономики, отдавая по-прежнему предпочтение
краткосрочному кредитованию. И все же
за последние годы структура кредитного
портфеля российских банков претерпела
ряд положительных изменений.
Основные факторы, препятствующие активизации
банковского инвестирования производства:
чрезмерно высокий уровень риска вложений
в реальный сектор экономики вследствие
его реальной неустойчивости; значительные
пробелы в законодательстве, регулирующем
вопросы участия банков в инвестиционном
процессе; несформированность рынка эффективных
инвестиционных проектов; недостаточный
для полноценного инвестирования в значительные
народнохозяйственные проекты объем ресурсной
базы; реально краткосрочный характер
сложившейся ресурсной базы банков.
Традиционные риски кредитно-банковской
деятельности повышаются в российских
условиях вследствие ряда экономических
и правовых особенностей. Среди них можно
выделить:
Общее состояние российской экономики,
характеризующееся финансовой неустойчивостью
значительной части предприятий, нередким
использованием неденежных форм расчетов,
низкоквалифицированным менеджментом
и т. д.;
Несовершенство юридической защиты, предусмотренной
гражданским законодательством, интересов
банка как кредитора, присущее действующей
системе оформления залогов, прав банка
на имущество клиентов. В этих обстоятельствах
происходит значительная концентрация
кредитных рисков у достаточно ограниченного
числа заемщиков;
Явное несоответствие краткосрочных пассивов
российских банков потребностям в инвестициях,
вследствие чего инвестиционное кредитование
несет угрозу ликвидности банка.
Проблема также
в том, что крупные банки, являющиеся
основными аккумуляторами денежных ресурсов,
не в состоянии организовать полноценную
кредитно-инвестиционную деятельность
со значительным числом предприятий среднего
и малого бизнеса, осуществляющих инвестирование.
В свою очередь последним также сложно
найти партнеров среди средних и малых
банков. Как следствие, возникает задача
правомерного и адекватного использования
потенциала.
Практика работы российских банков, имеющих
длительные и эффективные отношения с
предприятиями реального сектора, подтверждает,
что для полноценного и долгосрочного
сотрудничества весьма важно уметь правильно
оценить эффективность инвестиционного
проекта, платежеспособность заемщика,
возможность оказывать услуги финансового
менеджмента и участвовать в составлении
бизнес-планов. Это способствует снижению
кредитных и инвестиционных рисков при
одновременном содействии организации
управления инвестиционными проектами.
Незаслуженно ограниченным остается использование
банками такого важного и оцененного практически
во всех цивилизованных странах кредитного
инструмента финансирования инвестиций,
как лизинг. Лизинг вполне может: стать
одним из важнейших инструментов мобилизации
инвестиционных ресурсов и активизации
инвестиционной деятельности; выступить
средством укрепления связей банковского
капитала с производством в условиях,
когда ограниченность ликвидных средств
у предприятий препятствует масштабному
развитию производства, а банки сталкиваются
с необходимостью диверсификации рисков
и сфер вложений для повышения своей надежности.
Для банков лизинговые операции - привлекательная
форма размещения активов. При этом банк
мог бы выступать как в роли непосредственного
лизингодателя, так и стороны, финансирующей
лизинговую сделку. В отечественной практике,
по существу, отсутствуют механизмы, стимулирующие
развитие производственных инвестиций
коммерческих банков. В России не используются
такие общепринятые по мировым меркам
инструменты, как льготный порядок налогообложения
и резервирования привлеченных средств,
особые условия рефинансирования коммерческих
банков под реальные инвестиционные проекты.
При явной несформированыости очевидных
экономических условий, позволяющих привлечь
к участию в инвестиционном процессе основную
массу коммерческих банков, лишь отдельные
банки осуществляют производственные
инвестиции, совокупные объемы которых
несопоставимы не только с потребностями
экономики, но и с наличным инвестиционным
потенциалом банковской системы страны.
Реструктуризированная
банковская система должна отвечать
требованиям высокой
2.2 Влияние
кризиса на стабильность и
надежность российской
Нарушение стабильности и надежности
всей банковской системы дезорганизует
(или даже полностью приостанавливает)
деятельность финансовых посредников,
а вследствие этого и остальных участников
рынка. Кризис негативно воздействует
на социально-экономическое развитие
страны, способен остановить и даже подорвать
основы экономического роста на достаточно
длительный период времени, поскольку
становится причиной последующей продолжительной
стагнации. Развивающиеся экономики, особенно
экономики переходного периода, вследствие
нерешенных фундаментальных макроэкономических
задач и ограниченные в ресурсах для решения
проблемы, не в состоянии быстро и эффективно
преодолевать кризис и его последствия.
Банковский кризис самым деструктивным
образом влияет на все сектора хозяйства.
Реальный сектор экономики в течение относительно
продолжительного периода времени - кризис
плюс восстановительный послекризисный
период - остается без банковского обслуживания,
поскольку утрачивают возможность предоставлять
услуги клиентам, не могут осуществлять
расчеты и платежи, не говоря о кредите.
Дезорганизованная работа банков вызывает
к жизни различные «заменители» и «суррогаты»
банковского продукта (например, бартерные
расчеты), которые отчасти решают проблему
в кризисный период, но «удаление» которых
из делового оборота в процессе нормализации
хозяйственных отношений является самостоятельной
и непростой задачей.
Банковская система также восстанавливает
работоспособность в течение достаточно
длительного периода времени после кризиса.
На определенное время она «выключается»
из воспроизводственных процессов. Это
происходит потому, что в результате кризиса
банковская система лишается определенного
количества кредитных организаций. Но
и для банков, которым удалось пережить
кризис, последствия не проходят бесследно
- они утрачивают часть активов. Даже после
восстановления работоспособности банковской
системы кредитные организации способны
обслуживать реальный сектор экономики
в сокращенных объемах по сравнению с
предкризисным уровнем. А это означает
снижение деловой активности экономических
агентов - клиентов банка, что сдерживает
возможности развития (восстановления)
банковской системы.
После кризиса в
значительной мере падает доверие именно
к банковской системе (а не к руководству
страны, вина которого, в ряде случаев,
значительно выше, чем самих банков)
со стороны клиентов, особенно населения,
что подрывает возможности
Исключительно важен следующий аспект,
характерный для стран с переходной экономикой,
переживающей период реформ. В развивающихся
экономиках в результате кризиса и возрастания
хозяйственных сложностей подрывается
социально-экономическая база для осуществления
реформ. Все реформы требуют дополнительных,
причем масштабных ресурсов. В период
кризиса и после кризисной депрессии об
этом говорить не приходится. Существенно
сужается социальная база, резко сокращается
число сторонников реформ, поскольку позитивные
результаты преобразований в очередной
раз откладываются на неопределенное
время, в то время как в период кризиса
население несет вполне реальные материальные
потери, а возможности государства по
поддержке населения и компенсации потерь
весьма ограничены.
Вопрос об изучении «основных постулатов
устойчивости» банков и их системы в целом
постоянно подвергается анализу под различными
углами зрения, начавшемуся практически
в 90-х гг. прошлого века, то есть почти одновременно
с началом формирования новой банковской
системы России. Наличие различных рейтинговых
систем оценки стабильности, выбор приоритетов
и т. д., вместе с тем, не позволяют выработать
однозначного подхода к данной проблеме.
Стабильность банковской системы, будучи
комплексной характеристикой, находится
в тесном соотношении с устойчивостью
и стабильным развитием экономики в целом.
Устойчивым развитием экономики можно
считать стабильные и достаточно высокие
темпы экономического роста, промышленного
производства, инвестиционного процесса
(обеспечивающего рост и его поддержку
в перспективе). Стабильная, растущая экономика
предоставляет банкам благоприятные условия
для собственного развития. В этом случае
вопрос состоит в том, насколько адекватно
банки реализуют возможности для собственного
стабильного развития. С макроэкономической
точки зрения, устойчивость характеризует
прогресс в развитии системы в целом.
Информация о работе Проблемы стабилизации и повышения надежности банковской системы России