Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:46, контрольная работа
Прежде всего, с их помощью достигается экономия издержек выбора ассортимента и количества покупаемых благ, времени и места совершения сделки, а также контрагентов по сделке. В бартерной экономике эти издержки были ба настолько велики, что заблокировали бы существование практически любых актов обмена, разделение труда оказалось бы минимальным и многие виды деятельности просто не возникли.
Не менее важное значение для эффективности управления имеют бюджетные нормы и нормативы, позволяющие объективно определить бюджетные потребности регионов и учреждений. В этой связи исключительно актуальным является принятие Бюджетного кодекса РФ, регламентирующего механизмы реализации социальных гарантий населению на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, представляющих собой минимально допустимую стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении в расчёте на душу населения. Другим доминирующим показателем для формирования расходов бюджета признан норматив финансовых затрат в расчёте на одну социальную услугу. Стандартное качество по стандартной цене может быть предоставлено населению при законодательно утверждённых государственных минимальных социальных стандартах (ГМСС). Предполагается, что круг ГМСС будет включать в себя наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели: денежные доходы населения; наиболее массовые виды пособий и выплат населению; номенклатуру бесплатных и общедоступных услуг в области образования, здравоохранения, культуры социального обслуживания; нормы и нормативы обеспеченности ими населения; нормы и нормативы материального,
- 12 -
кадрового, технического и финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы.
Управление финансами социальной сферы осуществляется и на уровне органов управления, и на уровне учреждения. Основной задачей органа управления является обеспечение функционирования социальной сферы в соответствии с целью, определённой законами РФ, федеральными и региональными программами развития. Нормальное функционирование социальных услуг не может быть обеспечено без формирования их рынка, без проектирования новых видов учреждений, организации независимого контроля. К числу новых функций следует отнести маркетинг – исследование рынка спроса и предложения социальных услуг, организацию пропаганды лучшего опыта работы и возможность оказания платных услуг населению.
Анализ современного состояния социальных систем показывает, что они находятся в зоне административного (управленческого) воздействия, ведущего не только к разнообразию, но и к упорядочению их деятельности. Подтверждением этого является тенденция к правовой регламентации и разделению финансовых полномочий на уровне: орган управления – учреждение. Приоритетной является процедура делегирования обязанностей, прав и ответственности. Этот процесс рассматривается как экономический метод управленческих действий органа управления. Делегирование обязанностей тесно связано с распорядительством финансовыми ресурсами, которое происходит в процессе управления. При этом для выполнения распоряжений необходимо создать определённые условия путём расширения прав руководителей учреждений по использованию выделяемых средств.
Экономические отношения в социальной сфере регламентируются как государственными документами, так и отраслевыми инструктивно-методическими материалами. Документы по финансово-экономическим вопросам постоянно меняются: интенсивно меняется налоговое законодательство; совершенствуется система оплаты труда; развивается процесс становления финансовой самостоятельности учреждений; ужесточаются правила контроля за целевым использованием средств. Всё это затрудняет решение стратегических и повседневных задач, отрицательно сказывается на финансовых взаимоотношениях учреждения с учредителем и другими экономическими партнёрами. Основными документами, регулирующими ответственность и права учредителя и учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и Устав учреждения. В них устанавливается перечень расходов учреждения, и указываются условия, при которых эти расходы могут производиться.
Таким образом, задачи управления финансами социальной сферы реализуются в первую очередь через бюджетную политику государства. Главной проблемой бюджетной политики и государственного регулирования становится рационализация структуры бюджета и правовая регламентация самого процесса его составления и исполнения. К числу приоритетных
- 13 -
отнесены вопросы: полной прозрачности и подконтрольности расходов бюджета; уменьшения числа бюджетополучателей; сокращения экономически и социально неэффективных дотаций; усиления ответственности за исполнение бюджета перед получателями средств; достоверности отчётных данных; урегулированности отношений между бюджетом и негосударственными фирмами. Особое значение имеет перевод на полное или частичное самофинансирование социальной сферы.
- 14 -
4. Рынок ссудных капиталов.
Ссудный капитал – это совокупность денежных средств, предоставляемая во временное пользование и за плату. Специфика ссудного капитала характеризует взаимоотношения между кредитором и заёмщиком. Его основные черты: это собственность, владелец которой продаёт право на её временное использование (а не сам капитал); это своеобразный товар, потребительная стоимость которого определяется способностью обеспечивать прибыль заёмщику; при этом часть прибыли используется в качестве оплаты кредитору; в момент передачи обычно находится в денежной форме.
Источники образования ссудного капитала:
- свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, находящиеся на депозитах в кредитных учреждениях. Они приносят своим владельцам фиксированный доход;
- средства, временно высвобождающиеся
в процессе кругооборота
- формирования амортизационного фонда;
- наличия нераспределённого остатка прибыли.
Все эти средства аккумулируются на расчётных счетах предприятий в обслуживающих их кредитных учреждениях. Этими средствами банки могут пользоваться бесплатно, без получения согласия владельцев денежных средств.
За право пользования кредитными ресурсами взимается плата, выражаемая в виде ссудного процента. Экономическая сущность ссудного процента состоит в том, что заёмщик, пользуясь дополнительными средствами, получает дополнительную прибыль, которая должна быть распределена между заёмщиком и кредитором.
Кроме того, кредитование носит срочный характер, т.е. необходимо возвращать кредит не в любое время, а в точно указанный срок, зафиксированный в кредитном договоре. При нарушении срочности кредитор применяет экономические санкции, т.е. может быть увеличен процент за пользование кредитом, предъявление требований к заёмщику может быть осуществлено в судебном порядке. Частичным исключением из этого правила являются онкольные ссуды. В кредитном договоре в этом случае срок погашения не указывается. По онкольным ссудам устанавливается время, которое имеет в распоряжении заёмщик с момента получения уведомления банка о необходимости возврата кредита.
Ссудный капитал – это товар. Существует рынок, где он обращается. Этот рынок называется рынком ссудных капиталов, где объектом сделки является
- 15 -
денежный капитал, предоставляемый в кредит, и формируется спрос и предложение на этот капитал.
Особенность рынка ссудных капиталов заключается в том, что это однородный рынок, так как товар имеет только денежную форму. Различаются условия сделок, они дифференцируются по суммам и срокам предоставления кредита. Движение ссудного капитала может осуществляться двумя путями: когда денежные потоки идут через банковскую систему; когда денежные потоки идут между предприятиями и другими юридическими лицами.
Участники рынка ссудных капиталов являются: первичные инвесторы – владельцы свободных финансовых ресурсов; специализированные посредники – финансово-кредитные организации, которые осуществляют аккумуляцию денежных средств и превращение их в ссудный капитал; заёмщики (юридические и физические лица, государство), которые испытывают недостаток в финансовых ресурсах и готовы заплатить посреднику за право пользоваться этим товаром.
Рынок ссудных капиталов состоит из следующих частей: денежный рынок – совокупность всех краткосрочных кредитных операций, обслуживающих движение оборотного капитала; рынок капиталов – совокупность среднесрочных и долгосрочных операций, обслуживающих движение основных средств; фондовый рынок – совокупность кредитных операций, обслуживающих движение ценных бумаг; ипотечный рынок – совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок недвижимости.
- 16 –
Литература.
- 17 -