Пути снижения кредитных рисков и методы снижения процентного риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:58, контрольная работа

Краткое описание

На наш взгляд очевидно одно, стратегия управления рисками в коммерческом банке должна основываться на интегрированной структуре, состоящей из обязанностей и функций, которые спускаются от уровня Правления вниз, на операционные уровни, охватывая все аспекты риска, в особенности рыночный, кредитный и риск ликвидности, операционный, юридический риски, риски, связанные с репутацией банка и с персоналом. Эта структура включает в себя само Правление в качестве конечного ответственного органа, комитеты, отдел управления рисками, а также различные отделы поддержки и контроля. Все они имеют четко определенные обязанности и порядок отчетности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 29.51 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Пути снижения кредитных рисков.

 

На наш взгляд очевидно одно, стратегия управления рисками  в коммерческом банке должна основываться на интегрированной структуре, состоящей из обязанностей и функций, которые спускаются от уровня Правления вниз, на операционные уровни, охватывая все аспекты риска, в особенности рыночный, кредитный и риск ликвидности, операционный, юридический риски, риски, связанные с репутацией банка и с персоналом. Эта структура включает в себя само Правление в качестве конечного ответственного органа, комитеты, отдел управления рисками, а также различные отделы поддержки и контроля. Все они имеют четко определенные обязанности и порядок отчетности.

Ответственность за повседневное отслеживание риска, оценка и определение  уровня риска возлагаются на специальное  структурное подразделение банка. Его основной задачей является внедрение  принципов управления рисками, особенно кредитного и риска ликвидности, выработка методики оценки рисков. Аналитический отдел банка призван обеспечить такое положения дел, при котором все эти риски оставались бы в рамках утвержденных лимитов, правильно бы понимались и оценивались перед проведением операций, отслеживались на постоянной основе и по ним представлялась бы отчетность руководству. В организации своей работы по управлению и контролю над банковскими рисками, аналитический отдел должен опираться на общепризнанные фундаментальные факторы, важные для создания и поддержания универсальной, эффективной системы управления риском и контроля.

Первая. Управление рисками ведется сверху вниз и исходит от людей, которые обладают полной ответственностью за ведение дел. Конечная ответственность за управление риском - на руководстве банка.

Вторая. Правление и исполнительное руководство признает существование широкого ряда типов риска и обеспечивает такое положение, при котором структура контроля, адекватно охватывала бы их все, включая и те, которые нелегко поддаются измерению, - операционный, юридический риски, риски, связанные с эксплуатацией фирмы или с ее персоналом.

Третья. Отделы обеспечения и контроля - внутренний аудит, юридический отдел, отдел информационных технологий - должны войти составной частью в общую структуру управления рисками.

Четвертая. Цели и принципы управления рисками должны быть основной, ведущей силой общей стратегии деятельности банка, их необходимо внедрять через вспомогательные операционные процедуры и методы контроля.

Информация по рыночным, кредитным рискам и риску ликвидности, поступает в аналитический отдел из каждой отдельно взятой организационной единицы и агрегируется по типу риска. Общая картина масштабов и концентрации риска, которому подвержен банк в конкретный момент времени предоставляется руководству.

После того как кредит выдан, работа по клиенту не прекращается. С одной  стороны, Информационным центром анализируется информация о клиенте, которую можно почерпнуть из уже упомянутых информационных источников, а с другой, кредитный работник, отвечающий за возврат выданной ссуды, всегда имеет возможность задать Центру любой конкретный вопрос, который может у него возникнуть в процессе сопровождения кредита, используя специально разработанный бланк запроса. Таким образом, слежение за клиентом осуществляется с двух сторон.

Крупнейшие российские банки не в последнюю очередь обязаны  своими успехами тому, что ими вовремя  были приняты меры по созданию информационных подразделений, непосредственно обслуживающих все этапы кредитной работы. Стремление банков страны соответствовать мировым стандартам неизбежно заставит их и далее совершенствовать деятельность собственных информационных структур, еще активнее использовать передовые информационные технологии и теснее взаимодействовать с частными специализированными информационными агентствами и государственными органами России.

Стратегия управления рисками в коммерческом банке должна основываться на интегрированной  структуре, состоящей из обязанностей и функций, которые спускаются от уровня Правления вниз, на операционные уровни, охватывая все аспекты  риска, в особенности рыночный, кредитный  и риск ликвидности, операционный, юридический  риски, риски, связанные с репутацией банка и с персоналом. Эта структура  включает в себя само Правление в  качестве конечного ответственного органа, комитеты, отдел управления рисками, а также различные отделы поддержки и контроля. Все они  имеют четко определенные обязанности  и порядок отчетности.

Ответственность за повседневное отслеживание риска, оценка и определение уровня риска возлагаются  на специальное структурное подразделение  банка. Его основной задачей является внедрение принципов управления рисками, особенно кредитного и риска  ликвидности, выработка методики оценки рисков. Аналитический отдел банка  призван обеспечить такое положения  дел, при котором все эти риски  оставались бы в рамках утвержденных лимитов, правильно бы понимались и  оценивались перед проведением  операций, отслеживались на постоянной основе и по ним представлялась бы отчетность руководству. В организации  своей работы по управлению и контролю над банковскими рисками, аналитический  отдел должен опираться на общепризнанные фундаментальные факторы, важные для  создания и поддержания универсальной, эффективной системы управления риском и контроля.

Первая. Управление рисками ведется сверху вниз и исходит от людей, которые обладают полной ответственностью за ведение дел. Конечная ответственность за управление риском - на руководстве банка.

Вторая. Правление и исполнительное руководство признает существование широкого ряда типов риска и обеспечивает такое положение, при котором структура контроля, адекватно охватывала бы их все, включая и те, которые нелегко поддаются измерению, - операционный, юридический риски, риски, связанные с эксплуатацией фирмы или с ее персоналом.

Третья. Отделы обеспечения и контроля - внутренний аудит, юридический отдел, отдел информационных технологий - должны войти составной частью в общую структуру управления рисками.

Четвертая. Цели и принципы управления рисками должны быть основной, ведущей силой общей стратегии деятельности банка, их необходимо внедрять через вспомогательные операционные процедуры и методы контроля.

Информация  по рыночным, кредитным рискам и  риску ликвидности, поступает в  аналитический отдел из каждой отдельно взятой организационной единицы  и агрегируется по типу риска. Общая  картина масштабов и концентрации риска, которому подвержен банк в  конкретный момент времени предоставляется  руководству.

После того как кредит выдан, работа по клиенту  не прекращается. С одной стороны, Информационным центром анализируется  информация о клиенте, которую можно  почерпнуть из уже упомянутых информационных источников, а с другой, кредитный  работник, отвечающий за возврат выданной ссуды, всегда имеет возможность  задать Центру любой конкретный вопрос, который может у него возникнуть в процессе сопровождения кредита, используя специально разработанный  бланк запроса. Таким образом, слежение за клиентом осуществляется с двух сторон.

Крупнейшие  российские банки не в последнюю  очередь обязаны своими успехами тому, что ими вовремя были приняты  меры по созданию информационных подразделений, непосредственно обслуживающих  все этапы кредитной работы. Стремление банков страны соответствовать мировым  стандартам неизбежно заставит их и  далее совершенствовать деятельность собственных информационных структур, еще активнее использовать передовые информационные технологии и теснее взаимодействовать с частными специализированными информационными агентствами и государственными органами России.

Итак, кредитный  риск - это вероятность несоблюдения заемщиком первоначальных условий  кредитного договора. Он зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. Возможности  управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные  потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере  внутренней политики банка, являющейся, по сути, философией банка по отношению  к той или иной анализируемой  переменной.

Кредитная политика заключается в необходимости достижения цели роста активов и повышения их качества. При этом предпочтение отдается второму направлению кредитной политики.

Стратегия банка - это способ использования определенных инструментов и методов для реализации политики банка. Кредитная стратегия может заключаться в проведении анализа по следующим основным направлениям:

Оценка  и контроль за состоянием кредитного портфеля;

Учет  степени риска;

Диверсификация  операций банка: по секторам экономики, видам операций и услуг с тем, чтобы снизить общий кредитный  риск банка;

Создание  резервов на покрытие потерь по кредитам;

Тщательный  контроль и надзор за проблемными  ссудами.

Закон возлагает  общую ответственность за кредитные  операции на совет директоров банка. Совет директоров делегирует функции  по практическому предоставлению ссуд на более низкие уровни управления и формулирует общие принципы и ограничения кредитной политики. В крупных банках разрабатывается письменный меморандум о кредитной политике, которым руководствуются все работники данного банка. Содержание и структура меморандума различна для разных банков, но основные моменты, как правило, присутствуют в документах такого рода. Прежде всего, формулируется общая цель политики, например предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка.

Кроме этого  в меморандуме дается расшифровка  каким образом банк собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:

- приемлемые  для банка виды ссуд

- ссуды,  от которых банк рекомендует  воздерживаться

- предпочтительный  круг заемщиков

- нежелательные  для банка заемщики по различным  категориям

- география  работы банка по кредитованию

- политика  в области выдачи кредитов  работникам банка

- ограничение  размеров ссуд по различным  категориям заемщиков

- политику  банка в области управления  кредитным риском, ревизий и контроля.

Кредитный процесс состоит из двух этапов. На первом этапе осуществляется тщательный анализ кредитных заявок. После предоставления кредита начинается второй этап кредитного процесса - мониторинг кредитного портфеля, смысл которого заключается в  контроле за текущей деятельностью  заемщика и выявлении на ранней стадии problem loans, т. е. кредитов, которым грозит несвоевременное погашение. Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.

Банк  требует, чтобы к заявке были приложены  документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.

1. Финансовый  отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

2. Отчет  о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

3. Внутренние  финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

4. Внутренние  управленческие отчеты. Составление  баланса требует много времени.  Банку могут потребоваться данные  оперативного учета, которые содержатся  в записках и отчетах, подготовленных  для руководства компании. Эти  документы касаются операций  и инвестиций, изменения дебиторской  и кредиторской задолженности,  продаж, величины запасов и т.  д.

5. Прогноз  финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

6. Налоговые  декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:

Информация о работе Пути снижения кредитных рисков и методы снижения процентного риска