Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить особенности и перспективы развития денежной системы Республики Беларусь.
Введение ...………………………………………………………………………….4
1 Понятие денежной системы и ее элементы…………………………………….6
2 Оценка денежной системы в Республике Беларусь …………………………..11
3 Перспективы развития денежной системы Республике Беларусь................22
Заключение …………........................................................................................24
Список использованных источников ...............................................................25
Выделяются следующие виды денежных знаков:
Масштаб цен – средство выражения стоимости в денежных единицах, базирующиеся на фиксированном государством весовом количестве денежного металла в денежной единице. Масштаб цен складывается фактически под влиянием спроса и предложения, служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.
Валютный курс – соотношение между денежными единицами разных стран, определяемом в основном их покупательной способностью. Он характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в единицах других стран. [1, c 98]
Государство
устанавливает порядок наличной
и безналичной эмиссии и
Несмотря на резкое увеличение объёмов платежей наличными деньгами и ещё более высокий рост остатков наличных денег, главным компонентом денежной массы продолжают оставаться остатки денежных средств в сфере безналичного денежного оборота. Государство регламентирует безналичный денежный оборот путём установления порядка функционирования денег, зачисленных на счёт. В частности, определяются сферы, в которых платежи должны выполняться не наличными деньгами, а путём переводов денег со счёта в банке плательщика на счёт получателя. Вырабатываются способы платежа, формы расчётов, порядок платежей и т.п.
Национальные валюты, как правило, ориентированы для обслуживания оборота внутри страны. Поэтому вывоз и ввоз национальной валюты также регулируется установленными правилами. Могут устанавливаться предельные суммы вывоза, определяемые либо абсолютной суммой, либо зависимыми нормативами. Разрешаются также полное или частичное расходование валюты за пределами страны или обязательный её обратный ввоз.
Центральные банки наделяются монопольным правом эмиссии банкнот, осуществляют руководство всей кредитной системы страны, регулируют денежное обращение, хранят временно свободные средства и обязательные резервы коммерческих банков, ведут финансовые обязательства правительства, являясь главным проводником денежно-кредитной политики государства.
Современная денежная система зарубежных стран характеризуется следующими чертами:
1. отменой золотого содержания денежных единиц и демонетизацией золота;
2. переходом к не разменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающихся по своей природе от бумажных денег;
3. выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства,
государства,
а также под прирост
4. развитием в денежном обращении безналичного оборота;
5. усилением государственного регулирования денежного обращения [6, c.85].
В зависимости от сложившихся в стране экономических отношений денежные системы могут быть рыночного и нерыночного типа.
Денежную систему рыночного типа характеризует свободное функционирование денег. Сохранятся денежно-кредитное регулирование на уровне банковской системы. Регулирование осуществляется с помощью экономических методов. Нерыночная денежная система характеризуется различными ограничениями в использовании денег, наличием административных методов регулирования денежного обращения.
От степени включения национальной экономики в мировую выделяются денежные системы открытого и закрытого типа. Денежные системы были саморегулирующимися при обращении золотых или серебряных монет. С переходом к обращению бумажных и металлических денежных знаков, не имеющих собственной стоимости, потребовалось регулирование денежного обращения.
2 Оценка денежной системы в Республике Беларусь
Республика Беларусь – молодое суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей ранее а состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В обращение денежные знаки могли выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.
После распада СССР и образования самостоятельных государств, юридического разделения его денежной системы не последовало, что еще больше осложнило последствия нарушений сложившихся экономических связей. В этих условиях одни республики стали создавать национальные денежные системы, а другие, в числе которых Республика Беларусь, последовательно выступали за сохранение и укрепление единой валюты – рубля (рисунок 2).
В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем – и Центрального банка России. Без изменений проводились и безналичные расчеты. Однако такое продолжаться долго не могло, поскольку стали нарушаться традиционные связи по взаимным поставкам.
Возникли
неурегулированные расчеты, и
в безналичном обороте
Рисунок 2 - Денежные знаки 90-х годов в Республике Беларусь
В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в обращение с июня 1992 г. расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. Хотя расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице – рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.
Первым
толчком к раздвоению наличного
рубля на «белорусский » и «российский»
послужило решение
Российские наличные рубли к середине 1993г. перестали давить на внутренний потребительский рынок и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.
Решение Центрального банка России об изъятии из обращения в конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь.
Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое количество, а их дальнейшее получение от Центрального банка России на действовавших прежде условиях стало невозможным.
Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий Беларуси и переданы Центральному банку России, который в последующем возместил их номинальную стоимость Национальному банку Республики Беларусь.
В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь.
В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.
Таким образом, со второй половины 1993 г. налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национально банка Республики Беларусь. С одной стороны, это упростило работу с наличными деньгами, а с другой – еще больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально – экономическим отношениям в республике [5, c.109].
Двойственность валют в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации.
Было
выработано и в сентябре 1993 года
подписано соответственное
На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.
В мае 1994 г. Национального банка Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществлять в белорусских рублях.
Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз, упростился денежный учет и работа с наличными деньгами.
Поскольку объединение денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации не произошло, то Верховный Совет Республики Беларусь постановлением от 19. 10. 1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в наличном обращении – расчетный билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.
Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства.
Достоинство
(номинал), меры веса, изображение и
другие характеристики национальной денежной
единицы также определяется Национальным
банком Республики Беларусь. На Национальный
банк возложено обеспечение
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.136) и Банковским кодексом (ст. 7), Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчётов и д.р.
Практически вся деятельность Национального банка направлена на реализацию целей монетарного регулирования (рисунок 3).
Рисунок 3 – Монетарные инструменты
Национального банка и
Примечание:
источник [ 13 ]
Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчётное обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной деятельности Национального банка ранее была связана с предоставлением ресурсов правительству для покрытия дефицита республиканского бюджета и временных недостатков бюджетных средств, так называемых кассовых разрывов. Для реализации целей монетарного регулирования, прежде всего для контроля за динамикой денежной массы, Национальный банк активно использует разнообразные инструменты привлечения ресурсов банков и т.д.
Важное значение в структуре денежного оборота имеет соотношение сумм денежных знаков различного достоинства в общей массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается доля купюр более высокого достоинства.
Порядок установления валютного курса (котировка валют) — определение соотношения между денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран.
Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках.
Информация о работе Развитие денежной системы Республики Беларусь