Развитие денежно-кредитной системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная система является важнейшей составной частью современной экономики, она оказывает значительное влияние на хозяйственную конъюнктуру, состояние денежного обращения и финансов государства, на сферу накопления и потребления, торговый и платежный баланс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..4
1.1. Понятие денежно –кредитной системы в РФ……………………...4
1.2. История развития кредитной системы в РФ………………………6
1.3. Особенности эволюции денежной системы и проведения денежных реформ в России …………………………………………………….14
1.4. Роль Центрального Банка Российской Федерации в формировании и развитии денежно –кредитной системы РФ………………..20
2. ДЕНЕЖНО –КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………………24
2.1. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики на современном этапе ………………………………………………24
2.2. Рефинансирование (кредитование) кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России…………………….28
2.3. Депозитные операции Банка России как инструмент денежно-кредитной политики Банка России……………………………………………..30
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА 2007 ГОД………………….32
Заключение………………………………………………………………..39
Литература ………………………………………………………………..41
Приложения……………………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Развитие ДКС.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в системе  страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

 

2. Денежно –кредитная  система РФ на современном  этапе

2.1. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики на современном этапе

 

“Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной  политики на 2006 год” в соответствии с официальным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год предусматривалось, что темпы прироста потребительских цен не должны выйти за пределы 8,5%.

Поставленной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке  соответствовала базовая инфляция на уровне 7,5%. В зависимости от вариантов  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год темпы прироста ВВП за год предусматривались в интервале 4,0—6,1%. При таком сочетании основных макроэкономических параметров в условиях режима управляемого плавающего валютного курса увеличение спроса на рублевую денежную массу (агрегат М2) оценивалось в диапазоне 19—28%.

Высокий экономический рост и укрепление рубля обусловили более высокий  спрос на деньги, чем это предполагалось при формулировании денежно-кредитной  политики на 2006 год.

Важным фактором роста спроса на национальную валюту стало укрепление рубля на внутреннем валютном рынке. Существенно замедлился рост депозитов в иностранной валюте — прирост их объема за 2006 год составил (в долларовом эквиваленте) 5,2%, а в 2005 году — 21,8%. При этом депозиты населения в иностранной валюте за 2006 год сократились в абсолютном выражении.

Увеличение рублевой денежной массы  в 2006 году, как и в 2005 году сопровождалось продолжением позитивной тенденции  к повышению удельного веса срочных  депозитов в ее структуре (37,3% на 1.10.2006 против 36,3% на 1.10.2005). Существенным было снижение доли наличных денег (на 1.10.2006 она составила 30,9% против 32,9% на аналогичную дату прошлого года).

Сокращение доли наличных денег, рост удельного веса срочных депозитов в рублях и снижение доли депозитов в иностранной валюте способствовали ослаблению инфляционных последствий монетарного роста и более интенсивному по сравнению с январем—сентябрем 2005 года снижению скорости обращения денег. За январь—сентябрь 2006 года скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2, снизилась в среднегодовом выражении на 8,0% (за январь—сентябрь 2005 года — на 4,1%).

С учетом складывающихся экономических  тенденций Банк России уточнял параметры  денежной программы на 2006 год.

Более значительные, чем ожидалось, темпы экономического роста и  замедления скорости обращения денег, связанного прежде всего с усилением  дедолларизации экономики, дают основание  повысить оценку годового прироста спроса на деньги до 36—39%. В связи с этим оценка величины денежной базы в узком определении в денежной программе повышена с 2791 до 3095 млрд. рублей.

Фактически в 2006 году темпы прироста денежного  агрегата М2 сохранялись на достаточно высоком уровне и составили 28,3%, аналогичный  показатель за 2005 год составил 21,3%.

Основным источником роста денежной массы в 2006 году было увеличение чистых иностранных активов  органов денежно-кредитного регулирования  и требований банковского сектора  к нефинансовым организациям и населению.

В 2006 году усилилось влияние банковских кредитов реальному сектору российской экономики на рост денежной массы. Наиболее быстрыми темпами увеличивались кредиты населению. На 1.09.2006 по отношению к той же дате предыдущего года их объем увеличился на 86,8%. При этом их доля в общем объеме кредитов нефинансовым организациям и населению увеличилась к началу сентября до 24,5% (на 1.09.2005 — 19,2%). Темпы прироста кредитов нефинансовым организациям были ниже и на 1.09.2006 составили 36,6% по отношению к соответствующей дате предыдущего года. В то же время на фоне заметной разницы в уровнях процентных ставок в России и на международных финансовых рынках в текущем году сохранялась тенденция к росту займов, привлекаемых российскими организациями за рубежом.

Важную роль в формировании предложения денег играет бюджетная политика. Через механизм Стабилизационного фонда так же, как и в прошлом году, была абсорбирована существенная часть избыточной ликвидности.

Оценка показателей денежной программы  на 2006 год (млрд. рублей)*

 

1.01.2006

1.10.2006

1.01.2007

Прирост за 2006 год

 

Факт

Факт

   

Денежная база (узкое определение)

2299

2706

3095

796

— наличные деньги в обращении (вне Банка России)

2195

2565

2948

753

— обязательные резервы

103

140

146

43

Чистые международные  резервы

5245

7361

7964

2719

— в млрд. долларов США

182

256

277

94

Чистые внутренние активы

—2946

—4655

—4869

—1923

Чистый кредит расширенному правительству

—2221

—3485

—3823

—1602

— чистый кредит федеральному правительству

—2000

—3008

—3573

—1573

— остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России

—221

—477

—250

—29

Чистый кредит банкам

—552

—712

—609

—57

— валовой кредит банкам

5

1

5

0

— корреспондентские  счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

—557

—713

—614

—57

Прочие чистые неклассифицированные активы

—174

—458

—437

—264


* Показатели, рассчитываемые по  фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2006 года.

 

В условиях формирования высокого уровня свободной ликвидности в банковском секторе Банком России были приняты  меры, направленные на ограничение  роста денежного предложения  за счет активизации применения стерилизационных инструментов.

В этих целях Банк России принимал решения о повышении процентных ставок по инструментам постоянного  действия — депозитным операциям, проводимым на стандартных условиях. Инструменты  денежно – кредитной политики РФ в 2006 году представлены в Приложении 1.

В отдельные периоды 2006 года у ряда кредитных организаций возникала  дополнительная потребность в ликвидности, что в основном было связано с  необходимостью уплаты налогов в  бюджетную систему их клиентами. В этих случаях Банк России использовал инструменты предоставления денежных средств кредитным организациям в целях поддержания общего уровня ликвидности банковского сектора и сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов.

Наиболее востребованным рыночным инструментом для указанных целей были аукционы однодневного прямого РЕПО. Совокупный объем средств, предоставленных кредитным организациям в январе—сентябре 2006 года посредством операций прямого РЕПО, составил 475,0 млрд. рублей при средневзвешенной ставке 6,1% (в январе—сентябре 2005 года — 304,2 млрд. рублей).

В качестве других источников пополнения ликвидности банковского сектора  использовались кредиты “овернайт” и ломбардные кредиты Банка России, совокупный объем которых за девять месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 41% и составил 34,0 млрд. рублей.

В 2006 году была продолжена работа по расширению перечня ценных бумаг, принимаемых  в обеспечение по кредитам Банка  России (Ломбардного списка Банка России). По состоянию на начало октября 2006 года в структуре портфеля ценных бумаг, заблокированных кредитными организациями в целях обеспечения кредитов Банка России, 89,2% составляли облигации федерального займа, остальная часть разделилась между облигациями Банка России, облигациями субъектов Российской Федерации, облигациями кредитных организаций, облигациями прочих юридических лиц и ипотечными ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России.

В условиях замедления темпов инфляции Совет директоров Банка России дважды принимал решения о снижении ставки рефинансирования Банка России: с 26.06.2006 — с 12,0 до 11,5% годовых, с 23.10.2006 — до 11,0% годовых. Процентные ставки по кредитам “овернайт” и сделкам “валютный своп” также снижены до 11,0% годовых.

 

 

2.2. Рефинансирование (кредитование) кредитных  организаций как инструмент денежно-кредитной  политики Банка России

 

В соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 Федерального закона "О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования.

Также Банк России осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями  договоров в соответствии с главами 23, 28, 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Банком России разработаны и  в настоящее время действуют  механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита.

Один из них – кредитование под  залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России.

Другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций.

В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (Банком России определен  конкретный перечень ценных бумаг – Ломбардный список Банка России), учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями (НП "Национальный депозитарный центр" и Дилерами на рынке ГКО - ОФЗ), оценка стоимости обеспечения производится на основании информации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг (уполномоченными Биржами являются ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа" и ЗАО "Фондовая биржа ММВБ"). Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа.

Во втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также  процесс оценки качества и стоимости  обеспечения более длителен и  колеблется от 8 до 20 дней, которые необходимы для проверки Банком России подлинности  передаваемого в залог векселя, наличия прав собственности на вексель либо наличия прав требования по кредитному договору, а также в некоторых случаях вызваны необходимостью оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются банком в залог по кредиту Банка России.

Советом Директоров ЗАО ММВБ 12 марта 2006 года утверждены (согласованы с  Банком России 29 мая 2006 года) новые Правила  заключения Банком России сделок с  кредитными организациями с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ при проведении Банком России депозитных и кредитных операций, которыми, в частности предусмотрено предоставление ломбардных кредитов (по фиксированной процентной ставке и на аукционной основе) под залог ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России с использованием Системы электронных торгов ММВБ.

Новые Правила введены в действие со 2 октября 2006 года и будут применяться  после проведения всех необходимых  подготовительных мероприятий как  со стороны Банка России и кредитных  организаций, так и со стороны ЗАО ММВБ (Материалы совещания по вопросам депозитных и кредитных операций, осуществляемых через Систему электронных торгов ММВБ).

 

 

2.3. Депозитные операции Банка  России как инструмент денежно-кредитной  политики Банка России

 

В соответствии со статьями 4 и 46 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы.

Депозитные операции проводятся в  соответствии с Положением Банка России от 5 ноября 2002 года № 203-П "О порядке проведения Центральным Банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации" (с учетом изменений).

В настоящее время Банк России проводит следующие виды депозитных операций с кредитными организациями-резидентами Российской Федерации в валюте Российской Федерации: по фиксированным процентным ставкам и по процентным ставкам, определенным на аукционной основе /депозитные аукционы/.

Депозитные операции по фиксированным  процентным ставкам проводятся ежедневно  на стандартных условиях (определены пунктом 4.3 Положения Банка России от 5.11.02 № 203-П "О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации  депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации" с изменениями).

Депозитные аукционы проводятся еженедельно  по четвергам на условиях, установленным  Банком России (в соответствии с  квартальным графиком проведения депозитных аукционов).

Депозитные аукционы проводятся по "американскому" способу, при этом кредитная организация может подавать на аукцион как конкурентные, так и неконкурентные заявки (возможно также проведение депозитных аукционов по "голландскому" способу). Максимальная доля неконкурентных заявок для одной кредитной организации в настоящее время установлена Банком России в размере 50%.

Информация о работе Развитие денежно-кредитной системы в РФ