Роль и значение кредитной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема курсовой работы является актуальной, т.к. в Казахстане развита система рыночных отношений. Это преобразование связано с применением комплексных мер по обеспечению адекватной деятельности банков в рыночных отношениях, т.е. осуществление новой денежно-кредитной политики. В административно-командной экономике банковская система реализовывалась, главным образом, через директивы и распоряжения. В условиях цивилизованного рынка определяющим фактором развития является свободное, в рамках закона, взаимодействие субъектов экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая дкб.docx

— 57.19 Кб (Скачать файл)

2) в случаях, установленных  законами Республики Казахстан, выдает заключение банкам для  получения лицензии на проведение  банковских и иных операций  в уполномоченном государственном  органе по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций (далее - уполномоченный  орган), а также определяет порядок  выдачи такого заключения;

3) в целях обеспечения  экономической безопасности Республики  Казахстан, стабильности ее финансовой  системы и защиты интересов  населения как потребителей финансовых услуг вправе устанавливать пределы отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, и осуществлять контроль за их выполнением;

4) осуществляет воздействие на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке;

4.1) устанавливает порядок ведения кассовых операций с физическими и юридическими лицами в Национальном Банке Казахстана;

4.2) устанавливает официальный курс национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам согласно перечню, определяемому Правлением Национального Банка Казахстана;

4.3) организует международные расчеты, совершенствует валютно-финансовые и кредитно-расчетные отношения с зарубежными странами;

5) определяет порядок, систему и форму осуществления платежей и переводов денег в Республике Казахстан, организует, а также осуществляет надзор (Овер сайт) за платежными системами, обеспечивающими своевременное и бесперебойное проведение переводов денег между банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций в казахстанских тенге, устанавливает требования к организационным мерам и программно - техническим средствам, обеспечивающим доступ банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в платежные системы; и др., а также осуществляет иные функции, полномочия и права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Что касается его полномочий, то можно смело утверждать, что НБ РК находится в монополистическом положении в сфере государственного управления банковской деятельностью.

Что касается банков второго уровня, то здесь необходимо отметить следующее: все банки подразделяются на эмиссионные, универсальные и специализированные. Закон "О банках" как таковую классификацию не содержит, тем не менее, в Казахстане деление банков на универсальные и специализированные уже наблюдается, например жилищные строительные сберегательные банки, по сути, являются специализированными. Их основными видами деятельности являются:

1) прием вкладов в жилищные  строительные сбережения, открытие  и ведение счетов вкладчиков;

2) предоставление вкладчикам жилищных, коммунальных займов на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий.

Жилищные строительные сберегательные банки осуществляют операции на основании лицензии АФН. Также учеными-практиками банковского дела особо выделяется межгосударственный банк. Он создан и действует на основании международного договора, учредителями которого являются Правительство РК (или уполномоченный им государственный орган) и правительство государства, подписавшее данный договор. Одной из особенностей функционирования данного банка является то, что в силу закона казахстанское государство гарантирует сохранность депозитов. Принятых межгосударственными банками - резидентами РК и отвечает по их обязательствам в уставном каптале таких банков. В зависимости от присутствия иностранного элемента в уставном капитале можно выделить:

- банки с участием нерезидентов  РК;

- дочерние банки банков-нерезидентов  РК.

Для указанных категорий банков законом установлены дополнительные требования по порядку создания и представляемым в АФН.

Необходимо добавить, что одной из особенностей функционирования отечественной банковской системы является то, что отсутствует классификация банков второго уровня на государственные и частные. Закон "О банках и банковской деятельности в РК" в первоначальной редакции среди других банков выделял также государственные банки, коими признавал банки второго уровня, созданные на основании отдельного законодательного акта или решения Правительства РК. Законом РК от 2 марта 2001 г "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам банковской деятельности" деление банков на государственные было исключено. Еще необходимо добавить, что государство в лице АФН проверяет ряд обстоятельств финансового, организационного, правового характера. Касающихся деятельности банка, финансовой надежности учредителей и т.д. и только после этого принимает решение: разрешить создание банка или нет. Установив разрешительный порядок создания банков, государство ввело ограничение свободного доступа к субъектов к осуществлению банковской деятельности: не всякий субъект вправе обладать статусом банка и осуществлять предпринимательскую деятельность в банковской сфере, а только лишь тот, кто будет соответствовать определенным критериям. Это лишний раз, я полагаю, свидетельствует об ответственности банков при осуществлении своих функций.

Еще хотелось бы сказать несколько слов и о Банке Развития Казахстана, особый статус которого обусловлен присутствием государственных интересов в деятельности Банка Развития. Не обладая какими-то ни было властными полномочиями и, тем самым не являясь органом государственной власти и управления, Банк Развития, используя инструменты банковской деятельности, реализует меры государственной поддержки и развития производственного сектора экономики Казахстана, таким образом стимулируя экспорт продукции, производимой на территории страны и реализуя различные инвестиционные проекты.

Роль банковской системы в развитии экономики

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Коммерческие банки наладили достаточно развитые стабильные партнерские отношения с государственными, кооперативными и общественными организациями. Налаживаются контакты с арендаторами, фермерами, гражданами, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью. Именно в этой сфере должно принадлежать приоритетное право малым банкам, среди которых коммерческих сейчас большинство.

В области кредитования практически не существует ограничений в использовании заемных средств. Это - предоставление ссуд на инновационные мероприятия, создание производственного потенциала, то есть сооружение и реконструкция предприятий, цехов, внедрение передовой техники и технологий, организация выпуска всевозможных товаров и изделий. С помощью банковского кредита могут быть успешно проведены приватизация и разгосударствление собственности, операции с ценными бумагами.

Коммерческие банки вправе финансировать затраты, связанные с инвестированием, покупать и продавать иностранную валюту, выдавать гарантии, оказывать консультативные, экспертные услуги, заниматься лизинговыми и факторинговыми операциями. Международные валютные операции, конвертация валютных ресурсов, кассовое обслуживание и сберегательное дело - функция коммерческих банков. Аккумуляция банками свободных денежных средств и вложение их в дело в самых различных формах обычно приносит высокие доходы не только самим банкам, но и их клиентам.

Центральный банк фактически выполняет часть государственных функций по регулированию экономики. Центральный банк регулируют кредитную эмиссию. С помощью этого механизма центральный банк страны получает возможность регулировать количество денег, которое предлагается через кредитные организации на рынок капитала. А это позволяет очень существенно влиять на всю экономическую жизнь страны, и прежде всего на уровень инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития банковской системы Казахстана

В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Нац. банка РК в области надзора за КБ ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго уровня.

Кроме того, в целях обеспечения адекватного надзора за деятельностью крупных банков, а также банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, будет активизирована деятельность по внедрению надзора на консолидированной основе.

Одним из основных направлений деятельности НБРК является проведение мероприятий, направленных на повышение доверия населения к банковской системе и привлечению временно свободных средств населения в банки второго уровня, к которым, прежде всего, относится развитие системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц.

Развитие фондового рынка, а также соответствующий рост операций банков с ценными бумагами диктуют необходимость активизации сотрудничества с Национальной комиссией РК по ценным бумагам по регулированию операций банков на рынке ценных бумаг. Также большое внимание будет уделено стимулированию расширения перечня и объемов ценных бумаг, эмитируемых банками, и обеспечению прозрачности операций на фондовом рынке с данными ценными бумагами.

В части совершенствования нормативной правовой базы банковского надзора особое внимание будет уделено совершенствованию внутри банковских процедур управления рисками, а также процедур надзора за организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций.

Основным и важным моментом, обуславливающим формирование эффективной системы банковского надзора, является нормативная правовая база, регулирующая деятельность банков. В связи этим, а также принимая во внимание внесение изменений в действующие и принятие новых законодательных актов в 1999 году значительное внимание уделялось созданию и совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. При этом следует отметить, что в целях наибольшего приближения принципов осуществления деятельности банками РК к международным стандартам, нормативные правовые акты разрабатывались с учетом международной практики. Политика банковского надзора, применяемая НБРК, направлена на максимальное достижение соответствия двадцати пяти принципам эффективного банковского надзора Базельского Комитета.

В свете проводимой политики укрепления и оздоровления банковской системы НБРК большое внимание уделяет созданию системы внутреннего контроля в банках. В связи с этим, разработаны Правила организации внутреннего (аудита) контроля в КБ, определяющие общий для всех банков порядок организации внутреннего контроля. Создание надлежащих систем внутреннего контроля будет способствовать лучшей защите законных интересов как банков, так их инвесторов и клиентов. Также, основными задачами данного нормативного правового акта являются минимизация банковских рисков и предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем.

На фоне развития банковской системы, задач ее оздоровления и укрепления, происходит закономерный процесс расширения рынка банковских услуг. В направлениях деятельности банков получили развитие такие направления как привлечение внешних займов, создание консорциумов и выдача синдицированных (консорциальных) кредитов. Учитывая это, были утверждены Правила об особенностях создания консорциумов банков и выдачи синдицированных (консорциальных) кредитов, Инструкция об условиях привлечения банками второго уровня внешних займов.

Кроме того, в связи с внесением изменений и дополнений в закон, "О банках и банковской деятельности в РК" в части установления ответственности банков и их должностных лиц за нарушения, которые связаны с банковской деятельностью. Также в части наложения и взыскания Нац. банком штрафов за выявленные нарушения, разработаны и утверждены Правила наложения и взыскания НБРК штрафов за нарушения, связанные с банковской деятельностью.

В связи с активизацией банков на рынке ценных бумаг принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок и условия выдачи банкам второго уровня согласия на осуществление брокерской, дилерской, кастодиальной деятельности на рынке ценных бумаг. Также, в свете проведения в республике реформы пенсионной системы были приняты соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие некоторые аспекты деятельности банков, оказывающих услуги накопительным пенсионным фондам в качестве кастодианов.

Международное сотрудничество в области банковского надзора является одним из наиболее эффективных путей совершенствования процедур регулирования банковской деятельности, очень актуально на настоящем этапе становления и развития банковского сектора в Республике Казахстан.

В связи с наступлением срока подведения итогов по достижению БВУ, отнесенными к первой группе, определенных результатов согласно Программе перехода банков второго уровня к международным стандартам приняты изменения и дополнения в Положение о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам. Следуя общей экономической стратегии и в соответствии с "Программой дальнейшего реформирования банковской системы на 1996 -1998 годы", направленной на достижение финансовой стабилизации и коренных преобразований экономики Казахстана, усилия НБРК были направлены на безусловное выполнение стратегии развития Казахстана до 2030 года.

Основными целями Программы является создание необходимых условий для дальнейшего повышения внутренней и внешней устойчивости национальной валюты РК и укрепление системы банков второго уровня для расширения возможностей финансирования экономики страны. Одной из главных задач, на которое Нацбанк направит усилия для достижения указанной цели - кардинальное улучшение системы банковского надзора и принципов регулирования банковской деятельности. Проводимая в настоящее время реформа системы банковского надзора должна быть в основном завершена к 1998 - 2000 годам. Целью проводимой реформы является приближение методов и процедур банковского надзора к международным стандартам. Требования, предъявляемые Нацбанком к казахстанским банкам, будут приведены в соответствие с международными стандартами банковского надзора.

Информация о работе Роль и значение кредитной системы