Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:44, реферат
Целью настоящей работы является обобщение этапов развития российского рынка и государственных ценных бумаг, в частности.
ВВЕДЕНИЕ
глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Сущность функции и значение рынка ценных бумаг
1.2. Экономическая сущность ценных бумаг
Глава 2.
АНАЛИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
2.1. Этапы развития фондового рынка в России
2.2. История развития рынка государственных ценных бумаг в России
глава 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
заключение
список используемой
Согласно государственной программе приватизации все предприятия были разделены на 3 группы.
К первой группе были отнесены предприятия с числом работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб. Эти предприятия подлежали продаже на аукционе или по конкурсу.
Ко второй группе были отнесены предприятия с числом работающих более 1000 человек или балансовой стоимостью основных фондов более 50 млн. руб. Такие предприятия приватизировались путем преобразования их в акционерные общества открытого типа.
Все остальные предприятия были включены в третью группу и могли быть приватизированы любым из названных способов.
Преобразование предприятий в акционерные общества открытого типа по решению трудового коллектива могло быть осуществлено по одному из трех вариантов, представленных в таблице:
Категория акций Тип акций Количество акций по вариантам (%)
I П Ш
Привилегированные А 25 - -
Б 30 19 30
Обыкновенные льготные 10 - 20
без льгот - 51 -
под опцион 5 - 20
вфарп 10 10 10
в Фонд имущества 20 20 20
По первому варианту приватизации всем членам трудового коллектива безвозмездно передавались именные привилегированные (неголосующие) акции (типа А) в размере 25% от общего количества выпущенных акций, но на сумму не более, чем 20 минимальных зарплат каждому члену трудового коллектива. 10% акций продавалось по подписке всем членам трудового коллектива по льготной цене, но на сумму не более, чем 6 минимальных зарплат. Должностные лица предприятия (руководитель, его заместители, главный бухгалтер) могли приобрести по номиналу 5% всех выпущенных акций, но на сумму не более, чем 2000 минимальных зарплат на каждого члена руководства. 10% всех выпускаемых акций поступало в фонд акционирования работников предприятия (ФАРП). Затем эти акции выкупались в соответствии с планом приватизации предприятия. 20% всех акций поступало в Фонд имущества, который в дальнейшем определял порядок их продажи.
По второму варианту всем членам трудового коллектива можно было приобрести 51% всех выпущенных обыкновенных акций (без льгот).
Предприятия с числом занятых более 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов от 1 до 50 млн. руб. помимо первого и второго вариантов могли использовать и третий вариант приватизации.
По условиям этого варианта инициативная группа работников, в случае получения согласия трудового коллектива, брала на себя ответственность за осуществление плана приватизации и заключала с трудовым коллективом договор сроком на 1 год. Каждый член инициативной группы должен был внести залог в размере 200 минимальных зарплат. Если условия договора были выполнены, то через 1 год члены инициативной группы могли приобрести до 20% акций по номиналу (на год им передавались голоса этих акций). Всем членам трудового коллектива (включая и инициативную группу) передавалось 20% обыкновенных акций со скидкой 30%, но на сумму не более, чем 20 минимальных зарплат на каждого члена трудового коллектива.
Таким образом, привилегированные акции типа А были выпущены на предприятиях, акционируемых по первому варианту. Привилегированные акции типа Б были выпущены во всех трех вариантах приватизации. Их специфика состояла в том, что они поступали на организованный рынок. До их продажи они не имели право голоса, но после их продажи они превращались в обыкновенные акции.
Льготные акции — это обыкновенные акции, но продавались они со скидкой 30% и рассрочкой платежа на 3 года; первый взнос составлял 15% их стоимости.
На 5% выпущенных акций по первому варианту и на 20% по третьему определенным работникам предприятия предоставлялся опцион, который давал право приобрести соответствующее количество обыкновенных акций по номиналу.
Согласно Федеральному Закону «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 5 июня 1992 г. № 2930-1 приватизация ряда предприятий могла быть разрешена только по решению Правительства Российской Федерации или Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. При этом эти органы вправе были принимать решение о закреплении контрольных пакетов акций приватизируемых предприятий в государственной собственности на срок до трех лет. В соответствии с последующим Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 закрепление контрольного пакета акций в федеральной собственности допускалось в отношении следующих предприятий (по видам деятельности):
- связи;
- по выработке и распределению электроэнергии;
- по добыче, переработке и сбыту нефти и природного газа;
- по добыче и переработке
драгоценных металлов, драгоценных
камней, радиоактивных и
- по разработке и производству
систем вооружения и
- по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции;
- предприятий, непосредственно
- научно-исследовательских и проектно-конструкторских предприятий;
- специализированных
- предприятий оптовой торговли,
осуществляющих закупки для
Акции, входящие в состав этих пакетов, должны быть голосующими (обыкновенными) и находиться в распоряжении соответствующего комитета по управлению имуществом.
Согласно названному выше Указу Президента для предприятий, приватизация которых проводилась по решению Правительства или Госкомимущества Российской Федерации, указанные органы вправе принять решение о выпуске так называемой «Золотой акции», которая дает ее владельцу на срок до трех лет осуществлять право вето при принятии на собрании акционеров следующих решений:
о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества;
о реорганизации или
об участии акционерного общества в других предприятиях и объединениях предприятий;
о передаче в залог или аренду, продаже и отчуждении иными способами имущества, состав которого определен планом приватизации.
Если решения по указанным вопросам приняты собранием акционеров в отсутствие владельца «Золотой акции», то такие решения признаются недействительными.
Согласно Указу Президента «Золотая акция» должна находиться в государственной собственности, ее передача в залог или траст не допускается. Продажа и отчуждение «Золотой акции» иными способами допускаются только по решению органа, который принимал решение о ее выпуске. В случае принятия этими органами решения о ее продаже или отчуждении «Золотая акция» конвертируется в обыкновенную и ее владелец лишается особых прав.
В результате завершения приватизации на акционированных предприятиях в настоящее время обращаются либо только обыкновенные акции, либо обыкновенные и привилегированные типа А. На немногих предприятиях сохраняется пока «Золотая акция». Разумеется, это не исключает того, что предприятия могут выпустить дополнительно как обыкновенные, так и привилегированные акции разных видов.
Следует также отметить, что на некоторых государственных, арендных, коллективных предприятиях были выпущены «акции трудового коллектива» и «акции предприятия», которые фактически акциями не являются, а свидетельствуют о внесении средств на развитие предприятия. По некоторым оценкам, таких «акций» на российских предприятиях к концу 1990 г. было выпущено на сумму не более 280 млн. рублей.
Что касается вновь образованных предприятий в форме акционерных обществ, то в основном здесь выпущены обыкновенные акции. И только на ряде акционерных обществ (это прежде всего банки) выпущены также и привилегированные акции.
Глава 2. Анализ истории развития рынка ценных бумаг в России.
2.1. Этапы развития фондового рынка в России
Рынок ценных бумаг (РЦБ) в России начал свое формирование в первой половине 1991 г. после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении Положения об акционерных обществах”.
Для этого - первого этапа были характерны следующие процессы:
- появление (еще в 1990 г.) первых открытых АО, разместивших в 1991 г. свои акции (банк “Менатеп”, Российская товарно-сырьевая биржа);
- в марте 1991 г. впервые появились на биржевых торгах (фондовый отдел Московской товарной биржи) государственные облигации;
- появление десятков бирж в 1991 г. и начало функционирования в 1992г таких институтов рынка как инвестиционные компании.
Первоначально «ассортимент» акций, находившихся в свободной продаже, был крайне мал - не более десяти. Большая часть оборота фондовых ценностей, концентрировавшегося, в основном, в фондовых отделах товарных бирж, приходилась на брокерские места бирж и государственные долговые обязательства. Кроме фондовых отделов товарных бирж фондовая торговля осуществлялась самими эмитентами ценных бумаг в ходе их первичного размещения.
Последовавший во второй половине 1991 г. рост количества выпускаемых акций связан с биржевым бумом, когда в течение нескольких месяцев было создано несколько десятков бирж. Создание бирж (организационно-правовая форма – акционерное общество) сопровождалось крупными эмиссиями акций. В то же время многие коммерческие банки, созданные ранее, перерегистрировавшись в акционерные общества, также начали размещение своих акций. К августу 1991 г., благодаря созданию значительного количества АО, была набрана масса ценных бумаг, достаточная для начала функционирования фондовых бирж.
Итогом этого этапа (к весне 1992 г.) можно считать появление всех возможных видов ценных бумаг, эмитированных, в основном, корпорациями и государством. Можно также считать, что к концу этого этапа было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).
Основными формальными вехами второго этапа стали:
система приватизационного законодательства 1992-1994 гг.;
создание и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг.
Точкой отсчета для этого этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”, который оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала, в свою очередь, решающей для развития инфраструктуры рынка.
По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, резкое расширение рынка ГКО в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс доллара США по отношению к рублю и на темпы инфляции спроса. В 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей (выпуск казначейских обязательств (КО)). В 1994 году иностранными инвесторами впервые были осуществлены крупные вложения в акции российских приватизированных предприятий.
В 1992 – 1995 годах была осуществлена эмиссия банковских векселей – более чем на 40 млрд. рублей, чеков, а также банковских депозитных и сберегательных сертификатов. В 1992 г. началась торговля фьючерсами (товарными и валютными) и опционами.
Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига на рынке: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов; формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы, в том числе, в ценные бумаги; а также притока на рынок ценных бумаг, средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на кредитном рынках).
Эти факторы в значительной степени определили и последующую динамику развития рынка ценных бумаг. В результате столь быстрого роста рынка потребности эмитентов и инвесторов переросли те возможности, которые в то время предоставляла инфраструктура рынка. Если в 1992-1993 гг. можно было говорить о том, что развитие инфраструктуры опережало развитие рынка в целом, то в 1995-1996 гг. ситуация поменялась на обратную. Быстрое развитие рынка также ставило в качестве одного из ключевых вопрос о создании новой нормативной базы.
Для третьего этапа развития рынка характерны, следующие основные признаки:
- появление в 1994-1996 гг. качественно новой нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг (вступление в силу нового ГК РФ, Законов РФ “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”);
- качественные изменения в 1994-1996 гг., связанные с развитием инфраструктуры - свыше 200 лицензированных регистраторов, подготовка (хотя и конфликтная) к созданию центрального депозитария, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка).
Важнейшим качественным отличием данного этапа развития РЦБ является также растущее международное признание российского рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить получение одновременно кредитного рейтинга Moody^s, Standard&Poor^s и IBCA, успешные выпуски “еврооблигаций”, публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение АО “Вымпелком” в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков “надежным иностранным депозитарием” и др.