Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:11, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
1. Отражение экономического содержания государственного долга;
2. Рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;
3. Рассмотрение понятия управления государственным долгом
· В-четвертых, оптимальная
долговая политика с целевым значением
долговой нагрузки на перспективу должна
определяться таким образом, чтобы
сначала попытаться профинансировать
государственные расходы
· В-пятых, в случае неопределенности в ставках процента, хеджирующим инструментом могут выступать практически все долги, а не только номинальные, как при неопределенности в государственных расходах. Чаще всего неопределенность в норме процента делает финансовую политику более гибкой, а, учитывая тот факт, что такой источник неопределенности присутствует всегда, в отличие от неопределенности в государственных расходах, изучение вопросов долгового управления именно в этом контексте представляет несомненный интерес.
Управление государственным
долгом должно осуществляться на научной
основе. Это означает, что органы
власти на основе научных данных о
глобальных и региональных закономерностях
и тенденциях развития долговых отношений,
учитывая национальные исторические особенности
функционирования государственного долга
и зная среднесрочные и отдаленные
задачи социально-экономического развития
страны, вырабатывают концепцию развития
долговых отношений в целом, особенности
использования отдельных
Долговая политика государства,
следовательно, представляет собой
научно обоснованную концепцию развития
государственных долговых отношений
и отдельных элементов
управление государственный долг
3. Недостатки существующей системы управления госдолгом
Одними из наиболее существенных недостатков системы управления государственным долгом в России является то, что упомянутая система:
1. Недостаточно обеспечивает
осуществление
2. Не полностью обеспечивает
предупреждение возможных
3. Носит фрагментарный
и в ряде случаев
3.1 Четкое законодательное
закрепление разделения
В настоящее время
3.2 Законодательное закрепление
полномочий Правительства
Законодательно не определено само понятие “управление долгом” и, соответственно, пределы полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой его функции.
В настоящее время бюджетное
законодательство регулирует, в основном,
вопросы заимствований и
В этой связи необходимо разработать
нормативные акты, детализирующие полномочия
Правительства Российской Федерации
и федеральных органов
3.3 Детализированный учет долговых обязательств
В настоящее время учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует. Учет государственных долговых обязательств ведется различными банками-агентами (Банк России - внутренний долг, Внешэкономбанк - внешний долг в части облигационных займов и долга официальных кредиторов и других категорий долга), а также различными департаментами Министерства финансов Российской Федерации.
Методология учета долговых
обязательств в значительной степени
отличается в зависимости от органа
и подразделения Минфина
Кроме того, методология учета
в ряде случаев отличается не только
по категориям долга, но и по видам
долговых обязательств, что еще больше
затрудняет определение точного
размера долга и перспективное
планирование бюджета в части, обслуживания
и погашения государственного долга
и привлечения заимствовать. Отсутствие
единой .методологии учета
3.4 Единая система анализа
и оценки рисков, связанных со
структурой государственного
В настоящее время размеры погашения и обслуживания долга в значительной степени зависят от материализации рисков, связанных со структурой государственного долга.
В связи с тем, что учет
доходов федерального бюджета осуществляется
в рублях, а платежи по внешнему
долгу производятся в иностранной
валюте, государство несет значительные
риски, в форме возможного резкого
изменения валютного курса
Одновременно рост валютного курса рубля приводит к ситуации, когда внутренние заимствования будут менее выгодными для бюджета, чем внешние заимствования на аналогичные сроки с учетом фактора валютного риска (и наоборот, в случае падения валютного курса рубля).
Кроме того, часть заимствований, составляющих государственный долг Российской Федерации, имеет плавающие процентные ставки, что приводит к возникновению риска увеличения бюджетных расходов на обслуживание долга в связи с колебаниями процентных ставок на международных рынках.
Таким образом, развитие системы анализа рисков, связанных с управлением государственным долгом и осуществлением заимствований является основополагающим элементом системы активного управления государственным долгом и осуществления экономически и финансово обоснованной политики в области управления долгом.
3.5 Система и механизмы
планирования в области
Несмотря на появление
отдельных элементов
Процесс долгового планирования,
в значительной степени зависит
от развития механизмов и методологии
макроэкономического и
В этой связи долговое планирование должно быть органичной частью бюджетного планирования и должно осуществляться на базе единой методологии, механизмов и подходов.
Вместе с тем, процесс долгового планирования является в значительной степени самостоятельным процессом, поскольку определяет долговую политику, как в случае благоприятной бюджетной ситуации, так и в случае ее ухудшения.
Существенное значение имеет и то обстоятельство, что программы государственных заимствований разрабатываются и утверждаются только на предстоящие 12 месяцев, в отличие от международной практики, для которой характерны разработка и принятие, как правило, среднесрочных (на 3-5 лет) заемных программ и программ в области управления государственным долгом.
Однако, обеспечение эффективности среднесрочных программ государственных заимствований возможно при наличии утвержденных программ социально-экономического развития страны на соответствующий период.
В частности, следствием отсутствия
четкой взаимосвязи между заемной
политикой и политикой в
Яркий пример указанного недостатка действующей системы управления долгом - наличие "пиков" в графике платежей по внешнему долгу России, приходящихся на 2003, 2005, 2008 годы. Более того, нередко платежи в пределах одного финансового года концентрируются в пределах двух-трех месяцев, что существенно затрудняет процесс управления денежной наличностью и кассовое исполнение федерального бюджета
3.6 Координация долговой
политики государства с
Политика в области управления государственным долгом непосредственно влияет на денежно-кредитную политику и, в частности, на курс рубля, денежную массу, уровень золотовалютных резервов. Одновременно, денежно-кредитная (в том числе процентная) политика Банка России оказывает непосредственное влияние на стоимость, состояние и рынок внутренних заимствований, а размер золотовалютных резервов на способность страны погашать и обслуживать внешний долг, что, в конечном счете, влияет на кредитный рейтинг России и стоимость внешних заимствований.
В настоящее время упомянутая координация осуществляется на стадии согласования бюджетной и денежно-кредитной политики Правительства Российской Федерации и Банка России на соответствующий год. При этом механизм координации среднесрочной бюджетной и долговой политики и денежно-кредитной политики не определен.
С учетом изложенного, становится
ясна необходимость четкого
В отсутствие указанного взаимодействия
и координации возможности
3.7 Открытая, регулярная и
адекватная отчетность о
Имеющаяся система отчетности
о государственном долге
Между тем прозрачность режима
принятия решений, распределения полномочий,
четкость правил и процедур осуществления
операций по управлению государственным
долгом способствует укреплению доверия
кредиторов и инвесторов к долговым
обязательствам государства, что, в
свою очередь, повышает эффективность
проводимых операций по управлению государственными
долговыми обязательствами и
в долгосрочной перспективе может
привести к снижению стоимости обслуживания
государственного долга. В этой связи
представляется целесообразным внедрение
в практику работы регулярного (ежеквартального,
ежегодного) опубликования информации,
касающейся основных аспектов сферы
управления государственным долгом
(целей и инструментов текущей
долговой политики, основных характеристик
портфеля государственных обязательств,
результатов аудиторской
Информация о работе Система управления государственным долгом в России