Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:28, курсовая работа
В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации центральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от органов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения стабильности цен; приведена классификация выполняемых центральными банками функций; подробно проанализированы все основные функции центрального банка.
Введение 3
1.Сущность и функции центральных банков 4
1.1.Сущность центральных банков 4
1.2.Независимость центральных банков от исполнительной власти 5
1.3.Функции центральных банков 7
2.Денежно-кредитная политика центрального банка 11
2.1.Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного 11
регулирования
2.2.Регулирование официальной учетной ставки 12
2.3.Минимальные резервные требования 14
2.4.Операции на открытом рынке 17
2.5.Меры административного воздействия 19
Заключение 22
Список литературы 26
Введение 3
1.Сущность и функции центральных банков
4
1.1.Сущность центральных банков 4
1.2.Независимость центральных банков от
исполнительной власти 5
1.3.Функции центральных банков 7
2.Денежно-кредитная политика центрального банка 11
2.1.Основные задачи, цели, методы и формы
денежно-кредитного 11
регулирования
2.2.Регулирование официальной учетной
ставки 12
2.3.Минимальные резервные требования 14
2.4.Операции на открытом рынке 17
2.5.Меры административного воздействия
19
Заключение 22
Список литературы 26
Введение
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно- кредитной политики. Изучение их опыта придает особую актуальность вопросам, рассматриваемым в данном учебном пособии, в котором на основе обобщения зарубежного опыта анализируются статус и формы организации центральных банков, их важнейшие функции.
В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации центральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от органов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения стабильности цен; приведена классификация выполняемых центральными банками функций; подробно проанализированы все основные функции центрального банка.
Центральное место в
курсовой занимает вторая глава, в которой
рассмотрены важнейшая функция
центрального банка - разработка и реализация
денежно-кредитной политики, а также
основные рыночные инструменты денежно-
кредитного регулирования: изменение
официальной учетной ставки, применение
минимальных резервных требований, операции
на открытом рынке, а также некоторые методы
административного воздействия.
Сущность и функции центральных банков
Центральные банки в
их современном виде существуют сравнительно недавно.
На ранних стадиях развития капитализма
четкое разграничение между центральными
(эмиссионными) и коммерческими банками
отсутствовало.
Коммерческие банки активно прибегали
к выпуску банкнот для накопления капитала.
По мере развития кредитной системы происходил
процесс централизации банковской эмиссии
в немногих крупных коммерческих банках.
Итогом этого процесса явилось закрепление
за одним банком монопольного права на
выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался
эмиссионным или национальным, а в дальнейшем
- центральным, что соответствовало его
главенствующему положению в кредитной
системе.
Первый центральный
банк - шведский «Риксбанк» -был создан
в 1668 г, на рубеже перехода от феодализма
к капитализму; в 1694 г. был учрежден
Банк
Англии, Однако они не обладали исключительным правом
на эмиссию денежных знаков и их функции
отличались от функций современных центральных
банков - например, Банк Англии поначалу
должен был финансировать торговлю и промышленность,
а Банк Нидерландов - внутреннюю и внешнюю
торговлю.
Центральные банки в их современном виде
возникли в XIX в. В настоящее время практически
во всех странах мира имеются центральные
банки, однако между ними есть существенные
различия, обусловленные особенностями
политического и финансово-экономического
развития стран базирования.
1.1. Сущность центральных банков
Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.
Правовой статус центральных банков развитых
стран закреплен в правовых актах: законах
о центральных банках и их уставах, законах
о банковской и кредитной деятельности,
в валютном законодательстве. Как правило,
основным правовым актом, регулирующим
деятельность центрального банка, является
Закон о центральном банке, в котором определяются
его организационно- правовой статус,
функции, процедура назначения высшего
руководящего состава, взаимоотношения
с государством и национальной банковской
системой.
Данный закон устанавливает полномочия
центрального банка как эмиссионного
института страны.
Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.
Центральный банк обычно
создается в форме акционерного
общества. Как правило, его капитал
принадлежит государству (Франция,
Великобритания,
Германия, Нидерланды и Испания). Если
государство владеет лишь частью капитала
(Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка
являются коммерческие банки (например,
в США) и другие финансовые учреждения
(Италия), государство, тем не менее, играет
ведущую роль в формировании органов управления
центрального банка.
Содержание и форма
взаимосвязей центральных банков с органами государственной
власти существенно различаются в разных
странах.
Взаимодействия такого рода могут быть
условно представлены в виде двух моделей:
. центральный банк выступает агентом
министерства финансов и проводником
его денежно-кредитной политики;
. центральный банк независим от правительства,
что обеспечивает ему самостоятельность
в проведении денежно-кредитной политики
без давления со стороны правительственных
органов.
Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости.
В законодательстве лишь
5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и
Голландии - предусмотрено прямое подчинение
центральных банков парламентам.
В большинстве государств центральные
банки подотчетны казначейству или министерству
финансов.
В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.
При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах, в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.
Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, федеральная резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран ежегодно.
1.2 Независимость
центральных банков от
Выполнение юридически
возложенной на центральный банк
главной цели его деятельности -
обеспечение стабильности цен - предполагает наличие определенной
степени его независимости от исполнительной
власти. Причем независимость центрального
банка от правительства подразумевает
две ее формы: политическую и экономическую.
. Политическая независимость - это автономия
(самостоятельность) центрального банка
при установлении целевых ориентиров
денежной массы;
. Экономическая независимость - самостоятельность
центрального банка в выборе инструментов
денежно-кредитной политики.
Условиями политической независимости центрального банка являются определение порядка назначения членов его руководящего органа или управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны правительства и(или) парламента. Экономическая независимость выражается в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для экономической независимости центрального банка имеет значение характер осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее вмешательство правительства в принятие решений банком, ущемляет автономию последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень политической независимости данного центрального банка. Однако с помощью некоторых объективных показателей независимости, таких, например, как наличие формальных организационных связей между центральным банком и правительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживать фискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного из проведенных исследований степени независимости центральных банков с использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким уровнем инфляции.
Результаты исследований
подобного рода позволяют считать,
что независимость центрального
банка в целом определяется следующими
факторами:
1. Независимость от правительственных
органов. Это условие является обязательным.
Если центральный банк обязан выполнять
указания правительственных органов,
то он не сможет поддерживать стабильность
цен, поскольку будет испытывать давление
со стороны правительства;
2. Личная независимость членов органов
управления центрального банка.
Независимость органов
управления центрального банка будет
обеспечиваться в том случае, если
они назначаются на достаточно длительный
срок. В случае их повторного назначения
возникает опасность уменьшения
степени их личной независимости;
3. Юридический статус банка, который определяется,
в частности, возможностями внесения изменений
в устав (закон) центрального банка. Чем
сложнее внести изменения в устав, тем
надежнее обеспечивается независимость
центрального банка.
Важным фактором, определяющим возможности центрального банка поддерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с государственными органами власти. Регулярные контакты между представителями центрального банка и государственных органов власти повышают степень доверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижению им главной цели - обеспечения стабильности цен. Таким образом, выполнению данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту отчетность центрального банка о своей деятельности.
Степень независимости
центрального банка от исполнительной
власти в разных странах неодинакова.
Считается, что наибольшей независимостью
в проведении денежно-кредитной
политики обладает центральный банк
Германии
Бундесбанк, чья независимость предусмотрена
в Законе о Бундесбанке (1957 г.). При реализации
стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан
поддерживать экономическую политику
правительства, однако не зависит от его
указаний.
Бундесбанк обязан выступать в качестве
советника правительства по важнейшим
вопросам денежно-кредитной политики
и предоставлять ему необходимую информацию.
В то же время члены правительства имеют
право участвовать в работе Центрального
совета Бундесбанка - его коллективного
руководящего органа. Они не имеют права
голоса, однако могут предлагать вопросы
для обсуждения на Совете и вносить предложения;
по их требованию решение Совета может
быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка
в случае необходимости может быть вызван
на заседания федерального правительства.
При принятии решений
по вопросам денежно-кредитной политики
Бундесбанк обладает полной автономией,
что возможно до тех пор, пока его
действия не будут идти вразрез с
направлениями кредитно-
Довольно высокой степенью независимости от исполнительной власти располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначения председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координации проводимой ФРС и правительством политики данная система может быть охарактеризована как «независимая внутри правительства».
Одним из наименее независимых
центральных банков является Банк Англии.
Взаимоотношения между ним и государством
регулируются Законом о Банке
Англии (1946 г.), на основании которого Банк стал государственным.
В соответствии с этим Законом Казначейство
имеет право существенно влиять на деятельность
Банка Англии. В области денежно-кредитной
политики Банк Англии наделен только консультативной
функцией. В задачу руководящего органа
-Правления Банка Англии - входит координация
вопросов денежно-кредитной политики
с министерством финансов (Казначейством),
глава которого формально ответственен
за принятие решений в этой сфере и подотчетен
парламенту.
Таким образом, Банк Англии находится
под контролем Казначейства, которое уполномочено
давать центральному банку рекомендации
после предварительных консультаций с
ним. В этом заключается своеобразие взаимоотношений
Казначейства и центрального банка.