Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ формирования и использования резервов коммерческого банка
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить специализированную литературу на тему курсовой работы;
- рассмотреть понятие коммерческого банка;
- рассмотреть понятие и сущность обязательных резервов коммерческого банка;
- изучить основные теории управления резервами коммерческого банка;
- подвести итог результатов выполненной работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ РЕЗЕРВОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…..……………………….………………………....5
1.1. Понятие резервов коммерческого банка……………..……………....5
1.2. Экономическая сущность банковских резервов…………………….7
1.3. Резервные требования коммерческих банков……..………………..11
1.4. Формирование резервов коммерческого банка и включение их в налоговую базу…………………………………………………………………..14
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕЗЕРВАМИ………….....................18
2.1. Краткая характеристика и установление нормативов резервных требований……………………………………………………...………....18
2.2. Формирование обязательных резервов…..…………..…..................20
2.3. Формирование резервов на потери по ссудам……………...............28
ГЛАВА 3. ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ….………………………….....……...32
3.1.Выводы по работе…………………………..……….………....……...32
3.2.Перспективы исследований…………………………………...….…..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………….….……34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …..……...
Кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России. Обязательства кредитной организации перед третьими лицами не являются основанием освобождения от обязанностей по депонированию обязательных резервов в Банке России.
Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров Банка России.
Формирование обязательных резервов производится путем перечисления денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации.
Из сказанного следует, что цели создания обязательных резервов лежат вне интересов отдельно взятой кредитной организации, являясь инструментом осуществления денежно-кредитной политики Банка России. Обязательные резервы, являясь денежными средствами, то есть высоколиквидными активами, тем не менее, не могут быть использованы при возникновении у банка неблагоприятных обстоятельств. Так, если в банке начался отток денежных средств вкладчиков, то обязательные резервы могут быть использованы для финансирования этого процесса не в полной мере, а лишь в границах установленного норматива, составляющего в настоящее время 7% для вкладов в рублях. Это означает, что если из банка будет изъято вкладчиками 100 тыс. руб., то учреждение Банка России переведет со счета обязательных резервов банка на его корреспондентский счет только 7 тыс. руб.
Увеличение обязательных резервов вследствие изменения норматива не увеличивает надежность отдельного банка, так как при этом из оборота изымаются дополнительные денежные средства.
Можно сделать вывод, что обязательные резервы не являются эффективными резервами банка.
На мой взгляд, основным эффективным резервом банка является неснижаемый остаток денежных средств. Этот показатель не имеет установленных ограничений и определяется каждым банком самостоятельно в зависимости от специфики его деятельности, существующими рисками и политикой их управления. Отвлечение слишком большого объема активов в эффективные резервы уменьшает оборотные активы, снижает объем доходов и соответственно прибыли. Поэтому при планировании резервов необходимо найти их оптимальную величину, обеспечивающую компромисс между надежностью банка и его доходностью.
1.3. Резервные требования коммерческих банков
В условиях коммерсализации банковского дела, формирования двухуровневой банковской системы страны существенные изменения претерпевают формы, методы, а также инструменты регулирования деятельности банков и управления совокупным денежным оборотом, движением наличных и безналичных денежных средств. По-прежнему используются административные методы регулирования банковских операций, однако все большее значение приобретают экономические, и, прежде всего нормативные, широко практикуемые Центральным банком Российской Федерации.
Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Центрального банка осуществляется посредством нескольких, тесно взаимосвязанных инструментов. Одним из основных экономических инструментов реализации денежно-кредитной политики Центрального банка является установление норматива резервных требований, открытие резервно-корреспондентского счета для каждого кредитного института второго уровня в региональных учреждениях ЦБ, а также определение минимальной величины остатков средств на данном счете, прежде всего исходя из состояния денежного оборота в стране.
Назначение данного инструмента двояко:
- регулирование масштабов совокупного денежного дохода путем повышения или уменьшения норматива резервируемых средств;
- база для осуществления операций по рефинансированию (учетной политики) и официальных операций ЦБ с ценными бумагами в банковской системе (операций на открытом рынке), так как все расчеты, связанные с получением средств по рефинансированию и покупкой (продажей) ЦБ ценных бумаг, должны осуществятся через резервно - корреспондентский счет.
Эволюция использования данного инструмента в зарубежных странах такова: исторически отчисления в централизованный фонд осуществлялись банками на добровольной основе и служили в качестве страхового резерва. Начиная с 30-х годов резервные требования стали устанавливаться в официальном порядке и использоваться в качестве инструмента регулирования масштабов кредитно-расчетных операций банков и контроля за состоянием денежной массы.
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческого банка на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, т. е. процента резервирования средств в ЦБ. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
ЦБ, устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, имеет возможность регулировать величину и динамику каждой из этих групп, влияя тем самым на структуру и объем привлеченных ресурсов коммерческих банков и, воздействуя на их стоимость, а также на объем ссудных, учетных, факторинговых и других доходных активов. Управляя нормой резервирования, ЦБ одновременно оказывает влияние на уровень прибыльности коммерческих банков, повышая либо понижая стоимость ресурсов, объем кредитов и депозитов. Изменяя размеры кредитно-депозитной эмиссии, ЦБ управляет величиной и темпами изменения денежной массы.
1.4. Формирование резервов коммерческого банка и включение их в налоговую базу
Создание и использование резервов – довольно распространенный бухгалтерский и налоговый инструмент для управления прибылью организации. Кроме того, создание резервов позволяет равномерно включать в себестоимость продукции отдельные виды затрат.
Возможность создания резервов предусмотрена и в налоговом законодательстве, и в законодательстве о бухгалтерском учете. О том, как создать резерв на выплату вознаграждений по итогам года (вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет), как произвести выплату вознаграждений за счет созданного резерва, как отразить данные операции в бухгалтерском и налоговом учете, читайте в нашей статье.
Бухгалтерское и налоговое законодательство о резервах Согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации имеют право создавать резервы предстоящих расходов для равномерного включения таких затрат в издержки производства или обращения. Перечень, порядок создания резервов, предельный размер отчислений в них, а также способы учета, которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, должны быть предусмотрены в учетной политике организации. Резервирование необходимо производить на основании составленных специальных расчетов или смет. При этом порядок резервирования, зафиксированный в учетной политике, не может изменяться произвольно, так как принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому.
Налоговое законодательство также предоставляет налогоплательщикам возможность регулирования суммы исчисляемого налога на прибыль с помощью резервов. Формируя резерв, организация увеличивает в текущем отчетном или налоговом периоде свои расходы для целей налогообложения путем переноса уплаты части налога на прибыль на будущее.
Можно выделить несколько общих требований, которые налоговое законодательство предъявляет к созданию резервов:
–создание резервов – это право, а не обязанность налогоплательщика;
–сформировать резерв в праве только та организация, которая использует для целей исчисления налога на прибыль метод начисления;
–порядок формирования резервов необходимо закрепить в учетной политике организации.
Для того чтобы избежать возникновения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, желательно создавать резервы одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
В налоговом законодательстве общие правила создания резервов регламентированы Налоговым кодексом, в то время как в бухгалтерском учете лишь упомянуто о возможности организации создавать резервы.
Создание и использование резерва: отражение в бухгалтерском и налоговом учете.
Разработана и научно обоснована концепция налогообложения коммерческих банков на основе исследования направлений взаимного влияния направлений современной налоговой политики, специфики и задач развития банковской деятельности:
- доказана необходимость и целесообразность формирования в рамках единого налогового законодательства специальной подсистемы норм, регламентирующих налогообложение банков как важного условия достижения адекватности налогообложения специфике деятельности банков и их роли в экономике страны; выделены основные направления взаимосвязи тенденций реформирования налоговой системы и стратегии развития банковского сектора;
- определены характерные особенности развития налогового механизма в отношении банковской деятельности на основе научного анализа эволюции налогообложения прибыли (доходов) и операций банков в период 1992-2011 гг. исходя из изменчивости экономических условий и модификации роли банков в рыночной экономике;
- обоснована объективная необходимость усиления регулирующего значения налоговых инструментов в отношении кредитных операций и операций банков с ценными бумагами при соблюдении приоритета мер уполномоченного органа - Центрального Банка РФ (ЦБ РФ), в т.ч. касательно установленного порядка обязательных резервов, создаваемых для повышения устойчивости и ликвидности банков и отражаемых в налоговом учете;
- доказана правомерность применения налоговых преференций как косвенной, но эффективной меры по достижению целей налоговой политики в отношении банков; обоснован вектор их действия в направлении стимулируемой деятельности, в частности, инновационной, при использовании банковских кредитов;
- обоснована целесообразность изменения механизма налогообложения для достижения его соответствия экономическому содержанию доходов и операций, а также создания равных конкурентных условий применения для различных финансовых инструментов и форм их организации;
- определено содержание налогового потенциала как отражение действующего механизма налогообложения и направлений его развития исходя из стратегии банковской деятельности; предложена методика оценки реализации налогового потенциала коммерческого банка.
Определены методологические подходы к формированию эффективной системы налогообложения коммерческих банков, способствующие максимальной реализации объективных функций налогов посредством обеспечения адекватности налогообложения экономическому содержанию отдельных видов доходов (операций), равных конкурентных условий для различных банковских продуктов и инструментов финансового рынка:
- доказана методологическая неправомерность применения действующих положений статьи 40 НК РФ к оценке уровня тарифов по ряду банковских продуктов; предложены дополнительные критерии определения взаимозависимости лиц, а также установление сопоставимости банковских продуктов и разрешение спорных случаев на основании профессионального суждения, что направлено на снижение налоговых рисков всех участников налоговых отношений;
- обоснована целесообразность либерализации порядка определения расходов исходя из оценочных показателей при признании принципиальной правомерности государственного регулирования состава расходов банков в налоговой базе ННП и налогового контроля за их уровнем;
- дополнена методика налогового учета по ННП в банках введением дополнительного регистра и положениями, направленными на создание возможностей по управлению собственными налоговыми платежами и на снижение риска неполного отражения в налоговом учете банковских операций;
- доказана объективность освобождения банковских операций от НДС исходя из экономического содержания налога и как необходимая налоговая преференция на этапе становления банковской системы;
- обоснована правомерность приоритета принципа экономии налогообложения по отношению к принципу справедливости при установлении освобождений от НДС операций банков, учитывая специфику банковских технологий, из-за которой налоговый контроль при традиционных подходах не может эффективно выявлять нарушения; определены методологические подходы и предложения по изменению налогового законодательства в части НДС, отражающие реализацию экономического содержания отдельных операций банков и задачу повышения эффективности налогового контроля;
- определены методологические особенности налогообложения прибыли по операциям с ценными бумагами, отражающие приоритетное требование соблюдения единого подхода к сопоставимым по экономическому содержанию финансовым инструментам и создания равных конкурентных условий для участников фондового рынка; обоснована возможность своевременного внесения изменений в налоговое законодательство исходя из результатов мониторинга новых хозяйственных операций и финансовых продуктов;
Информация о работе Управление резервами российского коммерческого банка