Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:10, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение финансово-экономической сущности факторинга.
Для реализации поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Определить правовую основу регулирования факторинга в России.
2. Раскрыть понятие факторинга, его сущности и функций.
3. Привести классификацию факторинговых услуг.
Введение
1. Основы правового регулирования факторинга
2. Финансово-экономическая сущность факторинга
2.1 Понятие факторинга и его сущность
2.2 Виды факторинга
3. Проблемы и перспективы развития рынка факторинга
3.1 Тенденции развития российского рынка факторинга
3.2 Перспективы развития российского рынка факторинга
Заключение
Список использованной литературы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Деньги,кредит,банки
На тему: Факторинг как новый тип кредитных услуг
Содержание
Введение
1. Основы правового
2. Финансово-экономическая сущность факторинга
2.1 Понятие факторинга и его сущность
2.2 Виды факторинга
3. Проблемы и перспективы развития рынка факторинга
3.1 Тенденции развития российского рынка факторинга
3.2 Перспективы развития российского рынка факторинга
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В условиях инфляции и нарушения
платежной дисциплины российские предприятия
вынуждены вести поиск новых
путей для своевременного взыскания
дебиторской задолженности. Одним
из эффективных способов решения
этой проблемы является факторинг - услуга
по финансированию оборотных активов
и управлению дебиторской задолженностью.
Факторинг - это совокупность услуг,
оказываемых кредитной
Наиболее успешно факторинг развивается в то время, когда банки неохотно кредитуют организации, то есть в основном в период экономических кризисов.
Факторинговое обслуживание наиболее полезно для малых и средних предприятий, потому что в отличие от крупных организаций они испытывают особые трудности, связанные со сбытом продукции, однако в России в настоящее время клиентами факторинговых компаний в основном являются крупные предприятия.
Актуальность данной темы
очевидна в последнее время, когда
существенно обострился кризис неплатежей.
Многие предприятия становятся заложниками
одной большой цепочки
В настоящее время деятельность факторинговых компаний в России регулируется с различных сторон в рамках действующего законодательства: налогового; административного; законодательства, регулирующего деятельность коммерческих организаций; банковского; уголовного; законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Несмотря на это, сегодня существует множество нерешенных вопросов, касающихся регулирования российского рынка факторинга.
Целью данной работы является рассмотрение финансово-экономической сущности факторинга.
Для реализации поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Определить правовую основу регулирования факторинга в России.
2. Раскрыть понятие факторинга, его сущности и функций.
3. Привести классификацию факторинговых услуг.
4. Рассмотреть проблемы и перспективы как российского факторингового рынка, так и международного.
В заключение приведены основные выводы по работе.
Отдельные элементы факторских операций появились еще в XIII - XVI веках. Рассматривая историю возникновения факторинговых операций, А.С. Комаров указывает, что факторами первоначально назывались комиссионные (торговые) агенты, в функции которых входила не только реализация товаров, производимых принципалом, но и предоставление ему денежных авансов и кредитование его производства. Комиссионер продавал товары и выставлял счета от своего имени, не указывая имени принципала. Если он продавал в кредит, то принимал и риск, предоставляя за дополнительное вознаграждение гарантию получения платежа (делькредере). На более позднем историческом этапе некоторые комиссионные агенты отказались от коммерческих функций и сосредоточились на финансовых сторонах обслуживания клиентов. Постепенно факторы перешли к прямой покупке у поставщика его платежных требований (выставленных покупателям счетов-фактур).
Широкое развитие факторинга в начале XX века было вызвано усилением инфляционных процессов, что требовало ускорения реализации продукции и перевода капитала из товарной в денежную форму. Именно эти причины привели к вытеснению факторингом коммерческого кредита в вексельной форме. Наибольшее распространение подобные операции получили в США в 40 - 50-х годах. Осуществлялись они в основном крупными банками ("Бэнк оф Америка", "Ферст нэшнл бэнк оф Бостон"). Однако официально эти операции были признаны в США в 1963 году, когда правительственный орган по контролю за денежным обращением признал факторинговые операции законным видом банковской деятельности. В Европе подобные операции стали проводиться в 60-х годах и получили наибольшее распространение в конце 80-х годов. В основном деятельность финансовых посредников осуществлялась банками либо специализированными финансовыми организациями
Факторинговые операции приобрели исключительно широкое распространение и в международной коммерческой практике. Вместе с тем участники оборота столкнулись с ситуацией отсутствия правового регулирования отношений по факторинговому обслуживанию. В континентальном европейском праве специальные нормы о договоре факторинга отсутствовали, отношения сторон регулировались, как правило, общими нормами обязательственного права.
В этих условиях явственно обозначилась потребность в разработке правовых норм регулирующих международные операции по финансированию под уступку денежного требования.
В мае 1988 года на международной конференции в Оттаве была принята Конвенция о международном факторинге (Оттавская конвенция 1988 года), подготовленная Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Конвенция выполнила две важнейшие задачи - выработала с учетом имеющегося опыта национального регулирования ряд унифицированных норм, а также урегулировала многие вопросы, не имевшие решения в национальных правовых системах. В частности, применительно к уступке требования в рамках факторинга были решены вопросы о действительности уступки всех текущих и будущих требований, о действии договорных условий о недопустимости уступки и т.д. По ряду возникающих в практике сложных вопросов в Конвенции не удалось найти взаимоприемлемого решения. В частности, осталась неурегулированной очередность удовлетворения требований фактора (цессионария) и третьих сторон. Таким образом, Конвенция лишь в определенной степени выполнила задачу унификации норм об уступке требования.
Попытки внедрить факторинг
на российской почве привели к
появлению письма Госбанка СССР от
12.12.89 № 252 "О порядке осуществления
операций по уступке поставщиками банку
права получения платежа по платежным
требованиям за поставленные товары,
выполненные работы и оказанные
услуги". Данное письмо предусматривало
лишь случаи переуступки просроченных
требований – уступка производилась
только после получения поставщиком
от банка плательщика извещения
о помещении платежных
На уровне закона факторинг впервые был урегулирован частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 марта 1996 г.
В ГК РФ термин "факторинг" не используется. Постановлением Президиума ВАС РФ от 06.02.2002 № 5659/01 указывается на то, что в соответствии с нормами гл. 43 ГК РФ факторинг представляет собой финансирование под уступку денежного требования.
В свою очередь, статья 824 ГК
РФ определяет договор финансирования
под уступку денежного
Следует напомнить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Таким образом, фактически речь идет о том, что договор факторинга играет роль именно обеспечения исполнения первого обязательства. Причем до наступления обстоятельств, указанных в договоре (например, неплатеж по кредиту), право требования к банку не переходит. Можно говорить о том, что требование банк получает в некоторой степени условно, т.е. стороны достигают соглашения о том, что при наступлении определенных обстоятельств оно перейдет к банку. А до этого события право требования принадлежит первоначальному кредитору (клиенту банка).
Отметим, что договор уступки денежного требования недостаточно урегулирован в ГК РФ и является предметом споров юристов-профессионалов. На этот факт обращено внимание в пп. 2.2.1-2.2.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009.
Указано, что определение
договора финансирования под уступку
денежного требования в ст. 824 ГК
РФ не содержит всех признаков, на основании
которых возможно разграничение
договора финансирования с другими
видами договоров, в рамках которых
возможна передача права требования.
В связи с этим возникли затруднения
при определении круга
Положения гл. 43 ГК РФ практически не содержат норм, регулирующих взаимоотношения финансового агента и клиента по данному договору. В частности, не решены вопросы о порядке исполнения клиентом своих обязанностей по передаче права требования; об оплате услуг финансового агента и выплате клиентом процентов за пользование предоставленными денежными средствами, об ответственности финансового агента и т.д.
В связи с этим необходимо уточнить сферу применения положений ГК РФ о договоре финансирования, определить квалифицирующие признаки, необходимые для разграничения указанного договора с другими сделками, в рамках которых права передаются за денежное вознаграждение. Такими признаками могут быть: длящийся характер отношений, предоставление финансовым агентом, помимо финансирования, и иных услуг клиенту (ведение учета задолженности, инкассирование задолженности, страхование рисков клиента). Следует расширить круг обязательств, права по которым могут быть предметом данного договора, урегулировать взаимные права и обязанности финансового агента и клиента.
Положения о договоре факторинга присутствуют в законодательстве всех стран - членов Европейского союза, как в гражданских, так и в торговых кодексах.
Очевидно, что для успешного и качественного факторинга в России необходимо изучать и использовать европейский опыт. Особенно это касается вопросов государственного регулирования, налогового законодательства, а также введения на законодательном уровне понятия "факторинг".
2.1 Понятие факторинга и его сущность
Факторинг - это достаточно новый вид услуг в области финансирования, которым занимаются специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами, либо сами банки.
Факторинг представляет собой
финансово-посредническую операцию, состоящую
в уступке поставщиком
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом, если она удовлетворяет одному из следующих признаков:
· наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
· оказание поставщику услуг по ведению бухгалтерского учета, прежде всего в части реализации и дебиторской задолженности;
· инкассирование дебиторской задолженности поставщика;
· страхование поставщика от кредитного риска.
Целью факторингового обслуживания кредиторов является своевременное погашение дебиторской задолженности, сокращение потерь из-за задержки платежей, предотвращение появления сомнительных долгов и повышение ликвидности предприятий.
При уступке будущее денежное требование должно перейти к посреднику после того, как возникло само право на получение с должника денежных средств. Предприятие-кредитор не отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки, в случае предъявления его банком или фактор-фирмой к исполнению, если иное не предусмотрено договором. Таким образом, факторинг предусматривает переуступку любой дебиторской задолженности.