Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:53, реферат
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования
со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Ведение
Сущность и цели финансовой политики
Виды финансовой политики и механизм ее реализации
Российская финансовая политика: тенденции и перспективы
Социально-экономические проблемы и ограничения развития
Задачи финансовой политики
Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития
Развитие конкуренции в Российской Федерации
Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества
Развитие институциональных инвесторов
Реформирование банковской системы
Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов
Развитие рынка страховых услуг
Развитие малого бизнеса
Оптимизация форм государственного регулирования экономики
Повышение открытости экономики
Поддержка экспорта
Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики
Предполагаемые результаты
Заключение
Список использованной литературы
сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача
контроля над инфляцией.
Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в
той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует
подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на
хозяйство страны.
Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1) Выработка научно обоснованных концепций развитии финансов, которая
формируется на основе изучения требований экономическим законов,
всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния
потребностей населения.
2) Определение основных
текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики.
Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения
финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические
факторы.
3) Собственно осуществление
поставленных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается
лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих
ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает
все возможности финансового
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно
правительством;
б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к
первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется
особенностями последнего.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой
системы к самостоятельной
позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без
непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума
необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной части
государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть
спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения
поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования
налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во
втором же, наоборот, в их снижении.
Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а
правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов
граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению
налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики.
Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии
автоматически регулировать экономику Действительно, ведь при подъеме с
увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые
в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них
можно выделить следующие четыре, а именно:
1. Социальные выплаты, включая
пособия по безработице.
за счет которых финансируются пособия по безработице резко возрастают, когда
занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает
давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период
слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем
увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к
снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.
Другие типы пособий – такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы
социального страхования, – по характеру своего автоматического
антициклического регулирования также относятся и стабилизирующему типу.
2. Актуальные для развитых
когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные
продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая
излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство
выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные
средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению такой
стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское
сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.
3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания
иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные
юридические лица сохраняют прежний
уровень выплачиваемых
если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к
ослаблению спроса на товары и ycлуги, который иначе был бы предъявлен
вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В
другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к
стабилизации ситуации.
4. Инертность склонности к
привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего
дохода.
Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации,
без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию
все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:
1) Саморегулирования
ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода,
налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не
учитывается эффект мультипликации, которым существенно ослабляет действие
стабилизатора.
2) Политические и другие
пассивным действиям правительства.
Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при
помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики,
несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику,
представляется необходимым.
Под дискреционной политикой
и правительственными расходами с
целью изменения реального
национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения
экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
– общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
– социальные программы;
– правительственные закупки;
– государственные инвестиции;
– изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
– управление налоговым гнетом.
Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую
политику:
1) Политика в области
2) Фискальная политика.
Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы связанные с
государственными расходами.
Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики
широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие –
безработица. Такие программы имели
своей целью увеличить
являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные
примеры: в послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку
новых дорог и автомобильных магистралей, что не только снизило уровень
безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также
освободило государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив
страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой.
Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что объясняется
фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что экономика вступила в
стадию спада только после того, как последний уже поразил хозяйство страны.
Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть только немногие экономисты
предвидели всю полноту
собой. Стабилизационная политика стала проводится лишь через несколько
месяцев после начала спада, когда снижение деловой активности было заметно
уже невооруженным глазом.
Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе, государственные
органы начинают вырабатывать общественные программы но к тому времени, когда
они будут представлены и начнут реализовываться потребность в них уже
исчезнет, ибо время депрессии станет подходить к концу.
В общей сложности следует
неэффективным инструментом дискреционной политики.
Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются
государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство
может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды
инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же
депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды.
Однако недостатком
является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно
сократить, когда положение снова улучшится.
Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление
финансами, – правительственные закупки и инвестиции. Увеличение
государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие
промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается
следующим макороэкономическим законом:
S+M = С + In + Xn + G, то есть сбережения и импорт равняются сумме
потребления инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок. Иначе
говоря, рост G или In приведет к смещению кривой С + In + Xn + G вверх
относительно графика
Наконец перейдем к фискальной политике как второму элементу политики
финансовой. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в
течение всего экономического цикла.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд,
осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых
законодательными актами. Совокупность
взимаемых в государстве
других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую
систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьма
различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные
виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами,
пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц,
передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие
объекты, установленные законодательными актами.
Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух типов. Первый вид –
налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль
фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу
(социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на
собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли
и капиталов за рубеж. Они взимаются с конкретного физического или
юридического лица, их называют прямыми налогами.
Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или
налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и
услуг); на наследство; на сделки с
недвижимостью и ценными
Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену
товаров или услуг.
Итак, основными налогами в Российской Федерации являются:
1. Индивидуальный подоходный
доходов налогоплательщика.
2. Налог на прибыль фирм и
предприятий. Взимается с
юридических лиц (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).
3. Социальные взносы, то есть
выплаты, осуществляемые
рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные внебюджетные
фонды: по безработице, пенсионный и так далее.
4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество дарение и наследство.
5. Налоги на товары и услуги,
прежде всего таможенные
также НДС.
Исходя из описанной системы налогообложения представляется возможным выделить
такие главные принципы фискальной политики:
а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей
налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных
физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены