Формирования и использования фонда обязательных резервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение порядка формирования и использования фонда обязательных резервов, а также вопросов предоставления гарантии возврата вкладов физическим лицам.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) изучить порядок формирования и использования средств фонда обязательных резервов;
2) рассмотреть порядок расчета резервных требований;
3) раскрыть сущность деятельности Агентства по гарантированному возмещению вкладов физических лиц;
4) определить порядок постановки на учет в Агентстве, снятия с учета и уплаты календарных взносов;
5) дать оценку деятельности Агентства в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

для нете.docx

— 70.69 Кб (Скачать файл)

 Минимальная сумма   остатка   средств   ФОР   от   привлеченных   ресурсов   в  национальной  валюте устанавливается на период с 15-го числа текущего месяца до  15-го числа  следующего  месяца  и  рассчитывается  как  85%  величины, определенной расчетом регулирования  средств  ФОР на  1-е  число  текущего  месяца  (далее  -  расчетной величины).

Представление расчета  регулирования  ФОР  от  привлеченных  ресурсов в национальной и иностранной валютах производится банком в соответствии с Положением о порядке формирования  коммерческими  банками  и  кредитными  учреждениями ФОР,  размещаемого в  Национальном  банке Республики Беларусь,  в установленные указанным Положением сроки. Представленным расчетом определяется расчетная  величина  остатка средств   ФОР  от  привлеченных  банком ресурсов в национальной валюте.

Объем и сроки перечислений средств  в  ФОР от   привлеченных   ресурсов   в  национальной  валюте определяются  банком  самостоятельно.  Требования   Положения   о порядке   формирования   коммерческими   банками   и   кредитными учреждениями  фонда   обязательных   резервов,   размещаемого   в Национальном   банке   Республики   Беларусь,   в   части  сроков осуществления регулирующих операций на него не  распространяются.

Банк обязан обеспечить наличие фактического остатка на 15-е число месяца средств ФОР,  депонированных  от ресурсов  в  национальной  валюте,  в  размере  не ниже расчетной величины.

Банк   самостоятельно   определяет   необходимую    сумму использования  средств  ФОР.  При  этом остаток средств фонда от  привлеченных  ресурсов  в  национальной валюте   не   может   быть   ниже   минимальной   суммы  остатка. Списание средств со счета банка по учету средств ФОР, открытого  в   Национальном   банке,   и зачисление их на корреспондентский счет производится на основании электронного сообщения, переданного банком через систему BIS.

Резервные   требования   выполняются   банком   в   форме поддержания  средней  величины  фактических  ежедневных  остатков средств ФОР от  привлеченных  ресурсов  в национальной  валюте  за  период с 15-го числа текущего месяца по 15-е число следующего месяца,  рассчитанной  по  формуле  средней хронологической, на уровне не ниже расчетной величины.

Для поддержания  средней  величины  фактических   ежедневных остатков  средств банк самостоятельно осуществляет перечисления средств в ФОР.

Отдел межбанковских расчетов 15-го числа  каждого  месяца или  в первый рабочий день,  следующий за 15-м числом,  если 15-е число  является  нерабочим  днем,  составляет  и   направляет   в Департамент   монетарного   регулирования,   Главное   управление Национального  банка  по  г.Минску  и   Минской   области   и   в соответствующий  банк (по электронной почте) данные о фактическом использовании средств  ФОР  в  отчетном периоде  (с 15-го числа предыдущего месяца по 15-е число текущего месяца).

При обеспечении средней величины  фактических  ежедневных остатков  средств  ФОР  от привлеченных ресурсов в национальной валюте на уровне ниже расчетной  величины банк  20-го  числа  каждого  месяца  или  в  первый рабочий день, следующий за 20-м числом,  если  20-е  число  является  нерабочим днем,  перечисляет  Национальному  банку  плату  за  неправомерно использованные средства ФОР  в  размере двукратной  ставки  рефинансирования  за отчетный период (с 15-го числа предыдущего месяца по 15-е число текущего месяца). В случае неперечисления   указанной  платы  Отдел  межбанковских  расчетов списывает ее с банка в установленном порядке.    

Национальным банком  может  быть  также  рассмотрен вопрос о лишении данного банка права на использование части средств  ФОР на  срок до 3 месяцев.  При лишении банка права на использование части средств ФОР Национальный  банк  списывает  с  корреспондентского  счета банка сумму недовнесенных в фонд средств (в пределах имеющихся  средств на  корреспондентском счете) до восстановления расчетной величины фонда. [1, стр. 5].

 

 

 

1.2 Расчет резервных  требований

Резервные требования - минимальный объем денежных средств, который банки обязаны поддерживать в течение периода выполнения резервных требований в ФОР в порядке и на условиях, определенных Инструкцией о порядке формирования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями ФОР, размещаемого в Национальном банке Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами Национального банка.

Расчетный период устанавливается с 1-го числа месяца по 1-е число   следующего   месяца   включительно.   По  окончании  каждого расчетного  периода банки рассчитывают резервные требования (далее - РТ) по формуле:

 

где  БР  -  база  резервирования  (далее  - БР); Н - норматив обязательных резервов.

Норматив  (нормативы) обязательных резервов устанавливаются Советом   директоров  Национального  банка.  В  случае,  если  Совет директоров   Национального  банка  устанавливает  дифференцированные нормативы  обязательных  резервов  для  различных  составляющих базы резервирования, резервные требования рассчитываются по формуле:

 

где  БР  -  i-тая   составляющая  базы резервирования. При этом для  i должно выполняться условие:

 

где Н   -  норматив  обязательных резервов, установленный для i-той составляющей базы резервирования; n - количество составляющих базы резервирования.

База  резервирования  рассчитывается  по  формуле  средней хронологической:

 

где ПС1, ПС8, ПС15, ПС22, ПС1с – объемы привлеченных средств, рассчитанные  на начало  1, 8, 15, 22-го числа месяца и 1-го числа следующего месяца. При этом привлеченные средства, номинированные в иностранной валюте, рассчитываются   в  эквиваленте  белорусских  рублей,  отраженных  в балансе банка на вышеуказанные даты. [3, стр. 6].

В состав привлеченных средств для расчета базы резервирования включаются пассивные остатки на следующих балансовых счетах банка:

  1. пассивные остатки на счетах 3-го класса "Счета по операциям клиентов" за исключением пассивных остатков на счетах по учету начисленных процентных расходов с учетом следующих особенностей:
  • пассивные остатки на счетах по учету средств на текущих (расчетных) счетах клиентов уменьшаются на сумму иностранной валюты, заблокированной в банках согласно решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь в пределах наличия обязательств в иностранной валюте перед соответствующим клиентом;
  • пассивные остатки на счетах по учету доходов организаций Министерства связи и информатизации Республики Беларусь по переводным операциям уменьшаются (в пределах пассивных остатков) на величину активных остатков на счетах по учету расходов указанных организаций;
  • пассивные остатки на счетах по учету аккредитивов включаются за исключением пассивных остатков отдельных лицевых счетов по учету аккредитивов в сумме предоставленных приказодателями валютных покрытий по аккредитивам в пределах активных остатков соответствующих отдельных лицевых счетов балансового счета № 1516 по учету сумм валютных покрытий по аккредитивам, переведенных банком-эмитентом в пользу исполняющих (подтверждающих, рамбурсирующих) банков;
  • пассивные остатки на счетах по учету средств, полученных в качестве обеспечения исполнения обязательств (группа № 315), включаются за исключением пассивных остатков отдельных лицевых счетов указанного счета по учету предоставленных клиентами сумм валютных покрытий по банковским гарантиям в пределах активных остатков соответствующих отдельных лицевых счетов балансового счета № 1516 по учету сумм валютных покрытий по банковским гарантиям, переведенных банком в пользу банков, выдающих или подтверждающих банковские гарантии по его поручению;
  • пассивные остатки на счетах по учету займов и иных привлеченных средств, полученных от клиентов (группа № 318), включаются за исключением пассивных остатков отдельных лицевых счетов указанной группы счетов по учету привлеченных средств клиентов-нерезидентов в иностранной валюте;
  1. пассивные остатки на счетах группы 49 "Ценные бумаги, выпущенные банком" (за исключением пассивных остатков на счетах по учету начисленных процентных расходов) в части фактической цены размещения выпущенных ценных бумаг (номинальная стоимость за минусом суммы дисконта) уменьшаются на произведение указанной фактической цены на коэффициент стандартного вычета. Коэффициент   стандартного    вычета    ежемесячно    рассчитывается управлением  операций  с   ценными   бумагами   Главного  управления монетарных операций на основе данных предыдущего расчетного периода, утверждается Комитетом по монетарной политике Национального банка  и размещается  на  сайте   Национального  банка  в  сети  Интернет  до окончания отчетного  расчетного  периода. 
  1. пассивные остатки на счетах № 6302 "Суммы до выяснения - по кредиту" и № 6303 "Транзитные счета". [3, стр. 8].

В течение 6 рабочих дней месяца, следующего за расчетным периодом (но не позднее чем за 2 рабочих дня до начала соответствующего периода выполнения резервных требований), банки обязаны представить в управление реализации монетарной политики документы, которые направляются в Национальный банк на бумажном носителе или по специальным каналам связи в единицах измерения, соответствующих направляемым в Национальный банк балансам.

Документы подписываются руководителем и главным бухгалтером банка или их заместителями, либо уполномоченными на это руководителем лицами и скрепляются печатью банка. Ответственность за правомочность подписания документов несет руководитель банка.

В случае если Правлением Национального банка принято решение о возврате банку средств, размещенных в ФОР, в полном объеме, то со следующего расчетного периода банк не представляет Национальному банку указанные документы.

В течение месяца, следующего за отчетным расчетным периодом, управление реализации монетарной политики осуществляет выборочную проверку документов, поступивших за этот расчетный период.

В случае выявления в документах, представленных за отчетный расчетный период, нарушений (влекущих корректировку резервных требований) управление реализации монетарной политики направляет банку предписание в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Национального банка, с указанием характера выявленных нарушений и обусловленного этим размера корректировки резервных требований. В случае если нарушение связано с несоответствием данных, указанных в документах, с балансовыми данными, а также при необходимости в иных случаях в предписании указывается на необходимость представления исправленных документов.

При получении предписания Национального банка с указанием выявленных нарушений в документах за отчетный расчетный период банк осуществляет следующие действия:

  1. представляет в управление реализации монетарной политики исправленные документы в течение следующих 2 рабочих дней после дня получения предписания Национального банка;
  2. учитывает (вычитает либо прибавляет) величину корректировки резервных требований, указанную в предписании Национального банка, при расчете резервных требований за отчетный либо за следующий расчетный период. Если величина корректировки не указана в предписании Национального банка, то банк определяет ее самостоятельно на основе первоначально направленных и исправленных документов.

На основе поступивших за отчетный расчетный период документов управление реализации монетарной политики составляет расчет фиксированной и усредняемой частей резервных требований. В случае, если на момент расчета фиксированной и усредняемой частей резервных требований от банка не поступили документы, Национальный банк вправе самостоятельно рассчитать резервные требования для этого банка на основе данных поступивших от него балансов. При этом перерасчет резервных требований в последующем не производится.

Не позднее чем за один рабочий день до начала периода выполнения резервных требований управление реализации монетарной политики направляет расчет фиксированной и усредняемой частей резервных требований в управление межбанковских расчетов Главного управления платежной системы (далее - управление межбанковских расчетов) для использования при осуществлении перечислений резервных требований. Управление межбанковских расчетов доводит до банков указанный расчет фиксированной и усредняемой частей резервных требований по специальным каналам связи.

Банки поддерживают фиксированную часть резервных требований на счете по учету ФОР, а усредняемую часть - на корреспондентском счете в Национальном банке. Норматив фиксированной части резервных требований (в процентах) устанавливается Советом директоров Национального банка.

На конец первого рабочего дня и в течение последующих календарных дней периода выполнения резервных требований банки обязаны обеспечить остаток средств на счете по учету ФОР на уровне не ниже величины фиксированной части резервных требований, рассчитанной для этого периода. Период выполнения резервных требований устанавливается Советом директоров Национального банка. Регулирующие операции по списанию средств со счета по учету ФОР, открытого в Национальном банке, производятся на основании заявки банка, направленной в Национальный банк системными сообщениями по специальным каналам связи. Управление межбанковских расчетов обеспечивает контроль в части недопущения снижения остатка на счете по учету средств ФОР ниже доведенной банку величины фиксированной части резервных требований.

На конец каждого календарного дня периода выполнения резервных требований банки обязаны обеспечить остатки средств на корреспондентском счете в Национальном банке на таком уровне, чтобы их среднеарифметическая величина, рассчитанная за весь период выполнения резервных требований, была не ниже величины усредняемой части резервных требований, рассчитанной для этого периода.

В случае, если банк не выполняет установленные требования, Национальный банк направляет ему предписание в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Национального банка, в котором указывается на необходимость устранения нарушения. Для устранения нарушения Национальный банк устанавливает для банка на ближайший период выполнения резервных требований величину фиксированной части резервных требований, увеличенную на сумму выявленного нарушения. [3, стр. 13].

Информация о работе Формирования и использования фонда обязательных резервов