Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:10, контрольная работа
Центральный банк является также контролирующим, регулирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.
Реализация функций центрального банка обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Возникновение и развитие банков……………………………………5
2. Основные функции центральных банков……………………………10
3. Банковские операции………………………………………………….15
Выводы и предложения…………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Выводы
и предложения……………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….23
Введение
Центральный
банк является также контролирующим,
регулирующим и исследовательско-
Реализация функций центрального банка обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций.
При этом
не нужно пренебрегать и богатым
опытом функционирования таких институтов
в развитых зарубежных государствах.
Несмотря на то, что Центральные
банки многих стран в силу путей
своего исторического развития
различны, но, тем не менее, они имеют
много и сходных черт. Кроме
того, часть иностранной практики
управления и организации Центрального
банка может быть успешна, использована
для совершенствования
Актуальность
темы исследований объясняется тем,
что, поскольку банковская система
выступает в качестве объекта
государственного управления, необходимо
достаточно четко уяснить, что в
нее входит, из каких элементов
она состоит. Иными словами, определение
понятия и элементного состава
банковской системы Российской Федерации
позволит выявить круг объектов государственного
управления в этой сфере, т.е. на кого
направлено управляющее воздействие
органов государственного управления
и для кого управленческие решения
компетентных органов государства
являются обязательными. Важность этого
вопроса связана также с
Центральный
банк сочетает в себе черты обычного
(коммерческого) банковского учреждения
и государственного ведомства, обладая
определенными властными
Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов
Целью данной контрольной работы – ознакомиться с правовым статусом, функциями и операциями Банка России.
Банки - это огромное достижение цивилизации. Сегодня они представляют собой специализированные организации, которые аккумулируют временно свободные денежные средства юридических лиц и населения, предоставляют их во временное пользование в виде кредитов, оказывают посреднические услуги во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, производят кассовое обслуживание физических и юридических лиц, осуществляют другие операции с деньгами и денежным капиталом.
В экономической литературе предпринимались многочисленные попытки определить сущность банка, выделить его отличия от других кредитно-финансовых организаций. Особо выделим две точки зрения. В соответствии с одной из них сущность банка можно понять не из перечисления операций, которые он выполняет, а исходя из его макроэкономической роли. Банк определяется как «денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах» [1, с. 314]. Согласно другой точке зрения,различия между банками и небанками могут базироваться на двух признаках [2, с. 1]:
1) банки играют на финансовых рынках основную роль, реализуя почти полный перечень рыночных операций;
2) банки выпускают в обращение и изымают из него деньги, определяя деятельность других кредитных учреждений, круг и природу отношений, осуществляемых последними
Первоначально банки возникли как частные коммерческие образования, являвшиеся элементами торгово-рыночной инфраструктуры.
Первые банкиры, предоставляя денежные средства взаймы, стремились стать ростовщиками, т. е. обеспечить самый простой и надежный способ получения прибыли. Государственные банки возникли в мировой практике позднее частных и существовали параллельно с ними, занимая свою нишу в сфере экономических отношений.
Развитие банковского дела привело к зарождению финансовых рынков, усилению позиций центральных банков. Банки развивают отдельные сегменты финансовых рынков как полноценных источников пополнения своего денежного капитала для ведения кредитных операций. В XX в. усилилась тенденция специализации и универсализации банковской деятельности.
Если обобщить историю появления и развития банков, то можно отметить, что она напрямую связана с экономическими (прежде всего макроэкономического уровня) и политическими условиями. На процессы становления и развития банков решающее воздействие оказывают: во-первых, степень зрелости товарно-денежных отношений; во-вторых, общественно-экономическая ситуация в стране, характер решаемых задач и их целевая направленность; в-третьих, законодательное обеспечение действующей практики; в-четвертых, степень развития национальных рынков, международной торговли. Поскольку банки проводят в основном денежные операции и предметом их деятельности является денежный капитал, то и содержание, и масштабы последней зависят от степени развития товарно-денежных отношений в стране, уровня торговли, темпов промышленного производства.
Кредитор становится банкиром, когда денежные операции отделяются от торговли, тогда банковское дело выделяется в самостоятельную, специализированную отрасль оказания денежных услуг. Увеличение спроса на банковские услуги прямо пропорционально росту товарообмена, увеличению объемов торговли и роста промышленности. Всякое замедление или, что еще хуже, разрушение реального сектора экономики, экономические кризисы отрицательно сказываются на деятельности и развитии банков. В фазе экономического подъема спрос на банковские услуги возрастает, увеличивается объем банковских операций, банковская система вступает в стадию поступательного развития, повышается экономическая эффективность ее деятельности: растет прибыль банков, сокращаются экономические риски, повышаются денежные резервы банков [3, C.201].
Центральный
банк Российской Федерации (Банк России)
был образован на основании закона
«О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» 2 декабря
1990 г. Главной его задачей в
условиях двухуровневой банковской
системы стали поддержание
Историческое развитие банковской системы России, принятые законодательные и нормативные акты нашли отражение в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями, которыми ЦБ РФ руководствуется и в настоящее время. Этот документ, определяющий цели, функции, права, обязанности и механизм деятельности ЦБ РФ, содержит 95 статей (вместо 39 в законе «О Центральном банке РФ» от 2 декабря 1990 г.).
Основными целями его деятельности являются:
· развитие и укрепление банковской системы РФ;
·
защита и обеспечение устойчивости
национальной валюты – рубля, в том
числе его покупательной
· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» он – орган государственного руководства, выполняющий роль «банка банков» и наделенный правами и полномочиями монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредитно-банковской деятельности, валютной сферы, хранения золотовалютных резервов. ЦБ РФ – государственный банк, уполномоченный законом отражать и защищать интересы государства. Его деятельность строится на основе действующего законодательства и устава банка. Он выступает юридическим лицом, субъектом федеральной собственности с особым статусом как экономически самостоятельное учреждение, существующее на собственные доходы. ЦБ РФ не отвечает по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по денежным обязательствам банка, если они не приняты на основе федерального законодательства.
ЦБ РФ в пределах своих полномочий, предоставленных Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и подотчетен высшему законодательному органу своего государства – Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Высшим органом ЦБ РФ является Совет директоров, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление им. Это коллегиальный орган, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Первый назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов. Вторые работают на постоянной основе в Банке России.
Закон подтверждает организацию ЦБ РФ по принципу единой централизованной системы с вертикальной схемой подчинения, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, РКЦ, вычислительные центры, учебные и другие учреждения. Национальные банки республик в составе РФ являются территориальными учреждениями ЦБ РФ. Как подразделения Банка России они не имеют статуса юридического лица. Кроме того, они не могут принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии, поручительства, вексельные и другие обязательства.
ЦБ РФ имеет уставный капитал, служащий обеспечением его обязательств, может создавать за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения, в том числе страховой фонд, формируемый за счет обязательных отчислений коммерческих банков на условиях и в порядке, определяемых Уставом банка. Нормативы отчислений, прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров.
ЦБ РФ
издает нормативные акты, которые
обязательны для федеральных
органов государственной
Отчетный
период ЦБ РФ устанавливается с 1 января
по 31 декабря каждого года. Структура
баланса банка определяется Советом
директоров. Годовой отчет представляется
ежегодно Государственной Думе не позднее
15 мая. Последняя рассматривает его
до 1 июля очередного года и направляет
со своим заключением
ЦБ РФ
перечисляет в федеральный
Для рассмотрения годового отчета ЦБ РФ Государственная Дума до завершения отчетного года принимает решение о его аудите и назначает аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории РФ.
Внутренний аудит ЦБ РФ осуществляется службой главного аудитора, непосредственно подчиненной Председателю ЦБ РФ[4, C.167].
В ч. 1 ст. 75 Основного закона закрепляется статус ЦБ РФ, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, а в ч. 2 данной статьи определяется основная его функция — защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти [5, C.416].
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (с изм. от 23 декабря 2004 г.) Банк России выполняет следующие функции: