Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:04, курсовая работа
Подробный анализ состояния финансовой системы Республики Беларусь содержится в отчетах и докладах МВФ (Международного Валютного Фонда). Для изложения процесса зарождения и эволюции банковских институтов были использованы работы следующих авторов: И.Т.Балабанова, Г.И.Кравцовой, Г.Н.Белоглазовой, О.Н.Мисько и др.
Основная цель работы – выработка практических рекомендаций по реформированию банковского сектора Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………….………….….3
Происхождение банков, их сущность и роль в экономике………..….....4
Зарождение и эволюция банковского дела……………………..….5
Банковская система, ее структура…………………………..….…..5
Особенности и задачи функционирования центральных банков……………………….....................................................................8
Операции коммерческих банков, их роль в экономике…………10
Функционирование и развитие банковского сектора в странах с трансформационной экономикой…………………………………….……..15
Банковская система в развитых странах……..………………...…19
2.2 Банковская система в Германии……………….………...………..21
2.3 Банковская система в странах с переходной экономикой……....19
Особенности функционирования банковской системы Республики Беларусь, перспективы ее развития………………......................................25
Банковский сектор Республики Беларусь, оценка стабильности финансовой системы…………………………………………...………....27
Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь . ..29
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованных источников………………………………………...…35
Приложения…………………………………………………………..……….…
Немаловажные различия центральных банков развитых стран связаны с процедурой выбора или назначения руководства банка. По этому признаку можно выделить три группы стран:
1)Страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.
2)Страны, где Президент центрального банка назначается советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны. Представителем этой группы является Италия.
3)Страны, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком. К этой группе относятся Нидерланды.
Ещё одним фактором различия центральных банков является законодательное ограничение кредитования правительства. В соответствии с этим признаком наиболее независимыми являются центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов. Меньшая степень независимости предоставляется во Франции и в Японии, где объем кредитования правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством. Наиболее зависимыми являются центральные банки Дании, Италии, Швеции и Швейцарии. В этих странах формально не существует ограничения объема кредитования правительства.
Рассмотрев сущность и структуру банковских систем развитых стран можно сделать вывод, что наиболее распространённой является двухуровневая банковская система, состоящая из центрального банка и коммерческих банков. Было выяснено, что данному типу банковской системы присуще не только достоинства, связанные с гибкостью, наличием не только прямой, но и обратной связи между центральным банком и кредитных учреждений, но и недостатки, затрудняющие контроль за денежной массой и ограничивающие свободу деятельности банков и кредитных учреждений. Анализ рынка банковских услуг развитых стран выявил существенные различия в работе с клиентами и роли разных видов банков в осуществлении тех или иных операций. Было выявлено, что европейский рынок банковских услуг поделён на шесть сегментов, и в соответствии с принадлежностью финансовой организации к той или иной группе ей доверено проводить только определённые виды операций и, соответственно, работать с ограниченным кругом клиентов. Напротив, американские банки и небанковские финансовые институты, стремящиеся завоевать рынки зарубежных стран, ориентированы на предоставление качественно новых услуг практически любым клиентам по всему миру и в любое время.
2.2 Банковская система в Германии
Национальная банковская система Германии, как и во всех развитых странах, является двухуровневой, на первом уровне находится центральный банк ФРГ (Бундесбанк). Второй уровень банковской системы Германии составляют коммерческие банки.
Немецкий Бундесбанк, центральный банк ФРГ, является составной частью Европейской системы центральных банков и принимает участия в выполнении его задач, связанных с поддержанием стабильность евро и обеспечении четкого проведения внутренних и международных платежей.
«Бундесбанк» организован на децентрализованной основе. Он состоит из центрального управления,9 офисов называемых Центральными банками земель и 126 отделений в наиболее крупных городах. Численность персонала в системе банка на 31.10.05 -122774 служащих. [10, с. 11-12].
Органами управления центрального банка Германии являются:
1)Cовет Центрального банка
2)Cовет директоров
3)правление центрального банка
Стратегическими целями Бундесбанка являются:
1)ценовая стабильность в зоне евро и реализация монетарной политики в пределах Германии
2)наблюдение и постоянное развитие международной денежно-кредитной и финансовой системы
3)обеспечение стабильности функционирования платежной системы
4)обеспечение экономики наличностью
5)задачи контроля банковской деятельности
Основные операции Бундесбанка:
1)операции с кредитными институтами:
а) покупка и продажа векселей чеков
б) выдача ломбардных кредитов, срок не менее трех месяцев
в) прием и хранение активов, прежде всего ценных бумаг
г) проведение всех банковских операций с нерезидентами
д.) прием чеков, векселей, платежных требований, ценных бумаг, процентных купонов для получения оплаты
2) операции с государственными органами. Для этих целей он вправе выдавать одновременные кредиты
3) операции на открытом
рынке используются для
Банковская сеть включает сотни банков и их филиалов, не только крупные, известные во всем мире универсальные банки, но и средние и мелкие банки. Банки Германии преимущественно универсальны. Практически любой немецкий банк предоставляет полный пакет услуг, от ведения расчетного счета до операций с ценными бумагами, кредитами на строительство и т.д. Основное различие между банками заключается в ценах на услуги и в уровни сервиса. Необходимо отметить, что процессы дерегулирования в финансово-банковском секторе экономики Германии проходят в том же русле, что и в других развитых странах. [10, с. 11-12].
Основной проблемой кредитно-финансовой системы Германии до 2006г., сложившейся исторически, был ее трехуровневый характер. Около 40% кредитов и частных вкладов находилось в руках, опирающихся на государственные гарантии сберегательных касс. Еще примерно 18% приходилось на действующие, на кооперативных началах т.н. «Народные банки». Доля четырех крупнейших частных банков на этом рынке 13-14%. В кредитной сфере соперничать со сберегательными кассами коммерческим банкам трудно, поскольку те, пользуясь государственной поддержкой, имеют возможность предоставлять более дешевые кредиты. В итоге, чтобы окончательно не потерять клиентов, коммерческие банки вынуждены до минимума сокращать свою маржу, что ведет к снижению рентабельности. В 2006 году наметились некоторые перспективы повышения эффективности деятельности германских банков. На фоне продолжающегося сокращения числа банковских и кредитных институтов Германии, вызванного, главным образом, внутренними слияниями и поглощениями, государство, по требованию Еврокомиссии, продолжило реализацию программы по либерализации национального банковского сектора, начатую в 2005 году.
По мнению экспертов, чрезмерные внутренние издержки, связанные с организацией деятельности банков, огромный объем невозвратных ссуд и рискованных кредитов, а также значительное число излишнего персонала негативно сказываются на банковской системе ФРГ: общий объём «невозвратных» кредитов, выданных германскими банками, составил на начало 2007г. около 180 млрд. евро. Согласно федеральной статистике, в настоящий момент в Германии неплательщиками в той или иной мере являются 3 млн. домашних хозяйств. [10, с. 11-12].
2.3 Банковская система в странах с переходной экономикой
Перед странами с переходной экономикой встала задача трансформировать банковскую систему. Сложность ее определяется тем, что изначально банки не были готовы взять на себя функции, свойственные финансовым институтам в рыночной экономике.
Одной из первых проблем банковских систем в странах с переходной экономикой стали "плохие кредиты". Ее причинами были, с одной стороны, системно невозвратный характер кредита в прежней плановой экономике, а с другой - резкое ухудшение положения предприятий и снижение реальных доходов населения в условиях трансформационного кризиса [5, с.16]
Существовало несколько вариантов решения этой проблемы: списание долгов банкам с последующим прекращением кредитования убыточных предприятий, списание долгов и продолжение кредитования, сохранение долгов на балансах коммерческих банков и помощь им со стороны государства, переложение всей тяжести проблемы на коммерческие банки.
Практически в странах с переходной экономикой на различных этапах применялись все перечисленные варианты, а также их комбинации.
Но в любом случае проблема "плохих долгов" сохранялась надолго. Постоянно возникали своеобразные "порочные круги", например, списание долгов - продолжение кредитования убыточны предприятий - накопление новых "плохих долгов"; списание долгов - прекращение кредитования - ухудшение положения предприятий - сокращение депозитной базы банков; сохранение долгов на балансах банков - временное ослабление остроты проблемы в связи с высокой инфляцией — снижение темпов инфляции — возобновление проблемы.
Решение проблемы "плохих долгов" на первом этапе не гарантировало от ее повторного появления. Во многих странах продолжался трансформационный спад, обусловленный, в частности, и институциональными факторами: отсутствие независимой кредитной политики у коммерческих банков и плохое управление государственными компаниями.
На начальном этапе переходного периода эти проблемы уже породили кризисы в банковских системах Венгрии и Хорватии. Создание двухуровневой банковской системы в Венгрии в конце 80-х годов сопровождалось специализацией банков по отраслевому признаку [5, с. 16].Это позволило сохранить определенные взаимосвязи между предприятиями и банками, но1тредсттределило и продолжение кредитования убыточных предприятий. В то же время банки могли получать дополнительную прибыль вследствие инфляции, которая обесценивала ранее выданные и оказавшиеся безвозвратными кредиты и увеличивала в номинальном выражении ресурсную базу банков за счет депозитов предприятий. Коммерческие банки не стремились и не поощрялись налоговой политикой государства к созданию резервов по ссудам.
Ситуация в корне изменилась в конце 1991-1992 гг. После вступления в силу в конце 1991 г. Банковского закона коммерческие банки были вынуждены улучшить свои кредитные портфели и создать резервы под определенные виды предоставленных ссуд. Тогда же вступил в действие жесткий закон о банкротстве предприятий. В 1992 г. были изменены положения, позволявшие учитывать неполученные проценты как прибыль. В результате к концу 1992 г. все государственные банки и банки, обслуживавшие промышленность, потеряли свой капитал, часть клиентов и оказались несостоятельными. Государство начало активно помогать банкам, попавшим в столь затруднительную ситуацию. В конце 1992 г. в обмен на необеспеченные кредиты банкам с нормативом достаточности капитала ниже 7% были предоставлены государственные облигации.
Однако положение банков продолжало ухудшаться, и правительство вновь предприняло шаги по улучшению ситуации, подойдя к проблеме с позиций должников. Долги снова были изъяты из портфелей банков в обмен на государственные облигации. Тем не менее, объем необеспеченных кредитов по-прежнему рос и составил к концу 1993 г. 30% всей суммы банковских кредитов. Поэтому в 1993-1994 гг. была проведена масштабная рекапитализация банковской системы. Ее осуществляли в форме увеличения государством регистрируемого капитала банков и выкупа им вновь выпущенных акций. В результате отношение капитала к активам в четырех крупных государственных банках было доведено до 8%, то есть стало соответствовать стандартам Банка международных расчетов. Издержки государства на эти меры составили около 10% ВВП.[5, с. 172],Таким образом, Венгрии удалось справиться с кризисом в банковской системе, основной причиной которого специалисты считают спад в экономике.
Роль банковской системы, весьма значительная в развитых рыночных экономиках, на начальном этапе преобразований в трансформирующихся экономиках была гораздо менее важной. Но эту роль необходимо было неуклонно повышать, создавая условия для выполнения банковской системой ее обычных макроэкономических функций.
В Хорватии постепенная реформа банковского сектора началась еще в середине 80-х годов рамках прежней СФРЮ. Бывшие предприятия учредители стали акционерами трансформировавшихся банков. В такой ситуации "плохие кредиты " были скорее правилом, чем исключением. Так, в 1989 г. плохие активы банков в два раза превышали размер их капитала. Правда, положение в значительной степени облегчала высокая инфляция. К решению проблемы "плохих долгов" правительство обратилось в 1991-1992 гг. выпустив так называемые крупные облигации, которыми определенные предприятия выплачивали банкам номинальную стоимость своих просроченных обязательств. Стоимость выпущенных крупных облигаций составила около 990 млн. долл.
Еще одной серьезной проблемой для хорватской банковской системы были старые валютные сбережения. В рамках бывшей СФРЮ в 1991 г. депозиты населения и предприятий в банках были переведены в Национальный банк Югославии, чтобы использовать их для финансирования бюджета. С распадом СФРЮ в конце 1991 г. хорватские банки имели в составе своих обязательств валютные депозиты, но не обладали активами для их покрытия. Тогда было решено блокировать счета населения в иностранной валюте, выпустив против них облигации. В июне 1992 г. эти облигации составляли 44.7% активов банков, а блокированные валютные депозиты - 41.5% пассивов. Таким образом, сбережения в иностранной валюте были отнесены к государственному долгу. В то же время значительная часть денежной массы автоматически стала неработающей. Оздоровление банковской системы в конце 1991 г. потребовало значительных издержек (по оценкам, 22.6% ВВП). Государственный долг, возникший в результате оздоровления банков, составлял 96.5% всего госдолга. Тем не менее, окончательно решить проблемы банковской системы не удалось, поскольку продолжалось падение производства; распад СФРЮ уменьшил рынки сбыта для хорватских предприятий; кроме того, на территории страны начались военные действия [5, с. 190].
Тем не менее, правительство долго не вмешивалось в функционирование банковского сектора, и лишь в 1996 г. начался процесс оздоровления трех из четырех крупнейших банков страны. В них "плохие кредиты" превышали размер собственного капитала. Во всех трех банках в процессе оздоровления одна часть кредитов была передана специальному агентству, а остальное было списано путем дебетования банковского капитала и резервов. После этого правительство провело рекапитализацию каждого банка, доведя уровень капитала до минимально достаточного. В результате проведенной рекапитализации процентные ставки по депозитам в национальной валюте (куна) начали снижаться.