Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:04, курсовая работа
Подробный анализ состояния финансовой системы Республики Беларусь содержится в отчетах и докладах МВФ (Международного Валютного Фонда). Для изложения процесса зарождения и эволюции банковских институтов были использованы работы следующих авторов: И.Т.Балабанова, Г.И.Кравцовой, Г.Н.Белоглазовой, О.Н.Мисько и др.
Основная цель работы – выработка практических рекомендаций по реформированию банковского сектора Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………….………….….3
Происхождение банков, их сущность и роль в экономике………..….....4
Зарождение и эволюция банковского дела……………………..….5
Банковская система, ее структура…………………………..….…..5
Особенности и задачи функционирования центральных банков……………………….....................................................................8
Операции коммерческих банков, их роль в экономике…………10
Функционирование и развитие банковского сектора в странах с трансформационной экономикой…………………………………….……..15
Банковская система в развитых странах……..………………...…19
2.2 Банковская система в Германии……………….………...………..21
2.3 Банковская система в странах с переходной экономикой……....19
Особенности функционирования банковской системы Республики Беларусь, перспективы ее развития………………......................................25
Банковский сектор Республики Беларусь, оценка стабильности финансовой системы…………………………………………...………....27
Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь . ..29
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованных источников………………………………………...…35
Приложения…………………………………………………………..……….…
В целом в странах с переходной экономикой количество банков, которые являются небольшими и несопоставимы по размеру активов с банками развитых стран, остается избыточным, принимая во внимание размеры самой экономики. Кроме того, в странах с переходной экономикой отсутствует развитая филиальная сеть банковских учреждений в расчете на 1 тыс. населения и наблюдается избыточная занятость в банковском секторе в расчете на 1 отделение банка, что при существующем уровне развития экономики и размерах банковского сектора обуславливает более высокие операционные издержки, связанные с предоставлением банковских услуг, относительно уровня доходов в стране. [11, с.34]
Реформирование банковского сектора в переходных экономиках еще не завершено. Процесс трансформации банковских систем займет еще достаточное количество времени, так как он осуществляется в контексте структурных реформ в экономике в целом и во взаимосвязи с разработкой комплекса мер институционального, законодательного и организационного характера.
Из данной главы вытекают следующие выводы:
1. Переход от плана к рынку замед
2. Реальный и финансовый сектор
экономики взаимозависимы. Эффективность
функционирования одного
3. Ключевое направление банковской реформы – приватизация банковского сектора.
4. Развитие небанковских
3 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Банковский сектор Республики Беларусь, оценка стабильности финансовой системы
Банковская система Республики Беларусь является составной частью финансово- кредитной системы, которая представляет собой совокупность банковских институтов двух уровней. На первом уровне находится Национальный банк Республики Беларусь (Центральный банк), а на втором -коммерческие банки.
Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь. Национальный банк действует исключительно в интересах Республики Беларусь и подотчетен Президенту Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет другую деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республики Беларусь..
Коммерческие банки проводят активные и пассивные операции за счет собственных и заемных средств, хранят свободные денежные средства на счетах в Национальном банке, самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств.
Правовой основой функционирования Национального банка Республики Беларусь является Конституция Республики Беларусь. Банковский кодекс Республики Беларусь и другие нормативно-правовые акты Республики Беларусь.
Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы РБ, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы являются основными целями деятельности Национального банка.
Для выполнения своих целей Национальный банк РБ законодательно наделен рядом функций, основные из них:
1)осуществление эмиссии денег;
2)регулирование денежного обращения;
3)регулирование кредитных
4)осуществление валютного
5)осуществление
6)надзор за деятельностью банк
7) регулирование
8) обеспечение единого порядка
бухгалтерского учета и
9)разработка платежного
10)определение порядка проведения безналичных и наличных расчетов;[10, ст.8]
Отличительной особенностью операций, проводимых Национальным банком, является то, что они осуществляются не с целью получения доходов, а с целью выполнения основных параметров кредитной политики.
В банковском законодательстве заложены основные принципы банковской деятельности, используемые в международной практике:
1)регулирование деятельности
2)Банковская деятельность и осуществление отдельных операций подлежат обязательному лицензированию.
3)Банки свободны от
4)Органы государственной
5)Банки обязаны в период
6)Банки обеспечивают тайну по
счетам, вкладам и операциям клиентов
в установленных законом
Банки РБ составляют второй уровень банковской системы страны.
По сравнению с зарубежными аналогами банки РБ очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы РБ даже не равна среднему банку Российской Федерации. В то же время организационная структура управления банковского сектора РБ построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества.
К основным видам деятельности банков второго уровня относятся: предоставление кредитов; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; ломбардная деятельность; факторинг и форфейтинг; поручительство; банковское хранение; предоставление сейфов в имущественный наем; деятельность по обмену валюты; скупка и продажа; обмен драгоценных металлов, камней и др. [10, ст.9]
Взаимоотношение банков с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств для действующих банков, норматив для действующей части уставного фонда; нормативы ликвидности банка; норматив достаточности капитала банка, норматив обязательных отчислений в фонд резервов, норматив максимального риска на одного заемщика.
По состоянию на 1декбря 2007 года Республики Беларусь действует 27 банков с 365 филиалами.
Развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь направленно на повышение устойчивости банковской системы, расширение ее финансового потенциала, улучшение количества и качества выполняемых банковских операций и оказываемых услуг. [10, ст.10]
Банковская система Беларуси — одна из самых управляемых и контролируемых на территории СНГ. В настоящий момент в Беларуси функционирует 28 акционерных коммерческих банков АКБ, в числе которых 15 — совместных, с участием иностранного капитала, и два — со 100-процентным иностранным капиталом. Все вместе они имеют на территории нашей небольшой страны 544 филиала, которые оказывают населению и субъектам хозяйствования различные финансовые услуги.
По-прежнему среди них особняком стоят так называемые "системообразующие" банки, они же — уполномоченные по обслуживанию государственных программ. Это "Беларусбанк", "Агропромбанк", "Белпромстройбанк", "Приорбанк", "Белвнешэкономбанк", "Белбизнесбанк" и "Белорусский банк развития", в которых сосредоточено до 85—86 процентов всех активов банковской системы. Кроме того, имеются представительства ряда зарубежных банков. В частности, "Дрезднербанка" и "Коммерцбанка" (Германия), "Мосбизнесбанка" (Россия), "Депозитно-Кредитового банка" (Люблин, Польша). Большинство банков являются универсальными кредитными учреждениями, осуществляющими широкий круг банковских операций в интересах отечественных и зарубежных клиентов. Законом о ценных бумагах и фондовых биржах определены порядки регистрации, выпуска и обращения ценных бумаг, порядок и принципы деятельности фондовой биржи, а также дополнительные меры по защите иностранных инвесторов. Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем принятия законодательных и нормативных актов, лицензирования и контроля за деятельностью рынка ценных бумаг. С целью обеспечения единой государственной политики в этой сфере образован центральный государственный орган - Комитет по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь. [ 15]
Развитие эффективно функционирующего рынка ценных бумаг тормозит неудовлетворительная нормативно-правовая основа защиты имущественных, договорных и других экономических прав и влияние факторов, ограничивающих возможности для проведения операций на вторичном рынке. Программу ваучерной приватизации тоже нельзя назвать успешной, так как значительная часть населения не воспользовалась своими ИПЧ «Имущество». Частые изменения в нормативно-правовой основе надзора и регулирования операций с ценными бумагами подрывают доверие инвесторов, эмитентов и посредников к рынку ценных бумаг.
Специалисты МВФ сделали следующие заключения по состоянию финансовой системы Республики Беларусь.
1. Несмотря на достижение
2. В финансовой системе все
еще преобладает централизованн
3. В плане создания равных
условий для функционирования
всех банков ситуация не
4. Все еще недостаточно развит
небанковский финансовый
5. Ускорение структурных реформ
является одним из необходимых
условий создания эффективной
финансовой системы со
Заключения МВФ о недостаточной скорости проведения структурных реформ вполне справедливы, но в условиях перехода к рыночной экономике, приступая к серьезным экономическим преобразованиям, торопиться не следует. Реформирование банковского сектора необходимо осуществлять в контексте структурных реформ реального сектора: значительный разрыв в уровнях их развития недопустим. Но на сегодняшний день ситуация такова: реформирование банковского сектора проводится более быстрыми темпами.
Несомненно, что надежность банковской системы повысилась, несмотря на уязвимые места, особенно в плане быстрого роста кредитов, когда значительная их часть предоставляется по указанию правительства. Национальный банк Республики Беларусь стабилизировал стоимость белорусского рубля, усовершенствовал техническую инфраструктуру, систему надзора и регулирования с целью приведения их в соответствие с международными стандартами, что усилило прозрачность банковского капитала, корпоративное управление и управление риском. Однако очевидно, что банковская система Республики Беларусь все еще нуждается в финансовой поддержке правительства.
Концепция развития на 2001—2010 гг. Данная концепция развития банковской системы Беларуси предполагает повышение функциональной роли банковского сектора в национальной экономике, постепенное приближение его параметров к показателям деятельности банковской системы стран-лидеров с переходной экономикой. При решении данной задачи придется исходить из того, что основным источником пополнения ресурсной базы могут выступить только внутренние источники.
Поставлена задача обеспечить постепенное сокращение доли государства в уставных фондах коммерческих банков. К концу 2005 г. государство намерено сохранить контрольный пакет акций в четырех банках — АСБ «Беларусбанк», ОАО «Бе-лагропромбанк», ОАО «БелПромстройбанк», ОАО «Белинвест-банк». Чтобы обеспечить приемлемый уровень развития конкуренции, необходимо отказаться от предоставления таким банкам каких-либо привилегий.
Существует острая необходимость активно развивать страховые компании и пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании, кредитные союзы. Реформирование банковского сектора во многом зависит от общих темпов и принятой стратегии экономического развития, проводимых структурных преобразований. [2, с. 343].
3.2 Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь
Банковская система Беларуси имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Однако, в связи с тем, что ей приходится функционировать в условиях трансформационной экономики, решение многих проблем, связанных с работой банковского сектора, займет еще немало времени. Также развитие банковского сектора, хотя и в малой степени, будет тормозиться тем, что Республика Беларусь определила для себя целью построение социально-ориентированной рыночной экономики. Однако в перспективе этот фактор скорее будет способствовать укреплению ресурсной базы банков за счет увеличения доходов населения.
Что касается развития страхового сектора, сектора специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов и рынка ценных бумаг, то в ближайшее время не ожидается их бурного развития. Во-первых, на сегодняшний день банки со своими филиалами вполне обеспечивают процесс перераспределения свободных денежных ресурсов. Во-вторых, для разработки нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность небанковского финансового сектора, которая бы отвечала международным принципам и стандартам, также необходимо значительное количество времени. В-третьих, в ближайшей перспективе в Беларуси не планируется быстрых темпов приватизации, что поспособствовало бы развитию рынка ценных бумаг, а также имеются барьеры для входа на рынок страховых услуг частных, в большей степени иностранных страховых компаний. [8, с. 15]