Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основ-ных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия де¬нежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйствен¬ного комплекса, а также результат корреляции между приращением денеж¬ной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсиан¬ской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 118.17 Кб (Скачать файл)

Работа Департамента по ценным бумагам во II полугодии 2014 г. будет вестись в соответствии с возложенными задачами, определенными Положением о Департаменте по ценным бумагам, Планом работы Департамента по ценным бумагам на 2014 год. В целях дальнейшего развития фондового рынка, создания благоприятных условий для инвестирования в экономику республики, активизации процесса самостоятельного привлечения предприятиями инвестиций, Департаментом по ценным бумагам планируется во II полугодии 2014 г. проведение работы по следующим направлениям: - комплексное регулирование рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами и современными потребностями рынка; - повышение инвестиционной культуры участников рынка ценных бумаг и финансовой грамотности населения; - создание условий привлечения организациями республики инвестиций на зарубежных фондовых рынках, включая рынки стран СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП, путем приближения белорусского законодательства о ценных бумагах к принципам, применяемым в мировом финансовом сообществе – международным стандартам и Директивам ЕС.

Банковский сектор Республики Беларусь представлен 31 действующим банком. Он характеризуется высоким уровнем концентрации: на долю 5 крупнейших банков приходится около 79% активов банковского сектора, причем 3 из 5 банков являются государственными. В 15 банках доля иностранного капитала превышает 50%, 7 банков – полностью иностранные, при этом доля государства в активах банковского сектора доминирует и составляет около двух третей, что значительно превышает аналогичный показатель в странах-соседях и ЕС. Среди иностранного капитала наиболее широко представлен российский капитал. Российские банки в основном относятся к крупным банкам. Многие банки, как привлекающие, так и не привлекающие депозиты физических лиц, не выполняют требования к минимальному нормативному капиталу. 7 банков, имеющих лицензию на привлечение депозитов физлиц, имеют капитал ниже 25 млн евро. Среди банков, не привлекающих средства физлиц в депозиты, 5 банков не соответствуют нормативу в 15 млн евро. В 2012 году банковский сектор начал свое восстановление после девальвации национальной валюты (совокупная девальвация в 2,7 раза в 2011 году). Совокупные активы банковского сектора, нормативный капитал (уставный капитал банков номинирован в белорусских рублях) и прибыль, в эквиваленте в иностранной валюте, начали прирастать в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Данная тенденция продолжилась и в 2013 году. В 2011 году в связи с применением стандарта 29 МСФО «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» подавляющее большинство белорусских банков по МСФО продемонстрировали чистый убыток, в то время как по национальным стандартам все банки Беларуси, за исключением Белорусского Банка Малого Бизнеса, получили прибыль. В 2012 и 2013 году гораздо меньшее количество банков показало негативные финансовые результаты по МСФО. Национальный Банк Республики Беларусь (НБ) внес изменения в требования по минимальному размеру нормативного капитала на уровне не менее 25 млн евро в эквиваленте для существующих банков, не привлекающих средства физических лиц. Для банков, которые на момент внесения изменений не имели необходимого капитала, установлен период для его поэтапного увеличения. Так с 1 января 2014 года норматив уже увеличен до 15 млн евро, а 1 января 2015 года он будет составлять 25 млн евро. В начале 2013 года сменил акционеров Онербанк (Норд Европеан Банк), и Евробанк. А Альфа-Банк Финанс завершил присоединение к Альфа-Банку. Во второй половине 2013 года также был приобретен ББМБ, а государственная доля в банке ВТБ (Беларусь) была продана российской материнской компании.

Национальный банк в 2014 году не будет осуществлять смягчение денежно-кредитной политики на фоне достигнутых договоренностей в части привлечения необходимых объемов внешних заимствований для пополнения государственных золотовалютных резервов.

Наоборот, подходы к ее проведению будут ужесточены. Ряд соответствующих решений принят на заседании Правления Национального банка, состоявшемся 3 января 2014 г.

Так, реализация мер по повышению эффективности банковского кредитования позволит в I квартале текущего года ограничить прирост требований к экономике на уровне до 0,7 процента в среднем за месяц. Такие темпы кредитования соответствуют годовому прогнозу, позволяют обеспечивать необходимое развитие экономики без негативного влияния на макроэкономическую сбалансированность.

Подходы к рефинансированию банков со стороны Национального банка также будут ужесточаться, стимулируя банки обеспечивать проведение активных операций строго в соответствии с имеющимися ресурсными возможностями.

Ставка рефинансирования в январе 2014 г. сохранится на прежнем уровне, а в дальнейшем ее изменения будут осуществляться в зависимости от динамики инфляции и ситуации на финансовом рынке и носить плавный характер. При этом базовым принципом процентной политики в 2014 году останется поддержание доходности по рублевым инструментам, превышающей доходность хранения средств в иностранной валюте и обеспечивающей надежную защиту сбережений от инфляции. В свою очередь, это будет способствовать укреплению доверия к национальной валюте и дедолларизации экономики.

В текущем году продолжится проведение курсовой политики, обеспечивающей формирование обменного курса белорусского рубля на основе спроса и предложения. При этом Национальный банк не допустит резких колебаний курса, сглаживая их своими инструментами.

За 2014 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 15,1 млрд. долларов США инвестиций, что на 0,7% больше, чем за 2013 год.

 

 Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (41,6% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (18,6%), Нидерландов (13%), Кипра (6,2%), Австрии (3,5%), Германии (2,5%).

 

 За 2014 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (74%). На организации Минской области приходилось 7% валового поступления иностранных инвестиций, Витебской – 6,8%, Гомельской – 5,9%. (приложение 7)

 

 Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 10,2 млрд. долларов США или 67,4% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2013 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций уменьшилось на 914,6 млн. долларов США (на 8,3%).

 

 Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (82,1% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2014 год составила 7,7 млрд. долларов США, и уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 517 млн. долларов США (на 6,3%).

От резидентов России поступило 50,3% прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги от общего объема прямых инвестиций, от резидентов Соединенного Королевства – 23,8%, Кипра – 7%, Германии – 3,6%.

 

 Прочие иностранные инвестиции (не от прямого инвестора) составили 4,9 млрд. долларов США, или 32,5% от всего валового поступления иностранных инвестиций. По сравнению с 2013 годом поступление прочих иностранных инвестиций увеличилось на 1 млрд. долларов США (на 26,5%).

 

  За 2014 год организациями республики (кроме банков) направлено за рубеж инвестиций на сумму 6 млрд. долларов США, что на 5,6% меньше, чем за 2013 год.

 

 Значительные объемы инвестиций организациями республики были направлены субъектам хозяйствования России (37,7% от всех направленных инвестиций), Нидерландов (20,5%), Соединенного Королевства (18,2%), Украины (13,7%).

 

 За 2014 год наибольшие суммы инвестиций были направлены за рубеж организациями г. Минска (73%), Минской области (9%), Могилевской области (6,3%).(приложение 8)

На долю прямых инвестиций приходилось 70% всех направленных инвестиций за рубеж. По сравнению с 2013 годом объем направленных прямых инвестиций за рубеж уменьшился на 481,9 млн. долларов США (на 10,3%).

Основной формой направления прямых инвестиций были долговые инструменты (98,6% от общего объема прямых инвестиций за рубеж). В объем направленных за рубеж прямых и, соответственно, в общий объем направленных инвестиций включена задолженность за товары, работы, услуги, которая за 2014 год составила 4,1 млрд. долларов США, и уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 307,1 млн. долларов США (на 6,9%).

 

 Субъектам хозяйствования России организации республики направили 46,9% прямых инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги от общего объема направленных прямых инвестиций, субъектам хозяйствования Соединенного Королевства – 26%, Украины – 19,5%.

 

 Организации республики направили за рубеж прочих инвестиций на сумму 1,8 млрд. долларов США, что составило 30% всех направленных инвестиций за рубеж. По сравнению с 2013 годом направление за рубеж прочих инвестиций увеличилось на 125,2 млн. долларов США, или на 7,5%.

 

 

 

 
 

3. Критерии повышения эффективности денежно-кредитной политики.

Инструменты денежно-кредитной политики в 2015 году будут направлены на ограничение инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

Ставка рефинансирования будет играть ключевую роль в формировании стоимости ресурсов на денежном рынке. Она будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике. С учетом замедления инфляции среднегодовое значение ставки рефинансирования в 2015 году сложится на уровне 15-16 процентов годовых. 
Политика процентных ставок в 2015 году обеспечит их поддержание на положительном в реальном выражении уровне. Обеспечение привлекательности и сохранности сбережений в белорусских рублях будет осуществляться путем превышения их доходности над доходностью сбережений в иностранной валюте.

Сохранятся рыночные условия рефинансирования банков с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности.

Продолжится проведение курсовой политики, направленной на сглаживание резких колебаний обменного курса белорусского рубля. Его динамика будет формироваться под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов.

Важной общегосударственной задачей в 2015 году останется поддержание уровня золотовалютных резервов в условиях значительных выплат по внешним и внутренним обязательствам Республики Беларусь. 
Динамика международных резервных активов Республики Беларусь будет определяться преимущественно состоянием внешней торговли, объемами привлечения прямых иностранных инвестиций и рефинансирования государством обязательств в иностранной валюте.

Национальный банк в 2015 году продолжит работу, направленную на повышение устойчивости банковского сектора, формирование условий для дальнейшего развития и внедрения новых банковских технологий, повышения стандартов и качества банковских услуг.

Банки улучшат управление кредитным риском. Качество активов банков сохранится на приемлемом уровне, обеспечивающем необходимую доходность банковского сектора и защиту интересов вкладчиков и акционеров. 
В 2015 году будут приняты меры по повышению эффективности банковского надзора путем внедрения международных стандартов регулирования деятельности банков и надзора за ней.

В 2015 году действия Национального банка будут направлены на стимулирование банков к наращиванию устойчивой ресурсной базы и активному участию в развитии экономики путем вовлечения средств населения и юридических лиц на долгосрочной основе с использованием различных финансовых инструментов.

Прирост широкой денежной массы в 2015 году сложится на уровне 13-15 процентов. Кредитование банками экономики будет сбалансировано с ее развитием и направлено преимущественно на эффективные окупаемые проекты, в том числе финансируемые с использованием государственной поддержки. Требования банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» к экономике в 2015 году вырастут на 12-14 процентов.

Кредитование государственных проектов будет осуществляться в соответствии с принятым Правительством Республики Беларусь решением о финансировании государственных программ и мероприятий в 2015 году с учетом возможностей бюджета Республики Беларусь по компенсации процентных расходов.

В 2015 году формирование финансового рынка будет обеспечиваться путем совершенствования его инструментов, механизмов и инфраструктуры. Данная работа будет осуществляться при тесном взаимодействии государственных органов и участников финансового рынка.

Дальнейшее развитие получит небанковский сегмент финансового рынка, в том числе лизинг, микрофинансирование, страховые услуги, внебиржевые финансовые инструменты.

Продолжится контроль за своевременным возвратом валютной выручки в страну.

В 2015 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы за счет совершенствования нормативной правовой базы в этой сфере, ценовой политики на расчетные услуги и развития электронного документооборота. Продолжится работа по минимизации рисков в платежной системе на основе улучшения управления ликвидностью, развития программно-технической инфраструктуры с учетом международных стандартов, осуществления риск ориентированного надзора.

Развитие информационных технологий в банках и других финансовых организациях в 2015 году будет направлено на обеспечение эффективности и непрерывности предоставления современных банковских и иных финансовых услуг.

Совершенствование системы безналичных расчетов по розничным платежам в 2015 году будет направлено на увеличение доли безналичных операций, применение 
новых банковских продуктов и технологий на основе использования банковских платежных карточек и электронных денег.

Особое внимание в 2015 году будет уделено вопросам, связанным с функционированием Евразийского экономического союза, развитием договорно-правовой базы и гармонизацией законодательств его участников в финансовой и валютной сферах.

Продолжится работа по развитию сотрудничества и расширению взаимовыгодных связей между банковскими системами Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства. 
Сотрудничество Национального банка с центральными (национальными) банками других государств Содружества Независимых Государств будет осуществляться в рамках Совета Межгосударственного банка, а также двусторонних и многосторонних консультационных межбанковских органов. 
Продолжится сотрудничество с международными финансовыми институтами по реализации ранее согласованных направлений технической помощи, а также определению сфер экспертного содействия по актуальным вопросам деятельности Национального банка.

Информация о работе Цели и инструменты денежно-кредитной политики